«Мотор» же любого метода – это его эффективность для восприятия тех, для кого он разработан. Если буквенная система не работает в развитии слуха и голоса человека, никакая графика не заставит изменить эту данность. И если теория музыки, оторванная от непосредстенной практики не «интересна» восприятию, то никакая интерактивность не сделает ее более желанной и запоминаемой настолько, как при непосредственной игре. Электронизация малоэффективных «традиционных» методов внесла в процесс обучения бездушную механичность, отобрав самое ценное, на чем эти методы держались: человеческий фактор и способность по крайней мере распознавать наиболее талантлывых и учить хотя бы их.
Откуда берутся «вредные» учителя музыки
Чтобы выучить язык, на нем нужно много говорить самому. Но этого недостаточно. Рядом должен быть носитель этого языка или учитель, который будет поправлять ошибки в грамматике и произношении. Этот учитель – или носитель языка – есть естественный представитель «интерактивности». Хорошо, если этот представитель добрый и терпеливый. А бывало, что ученику доставалось много колотушек за бесконечные ошибки в обучении.
Особенно драматическим всегда было обучение игре на музыкальных инструментах. История сохранила жуткие рассказы о том, как колотил своего сына отец Бетховена, как легко теряли над собой контроль учителя фортепиано, которым доставались нерадивые ученики. Еще совсем недавно изящный но достаточно болезненный прут был неотъемлимой частью уроков фортепиано с помощью которого учительницы били по рукам учеников.
Может сложиться такое впечатление, что учителями музыки становятся исключительно нетерпимые к чужим ошибкам люди со вспыльчивым характером и врожденной жестокостью. На самом деле все совсем иначе.
«Традиционные» методы обучения музыке чрезвычайно, я бы даже сказала – экстремально жестоки не только по отношению к начинающим, но к учителям в первую очередь. Учитель музыки, использующий традиционные подходы при работе с начинающими, даже переведенные на язык компьютера, сам того не подозревая, 90% своего рабочего времени работает… «боксерской грушей» и большую часть урока полезен в основном тем, что корректирует порой одну и ту же ошибку , пока навык не сформируется и не закрепится.
До изобретения компьютерной программы «Софт Моцарт» моя карьера учительницы музыки претерпевала громадный кризис.Порой казалось, что я больше просто не в состоянии продолжать многочасовые уроки, которые меня ужасно выматывали. Мне приходилось изо дня в день часами сидеть с указкой у нотного текста, чтобы начинающие могли следить за каждой нотой и не терять фокус, пытаясь управиться с руками. От слова «играть вместе – двумя руками» у меня начиналась головная боль, потому что самому простому координационному навыку продолжать держать аккорд в левой руке в то время как в правой развивается мелодия, некоторых детей приходилось учить … несколько месяцев.
Усталось накапливалась от того, что даже настроив себя на самый доброжелательный и понимающий лад я испытывала буквально физическую боль от фальшивых нот и обманутых ожиданий. Когда ребенок открывет пьесу, в которой ты знаешь каждую ноту и начинает играть «мимо нот» множество раз до тех пор, пока не поймет свою ошибку, нужно быть истинным стоиком, чтобы пережить это и не возненавидеть свою работу. Самым, пожалуй, тягостным был общий фон занятий, когда отправляя ребенка домой, ты знаешь, что там он выучить материал не сможет. Там его ждут такие же беспомощные родители и невозможно проверить, правильно ли ты играешь и как это на самом деле все должно звучать.
Новая вертикальная презентация Нотного стана помогла справиться с первыми трудностями в понимании, как именно читать ноты и значительно облегчила мою работу, но умение играть и управляться с обеими руками правильно продвигалось только за счет моих усилий, потому что дома ученики становились порой совершенно беспомощными. Только раз в неделю, встретившись со мной, они могли проверить «как на самом деле нужно» играть произведение. Из-за полной беспомощности работать самостоятельно они не только не продвигались в развитии навыков вперед, но топтались на месте, а порой и вообще забывали выученное и каждый раз все приходилось начинать сначала. Бывало, что некоторые отличались усердием и заучивали произведение … неправильно и в течение нескольких других укроков мы должны были переучивать, как именно оно должно звучать. В этом кошмаре я видела себя… «Сизифом» – героем древнегреческой трагедии, которого боги наказали страшной карой таскать на вершину горы громадный камень, который продолжал падать вниз.
Марио-64, игра которая помогла мне понять, как воспитывается терпение.
В то самое время, когда я мучительно думала, как мне решить проблему формирования и развития навыков у моих учеников, моя маленькая дочка получила на Рождество новую забаву – видеоигру Марио-64. Эта игра совершила настоящий переворот в моем сознании! Я не могла поверить своим глазам: мой ребенок, который с большим трудом мог усидеть на месте, чтобы выучить простейшую пьесу, часами сидел у компьютерного экрана и фактически отрабатывал точность координации движения своих пальцев, играя в электронную игру.
Суть игры состояла в том, что смешной человечек по имени Марио должен был пройти через серию различных приключений: он карабкался, плыл, прыгал, даже летал с помощью нажатия кнопок на контроллере. И если движения пальцев игрока были недостаточно точными и определенными, то герой Марио «умирал» и весь этот курс приходилось начинать сначала. Так, непрерывно глядя в экран, мой ребенок терпеливо начинал все действия снова и снова, совершенствуя технику координации пары пальцев обеих рук. Столько усилий для того, чтобы отточить совершенно бесполезное и неприменимое нигде умение! Вот если бы… если бы превратить этот контроллер не в пустышку с парой кнопок, а в инструмент с сотней клавиш! Так и возникла идея сделать компьютер помощником в обучении начинающих игре на фортепиано и оттачивания их техники и конечно же слуха и памяти! Потому что компьютерная графика может связать в один прочный узел все составляющие музыкального чтения: координацию движения, слух, зрение и голос.
Да, этого никто никогда еще не делал, но ведь было время когда никогда не было телефонов и телевизоров, машин и самолетов. Умение нажимать правильные клавиши быстро и вовремя правильными руками и отпускать быстро их так же вовремя, лежит в основе музыкального прочтения. Так, композитор Иоганн Себастьян Бах сказал однажды, что играть на органе – это самое простое занятие: самое главное знать на какие клавиши нажимать и как долго. Можно сидеть возле ученика на частном уроке и бубнить как попугай «это надо играть вместе» до тех пор, пока он не поймет или тебе не станет плохо. А можно переложить «отработку удара» на монитор компьютера. И дать ученику самому понять, как нужно контролировать собственную координацию.
Нужно было придумать такую программу, которая могла бы развить руки, зрение и слух человека, а также была способна обучать дома, чтобы вместо потерянной недели без внимания учителя ученик мог полноценно заниматься - учиться читать, играть и запоминать музыку. Так возникла идея программы «Софт Моцарт» - программы, которая способна создать базовые навыки владения инструментом и голосом и при этом не требует на начальном этапе абсолютно никаких знаний и умений ни от учащегося, ни от родителей. Программы, которая не подразумевает» в обучающемся никаких знаний теории или умений играть ноты. Программы, для которой компьютер – не электронная версия самоучителя музыки с обилием текста и необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких с помощью кликания мышкой, но программа обучающая играть конкретные произведения, читать и запоминать их.
Чем отличается «гадкий утенок» от «белой вороны»?
Часто, при первом знакомстве с программой, я слышала негативные отзывы о ее «внешнем виде», который мало напоминал традиционный интерфейс существующих программ обучающих музыке до нас. За годы фоормирования софта сложились свои, «компьютерные» традиции создания таких продуктов, в которых обязательно должны существовать «окна» и «меню», которые вызываются путем кликания мышки. В нашей программе ничего не напоминало ни традиционные методы обучения музыке, ни традиционные компьютерные программы на их основе.
Мы объединили в единую систему описанный мною метод, основанный на знании Музыкального Алфавита и Азбучной презентации нотного стана и обогатили этот метод анимационными и графическими возможностями компьютерной графики. Мы не стали перегружать экран ненужными нам «окнами» и прочей атрибутикой компьютерных программ. Мы отказались от использования мыши, справедливо считая, что начинающему гораздо полезнее использовать для выбора команд кнопки компьютера. Благодаря этому мы сделали такую программу, которая учит не только взрослых, но и детей младшего дошкольного возраста, для которых попасть мышью по правильному месту на компьютерном мониторе было бы очень и очень затруднительно.
Теперь мои ученики приходят ко мне на урок более подготовленными и разучивают во много раз больше музыкакального материала, чем раньше. Они получили возможность не только развиваться под неусыпным вниманием компьютера, но и точно знать уровень своих успехов в цифрах. Родители же свободно вздохнули, потому что занятия музыкой превратились из наказания в настоящий праздник. Мало того, что домочадцы теперь могут видеть результаты усилий своих детей, но и сами они постепенно приобретают необходимые знания и навыки, обучаясь вместе с детьми.