Смекни!
smekni.com

Предыстория или как мне удалось получить музыкальное образование и чем это обернулось (стр. 25 из 27)

Однажды бабушка моей ученицы пожаловалась мне, что дед порой не хочет уступать свое место внучке, настолько он увлекается разучиванием новой пьесы. Ну чтож, в Европе есть старая добрая поговорка: для того чтобы стать образованным человеком, необходимо получить как минимум три диплома. Прародителей, родителей и свой. Многие поколения людей упустили возможность получить музыкальное образование и поэтому новость о том, что сейчас, с помощью нашего изобретения они наверстывыают упущенное является очень хорошим знаком.

Описать все трудности нашего пути и препоны, которые нам ставили и ставят человеческая костность и нежелание учиться новому, потянуло бы на очень драматически насыщенную и грустную книгу. Что такое быть первопроходцем, нам пришлось почувствовать на собственном примере и я могу сказать с полной определенностью: это было чрезвычайно трудно и тяжело. Но спасало и спасает только одно: каждый раз, когда я вижу, как это на самом деле, по-настоящему работает и какие приносит результаты, это приносит уверенность и силы, что мы находимся на правильном пути и делаем действительно чрезвычайно полезное и доброе дело для всеобщего музыкального образования.

В нашей программе многое сделано впервые. Все это я попытаюсь описать для вас, чтобы вы поняли, что за компьютерным обучением – будущее музыкального образования и смогли разделить со мной мою полную в этом уверенность.

Компьютерный киборд - предшественник фортепиано? Почему бы и нет….

Киборд компьютера и клавиши фортепиано имеют много общего в прикосновении. Так, и при игре на киборде и при игре на фортепиано человек должен использовать разные пальцы, нажимать на клавиши с помощью кончиков пальцев и уметь координировать работу обеих рук. Поэтому, приступая над развитием компьютерных игр, мы решили попробовать сделать клавиши компьютерного киборда нашим помощником в деле развития координации рук и пальцев.

Например, в игре Note Duration проигрывание пьес осуществояется с помощью только одной клавиши – пробела. Так, дети учатся играть различные ритмы, считать вслух и различать ноты по их длительности одновременно, нажимая только одну клавишу. Вспомните, как трудно научить ребенка играть по нотам и считать одновременно. Благодаря компьютерной интерактивности нам удалось упростить координацию движения руки до одной клавиши, сосредоточив внимание на нотном тексте и понимании длительностей и ритма в процессе проигрывания различных пьес . Точкой опоры в этом упражнении стали и координация и графика компьютера, которая помогает понять разницу в длительностях нот с помощью различных красок и звука.

С помощью компьютерных клавиш нам также удалось создать упражнение, которое помогает начинающему связать в сознании пространственную связь между движением нот на Нотном стане и клавиш на фортепиано. Так, на компьютерном киборде в играх у нас не применяются стрелки «верх – низ», потому что на фортепиано есть только «право и лево». Мы постарались не пропустить ни одной детали, которая могла бы помочь новичку осуществить переход от простого к сложному в понимании и прочтении музыки.

Усложнять – просто, упрощать - сложно

Однажды мне позвонила одна женщина из Нью Йорка, дочка которой берет уроки фортепиано и не смотря на успехи в техническом развитии и запоминании, имеет серьезные проблемы с чтением музыки (типичный случай музыкальной «инвалидности» вызванной буквенной системой обучения). Купив нашу программу и установив ее дома, мама и дочь принялись наверстывать упущенное, принявшись читать один за другим сборники пьес из раздела «Джентл Пиано» - программы, которая соединяет фортепиано с компьютером и обучает игре пьес и чтению с листа.

Женщина позвонила мне, чтобы выразить признательность и восхищение программой. В процессе разговора я спросила ее, занимаются ли они с девочкой другими упражнениями, и если занимаются, то какими. Женщина очень удивилась. За годы частных уроков в ее сознании теория и практика разделились как два параллельных мира, в которых нет никакой линии пересечения.

- Зачем учить теорию? – настороженно спросила меня женщина. Моя дочка уже знает все правила!

- Это не совсем теория, мэм! Это упражнения на знание нотных последовательностей, зрительное восприятие музыкальных нот и развитие слуха – необходимых компонентов при чтении нот с листа.

- А зачем знать последовательность нот? – продолжает недоумевать женщина

- Чтобы читать их в любом направлении и с любого места и мгновенно распознавать клавиши

- Хм… Нас никто не учил этому! Вот еще у меня вопрос: а зачем та игра, в которой линейки как деревья?

- Чтобы уметь распознавать каждую линейку из 10, конечно! Ведь читая ноты, вашей дочке это нужно щелкать как семечки!

- Как замечательно и логично у вас все устроено! Вы просто разбили все, что нужно для музицирования на мелкие, хорошо усваиваемые кусочки!

- Спасибо, мэм! А как же иначе? Вы же не кушаете раз в неделю весь запас, чтобы не случился заворот кишок? В освоении сложных навыков игры по нотам должно быть точно так же!

В музыкальном прочтении все важно: и координация, и способность зрения немедленно прочитывать текст, и развитие голоса, и слуховые тренировки. Только с помощью компьютера можно не только соединить все эти компоненты в одно целое, но и развивать их одновременно, облегчая одно, чтобы понять другое.

Как компьютер может воссоздать самые естественные и эффективные методы обучения

Я видел вашу программу на канале 2 в Хьюстоне и был просто поражен как хорошо играет совсем еще малышка! Но я думаю, что вы наверное должны быть чересчур зависимы от этой новой системы. Я так предполагаю, потому что я тоже играл на форепиано около 7 лет и был звездой класса у моего учителя. Например, если вы приходите в гости к вашим друзьям и они просят этого ребенка сыграть на фортепиано, он не сможет, потому что он чересчур зависит от системы ( компутера? прим мои). Так случалось когда нибудь или я просто дурак?

Искренне,

Бен, 12 лет

Мальчику Бену, «звезде» класса трудно себе представить, что результатов нотного чтения и игры на фортепиано двумя руками можно добиваться гораздо быстрее и проще, чем «старым проверенным путем» в классе «традиционного обучения музыке» и при этом не за счет качества самого обучения. Моя трехлетняя ученица Грейси, которая попала в программу Новостей, с легкостью исполняя пьесу, которую не всякий ученик сыграет после пары лет обучения, с помощью программы достигла тех же результатов, что и ребенок, который 7 лет учился в классе «традиционного учителя», но гораздо более быстрым путем.

Потому что Грейси, начиная с первого урока этот Менуэт активно и успешно ИГРАЕТ, в то время как все остальные дети его «разбирают» от ноты к ноте. Так, по аналогии с обучением языка, Грейси просто вынуждена на этом языке «разговаривать» постоянно и она осваивает его, как любой ребенок осваивает язык своих родителей. В то время, как другие дети «учат его по учебникам», говорят на нем нечасто, поэтому с трудом и не могут расстаться с «акцентом»

Компьютерная интерактивность – идеальное средство обучения прочитыванию и запоминанию музыки посредством «погружения» в сам язык, потому что способна немедленно оценивать действия и давать «ценные указания» во время живого общения. Это – самый древний и проверенный способ обучения, которым выучился каждый из нас! При «традиционном» же подходе, добывание информации происходит гораздо сложнее, а «живая» интерактивность доступна только во время уроков с учителем.

Часто приходится слышать такое возражение, что ничего не может заменить «живого общения» с учителем – и я с этим совершенно согласна!

Давайте, тем не менее, разберемся, где «живость» учителя необходима, а где является бездарным разбазариванием человеческих сил, времени и денег. Так ли уж необходим неповторимый талант учителя, чтобы

- Помочь координировать обе руки при игре

- подыграть правую руку, пока ученик разучивает левую и наоборот

- подсказать, где звучит фальшиво, почему и что нужно сделать, чтобы было все правильно

- разбить пьесу на небольшие секции и помочь ученику справиться с «локальными» сложностями

- помочь в разучивании произведения наизусть, анализируя текст на слух и указывая ученику на ошибки

Своими объяснениями и попытками «внести что-то человеческое» в ваше обучение навыкам элементарной координации и способности считывать текст учитель сам того не желая… замедляет процесс вашего развития, разговорами подменяя ценнейшее время практики. Если с компьютером мой ученик проигрывает произведение за урок как минимум 15-20 раз, совершенствуя технику каждой руки, координацию обеих рук, отделяя и безостановочно совершенствуя сложный пассаж бесконечное количество раз, получая при этом слуховое развитие и развитие памяти, то в классе «традиционного» учителя большую часть урока занимают объяснения «как это надо играть», а оттачивание координации самой игры должно происходить дома, по воспоминаниям прослушанной лекции. Именно поэтому никакого прогресса обычно за неделю и не происходит, потому что без учителя проигрывание материала вообще становится невозможным.

Совсем другое дело, когда «живое присутствие» учителя помогает выбрать подходящий репертуар, продумать стратегию развития ученика, разобраться в штрихах и оттенках, в тонкостях интерпретации и передаче характера произведения. Никакой компьютер тут не сможет заменить живого общения. Но для этого же надо дорасти!

Я не знаю, насколько реально сделать программу, обучающую иностранным языкам, которая могла бы контролировать голос ученика, его мелодику и артикуляцию и вовремя поправлять ошибки в произношении и грамматике. Но в обучении владению музыкальному языку осуществление такого контроля значительно проще, потому что точкой опоры в нем является координация пальцев и рук в совокупности с клавишами инструмента, а развитие голоса и слуха происходит как результат этого действия.