Развитие музыкального чтения должно развиваться во всех возможных направлениях, «вширь» и «вглубь»:
1. Беглое чтение должно основываться на простом для координации музыкальном материале при традиционной черно белой зрительной презентации нотного стана
2. Совершенствование координационных навыков должно основываться на презентации нотного стана, обогащенной цветом и образами
3. Развитие техники считывания нот должно развиваться путем специальных упражнений для зрительного, координационного и слухового восприятия ученикаи происходить параллельно со всеми основными видами работы
Главным условием обучения музыке как языку должно стать постепенное продвижение от простого к сложному и точки на каждом уровне обучения. Вот как можно выстроить курс обучения, основываясь на базовых способностях любого человека просто слышать звуки, различать краски и шевелить пальцами.
Зрительное развитие нотного чтения и записи:
- сила – исходные навыки - способность различать зрением цвет и образ, которым естественно владеет большинство людей
- точка опоры - стикерсы на клавишах с графическим изображением Алавита и Азбучного звукоряда
- освоение нового –
1. способность различать клавиши и ноты в процессе прочтения по именам и с помощью красок,
2. увеличение скорости реакции на прочитанный текст в процессе накопления опыта, способность охватывать нотную партитуру и клавиши инструмента в системе как одно целое,
3. умение вычленять из нотного текста необходимые составляющие, способность слышать нотный текст внутренним слухом,
4. способность записывать собственные музыкальные мысли.
Координационное развитие:
- сила- исходные навыки - природная способность владеть каждым пальцем правой и левой руки и координировать обе руки.
- точка опоры – проговаривание формул последовательности в упражнении и прочитывание азбучного нотного стана
- освоение нового
1. способность «владеть пространством» с помощью «хождения» по формуле упражнений,
2. способность «владеть пространеством» с помощью развивающегося нотного чтения,
3. освоение разнообразных приемов звукоизвлечения и развитие техники пальцев и рук,
4. способность использовать координационные навыки для собственного творчества.
Грамматическое развитие:
- сила – исходные навыки -знание Музыкального Алавита в любом направлении, способность различать цвет и графические образы, владение навыками «хождения» по клавишам и чтения азбучного нотного стана
- точка опоры – Азбучная презентация Нотного Стана
- освоение нового –
1. накапливание разучиваемого и прочитываемого материала
2. постепенное осмысление текста с точки зрения правил грамматики,
3. накапливание правил грамматики и способность грамматического анализа музыкального текста
4. способность творческого применения музыкальной грамотыв собственных сочинениях и импровизациях как высшая форма музыкальной деятельности
- Слуховое развитие:
- сила – исходные навыки: способность различать звуки, знание Музыкального Алфавита, способность владеть каждым пальцем и умение играть упражнения, способность считывать ноты с помощью Азбучного Нотного Стана.
- Точка опоры – пение изучаемого материала звуками Сольфеджио.
- Освоение нового –
1. способность переводить нотные символы в звуки музыки голосом или с помощью фортепиано,
2. развитие музыкального слуха и музыкальной памяти в процессе накопления музыкального опыта
3. способность анализа услышанного с помощью разучиваемых правил грамматики
4. музыкальное мышление и способность создавать собственные музыкальные мысли
Учить или не учить? Компьютерный вопрос.
Пора расстаться с теорией о том, что обучение музыке требует терпения и страданий
Я училась музыке «традиционным» способом и , перевернув нотный стан ключами вверх, сначала сама должна была привыкнуть, как смотреть на ноты в этом непривычном мне ракурсе. Но воодушевление и успехи моих учеников стали для меня наградой моим усилиям. Теперь я не представляю себе другого пути. Порой некоторые очень консервативно настроенные родители просят меня учить детей старым способом. Но даже они, когда видят, как это тормозит скорость прочтения нотного текста, отказываются от этой затеи. Это все равно, что вернуться от быстрого, мощного, скоростного компьютера, к старой машине, которая « зависает» каждую минуту при поступлении даже самой небольшой дополнительной информации.
Прийдя к выводу и доказав это на деле, что каждый ребенок способен читать ноты и играть на фортепиано двумя руками так же легко, как кататься на велосипеде, я вызвала гнев и непонимание со стороны «традиционных» учителей фортепиано, для которых обучение музыкальному языку превратилось в «философию мучений и тяжелого труда». За многие столетия преподавания музыкальная педагогика плыла против течения – естественного пути развития восприятия человека, боролась против законов природы развития и становления навыков и циклов обучения, пытаясь обратить его в свою «веру», согласно которой нужно учиться долгим и запутанным путем. Вместо того, чтобы найти причины проблем и устранить их, она придумала себе оправдательную философию : мучение и тяжелопреодолимые трудности - это обязательные условия получения музыкальной грамотности.
Однажды я получила гневное письмо от профессионального пианиста и учителя музыки. Он яростно защищал позицию традиционного обучения и обвинял применение точки опоры в обучении как «запутываение» учащихся шарлатанскими приемами. Защищая малоэффективные традиционные методы обучения музыке, автор письма завершил свою гневную тираду характерными словами, которые могут стать девизом «традиционной школы обучения музыке»:
«Ваша программа только кажется простой , но на самом деле это иллюзия. В погоне за долларом вы забываете, что не все могут научиться играть на фортепиано, а только те кто готовы работать чрезвычайно тяжело!»
Под «погоней за долларом» консервативные преподаватели понимают идею всеобщего музыкального образования. Для них музыкальная образованность общества в принципе не является возможной, потому что они не верят в возможность обучения всех, зная, что не каждый человек имеет такой запас терпения и исключительных способностей, чтобы пройти через все круги ада для достижения эллементарной грамотности. Откуда у них такая уверенность, понять несложно: из собственного преподавательского опыта. Ведомые инстинктом, а не чувством здравого смысла, они способны научить только самых одаренных людей и то не благодаря системе обучения, а вопреки ей. Не удивительно, что идею музыкальной образованности всех они воспринимают в штыки и считают попыткой обогатиться «шарлатанском обмане большинства»
В своем нежелании пересмотреть методы работы они готовы свести результаты собственных усилий на нет, лишь бы ничего не менять в иерархии «жрецов от музыки», требующей восприятие человека идти на любые траты времени и муки, заниматься зубрежкой, тем самым принося себя в жертву «великому искусству». По «великим искусством» следует понимать созданные и передаваемые из поколение в поколение инстинкты устаревшей методологии учить не так, как нужно, а так, как удобно тем, кто ничего не желает учиться сам.
Как родилась и потерпела крушение идея учить музыку с помощью компьютера.
Это продолжается столько веков и через это прошло столько поколений, что считается классической нормой: уроки игре на инструментах проходят в основном частным образом. Поэтому они недешево стоят и каждый человек, который способен играть на фортепиано и читать ноты с листа – индивидуальное производство частного преподавателя. Представьте на минуточку, если бы так учили другим базовым предметам: математике или языку: сколько образованных математиков или писателей подарило бы нам общество?
Для того, чтобы с этим явлением хоть как-то бороться, с приходом компьютеров и разработкой электронных инструментов множество музыкантов и программистов кинулось создавать программы для обучения музыке с помощью компьютерной технологии, соединив компьютер и инструмент в единую систему. Технологической революции в музыкальном образовании придавали громадное значение и ожидалось, что именно компьютеризация уроков музыки сможет победить проблему всеорбщей музыкальной безграмотности в считанные годы.
В различных штатах Америки открывались одна за другой «электронные» фортепианные студии, в которых обучение , скажем, фортепиано стало значительно дешевле за счет массовости. Большинство учителей музыки разбились на две группы в отношении компьютеризации музыки. Одна группа – «консерваторы» – категорически отрицала способность компьютера учить «прекрасному искусству» и считала попытки обучать с помощью «бездушной машины» сущим варварством. Вторая группа –«технические революционеры» – считали, что только компьютер и способен по-настоящему научить музыке эффективно с помощью компьютерной графики и интерактивности
Однако вслед за громадным воодущевлением последовали годы разочарования. Множество компаний – разработчиков компьютерных программ по изучению музыкального языка просто разорилось. Спрос на их продукцию так и не окупил расходов по ихх производству, оставив множество акционеров в полной растерянностию. Первенство так и осталось за старым проверенным частным преподаванием.
Причиной этому послужило то, что в основе компьютерных программ по прежнему находится старая, плохоработающая система обучения музыке. Внесение элементов игры, красочной графики и интерактивности слегка «подсластили» горькую пилюлю малоэффективного метода, но не смогли сделать самого главного: научить людей читать, слышать, играть, записывать и понимать музыкальный язык. Можно заменить в старом автомобиле все что угодно: корпус, запчасти, поставить кондиционер и повесить телевизор. До тех пор, пока не заменят главного – мотор машины, она останется старой и маломощной тарантайкой.