Средний заработок преподавателей О музыке хоть и не очень высокий, но более стабильный – 36,740 в год ( данные из того же источника). Музыканты этой группы пользуются поддержкой государства, они имеют оплачиваемые отпуска и другие социальные привелегии.
Считается, что уроки О музыке способны прививать у детей любовь к музыкальному искусству и вызывать интерес к более профессиональному обучению музыке. Этого за редким исключением не происходит. Уроки о музыке, ничему не обучая, ничего и не пробуждают, они не убеждают учеников в необходимости знания нотной грамоты и поэтому неудивительно, что из невежества не рождается ничего, кроме большего невежества.
Владение навыками чтения нот и игры на инструменте является скорее исключением, чем правилом в современном обществе, что влечет за собой стабильное… падение интереса к частным урокам – обучению музыкальному языку - вообще. В конечном счете это приводит к падению экономического и профессионального уровня частных учителей музыки.
Круг замыкается. Выход из него только один – реформа музыкального образования в общеобразовательном секторе и распространение уроков музыки при сворачивании уроков О музыке. О том, что происходит в большинстве классов публичных школ в настоящее время – следующая глава.
УРОКИ О МУЗЫКЕ, ИЛИ КАК МЫ НЕ УЧИМ МУЗЫКАЛЬНОМУ ЯЗЫКУ
Сочинение и импровизация:
Посадите за инструмент обезьяну и вы увидите, что такое «сочинение» и «импровизация» в общеобразовательной школе или что происходит, когда телегу ставят впереди лошади
Сочинение и импровизация – это чрезвычайно сложный , самый высокий уровень музыкальной деятельности, требующий умения мыслить на музыкальном языке и эти мысли внятно излагать на музыклаьном инструменте или голосом, а также записывать нотами. Они требуют достаточно развитой координации исполнительского аппарата, знания музыкальной грамматики, понимание логики музыкального развития, но самое важное - способности мыслить музыкальными образами. Такая база подготавливается после пропевания, проигрывания и записи множества музыкальных произведений наизусть и с листа, множества слуховых и координационных тренировок.
В противном случае можно смело посадить за рояль обезьяну и назвать ее музыкальные экзерсисы «импровизацией» и «композицией», достаточно только худо-бедно колотить по клавишам.
«Сочинения» и «импровизации» учащихся начальных музыкальных классов, запланированные в большинстве курсов обучения США, как правило содержат не больше смысла, чем оркестр обезьян, с той разницей, что, если обезьян учить бесполезно, то у детей много шансов провести время более плодотворно. Но проводя бесценное время за бесполезными занятиями, работая над «импровизациями » и «сочинениями» тех, кто не имеет ни малейшего контроля над собственными действиями, мы строим соты в ущелье скалы, не заботясь о меде. Очень интересно, о чем думали составители школьных программ, в которых разделы «импровизация» и «композици» они помещаю до выучивания нот первой октавы?
Я еще не видела ни одного урока английского в начальной школе, где бы учитель давал детям, не умеющим еще читать и писать, писать сочинение. Наверное, в том, что литература начинается с чтения вслух и по слогам, потом переходит в чтение про себя, потом обрастает правилами, а уж потом переходит в написание эссе, есть много здравого смысла! Куда же этот здравый смысл девается в музыкальной педагогике?
Теория музыки:
Кому он нужен, этот спам или стоит ли наливать воду в бассейн на уроках плавания?
Мы не любим спам и отмахиваемся от навязываемой нам кем-то информации, о которой мы не просили. На дверях нашего восприятии всегда как будто висит табличка: «Пожалуйста, никакой невостребованной информации!» Но в роли преподавателей музыки мы становимся агрессивными спамерами, возможно, даже не осознавая этого. Например, навязывая ученику понятия о теории музыки, не создав мотивации к ее обучению, мы плывем против течения и достигаем малого при громадных усилиях.
Я уверена, что мы делаем это из самых хороших и благородных побуждений: мы убеждены, что теоретические знания пригодятся нашему ученику в скором времени, мы не хотим даже думать о том, что его восприятие этого не знает и знать не хочет. Восприятию нужно только то, в чем оно именно сейчас нуждается , ибо кредо любого восприятия : дорога ложка к обеду. Не верите? Тогда включите свое воображение и представьте следующее.
Представьте, что вам нужно поехать в другой город, но вместо карты инструктор наговаривает вам план вашего пути и требует его заучить на_и_зусть. Уверена, что даже если вам очень хочется попасть в этот другой город, слушать инструктора внимательно у вас не получится. Потому что ваше восприятие в данный отрезок времени в этой именно информации остро не нуждается. Вы еще никуда не едете и вообще вам пора обедать и у вас болит живот. Все время «инструктажа» вы будете испытывать противоречивые чувства: чувство долга – или попытку следовать словам инструктора и внутреннее сопротивление, вызванное чувством голода. А когда вы-таки выедете на дорогу, то обязательно заблудитесь, потому что плохо запомнили куда ехать, если вы не гениальный запоминальщик маршрутов, конечно!
На уроках музыки мы уделяем большое значение разучиванию теоретии или «объяснению маршрута». Описанные даже самым ярким и красочным языком, с иллюстрациями, с вовлечением компьютерной графики теоретические сведения для восприятия человека в данный момент времени невостребованы. Восприятие не поставлено перед необходимостью эту информацию немедленно использовать, поэтому запоминать ее оно не хочет, а если станет, то сильно сопротивляясь.
Может, вместо ненужной борьбы за сотрудничество, нужно создать такие условия, чтобы ученик сам захотел узнать, что такое скрипичный ключ и чем от отличается от басового? Чтобы сделать восприятие нашего ученика нашим помощником, нужно… «посадить ученика за руль и сесть рядом» или «налить в бассейн воды» и приступить к урокам плавания. Это называется - начать с развития навыков. А навыками в музыкальном обучении является чтение нот с листа и пение по нотам. Вот тут то, в действии, по мере развития навыков, восприятие не просто попросит больше знаний, оно станет умолять вас поделиться ими и будет хвататься за них, как спасающийся за соломинку.
Наверное, стремление поделиться с учеником теоретическими знаниями у преподавателей музыки так сильно потому что именно знание теоретических терминов принято считать олицетворением музыкальной грамотности. Умение запомнить новые слова и произнести их к месту для многих важнее, чем умение сесть за инструмент и что-нибудь сыграть. Однако, посмотрите правде в глаза: так ли уж важно знать, что такое «Анданте состенуто» музыкально безграмотному человеку, который не умеет извлечь ни одной музыкальной фразы?
В этой связи мне вспоминается мой первый перелет в США из Украины. Я летела в Америку «грамотным» человеком - я хорошо вызубрила английскую грамматику и знала как должны строиться предложения и как называются глаголы. Но когда я спросила,( правильно выстроив фразу ), «который сейчас час?» у одной пожилой американской дамы, ответ меня обескуражил. В ее потоке слов я не поняла ни одного! Это был мне –хороший урок о том, что знание правил грамматики – это еще не грамотность сама по себе. Самое важное – это все таки простое житейское умение изъясняться на языке и понимать его, а не восхищать знакомых знанием сложных музыкальных терминов.
Ритмика:
Чему учит ритмика? А ничему…
Ну категоричный заголовок я написала для привлечения вашего внимания или для «затравки». Ритмика не совсем уж такое бесполезное занятие : она учит двигаться под музыку. Я понимаю, детям нужно побольше двигаться. И хорошо, когда они это делают под музыку. Это доставляет им много удовольствия. Но занятия ритмикой не помогают учащимся приблизиться к пониманию музыкального чтения и письма. Об этом необходимо помнить и не преувеличивать значение ритмики при обучении музыке.
Чему учат общие движения под музыку в музыкальном классе? Многие думают, что движение под музыку помогает развивать слух. Это не так. Слух нуждается не в количестве музыкальной информации, но в осмыслении ее. Осмысление же музыкальной информации осуществляется посредством сознания с помощью голоса,чтения нот и музыкального письма . Все остальное тело человека под музыку только может… двигаться и развивать общие координационные навыки, которые ни к чтению нот, ни к пониманию музыкального языка отношения не имеют.