Смекни!
smekni.com

Предыстория или как мне удалось получить музыкальное образование и чем это обернулось (стр. 5 из 27)

За каждый вид деятельночти отвечает определенный «канал» связанный с нейронами нашего головного мозга. При этом свою информацию другим группам этот, «натренированный» канал не передает. Поэтому, если ребенок учится, скажем, маршировать под музыку, это мало продвигает его к пониманию нотного правописания этого марша. Прохлопывание ритма, в свою очередь, мало помогает в проигрывании пьесы с этим же ритмом на фортепиано или скрипке. Мышцы, которые участвовали в прохлопывании ритма и нейронные дорожки, которые при этом сформировались, не отвечают за работу каждого пальца руки! Поэтому проигрывание только что прохлопанного ритма на фортепиано сознание человека воспринимает как совершенно новый мышечный процесс, который надо учить заново.

Когда мы учим ребенка прохлопывать ритм, чтобы научить играть его на фортепиано, мы пытаемся опираться на его музыкальную память. А музыкальная память – это одна из высших форм нервной деятельности и находится только в начальной стадии формирования у большинства начинающих. Сыграть на фортепиано прохлопанный ритм и записать ноты марша, под который ты промаршировал может только человек со сформировавшимся музыкальным мышлением. Среди общего большинства мало таких талантов! И с этой данностью нам просто надо смириться и попробовать учить простых смертных, исходя из общих законов психологии восприятия, запоминания и обучения.

Приходится писать банальное, но если человек хочет научиться плавать, он должен…плавать, а не махать руками на свежем воздухе. Чтобы накучиться пользоваться вилкой – надо ею регулярно пользоваться. В становлении и развитии навыков окольный путь – самый длинный и непроизводительный. Хлопание в ладоши, пение песен, игра в барабаны, марширование под музыку – учат хлопанию в ладоши, пению песен, игре в барабаны и маршированию под музыку. К музыкальному образованию такая деятельность имеет мало отношения. Стоит ли упоминать, что по окончании школы эти «разучиваемые в классе» умения редко применяются на практике. Впрочем, что там «редко»? Они на практике не применяются совсем. Вы когда нибудь слышали, чтобы в компании друзей кто-то похвастался: « я умею хорошо маршировать под музыку и хлопать в ладоши разные ритмы»? А ведь многие преподаватели в школах сегодня тратят много усилий, чтобы научить детей хлопать и маршировать под музыку. А мы с вами платим за эти уроки миллионы долларов и думаем, что эти деньги спасают музыкальное искусство. Эти деньги спасают марширование под музыку и хлопание в ладоши – к музыкальной грамотности и развитию музыкального слуха они имеют такое же отношение, как дзю-до или уроки плавания.

Исполнительство:

Может ли дудка с барабаном спасти музыку? Вот в чем вопрос…

Дудки и шумовые музыкальные инструменты популярны в классах музыки в публичных школах . Именно этим инструментам была отдана самая важная миссия - обучение музыкальному исполнительству, а также «сочинению» и «импровизации» в том виде, как ее представляют составители школьной программы (лично мое воображение отказывается это представлять). Однако на самом деле эти инструменты мало пригодны для обучения музыке как языку.

Поймите меня правильно, я не против развития чувства ритма в музыкальном обучении и не против барабанов. Очень даже за! Но нужно раз и навсегда определиться, что является главным, а что второстепенным в классе музыки. Для эффективного музыкального развития в первую очередь необходимо научиться переводить звуки в нотные знаки и наоборот. Ритм является только частью музыкального текста и должен разучиваться в совокупности с музыкальным текстом. Развитие же чувства ритма в различных шумовых оркестрах развивает чувство ритма в шумовых оркестрах - не больше.

Что касается дудок, то они полезны только одним свойством: они просты и очень мало стоят. Игра на этом инструменте требует физических усилий ( дыхание), если и обучает чтению и запоминанию мелодий, то самых примитивных и одноголосных , только в скрипичном ключе и только в небольшом диапазоне. При этом, играя на дудке по нотам, ребенок лишен возможности одовременно пропевать мелодию голосом. Дети, не умеющие чисто петь, играя на дудке, ничуть этому не учатся. В чтении нот они тоже особых успехов не добиваются. В повседневной жизни умение играть на дудках никто не использует. Красиво выстроенный «улей» не приносит практической пользы и в этом виде работы.

Разучивание песен:

Приятное и бесполезное.

Принято считать, что пение песен является важной частью музыкального образования. Это не так. Я знаю много примеров, когда люди, наделенные прекрасным голосом и слухом и умеющие красиво петь песни оставались при этом полными музыкальными невеждами. Поэтому разучивание песен без пропевания нотного текста на уроках музыки не имеет к музыкальной грамотности никакого отношения.

Не спешите смахивать с глаз непрошенные слезинки умиления, когда на празднике вы слышите концерт из множества песен, разученных в классе музыки и вашего ребенка стоящего в хоре и распевающего их. Время, потраченное на разучивание слов и мелодий этих песен было отобрано у детей от обучения музыкальной грамоте, пения по нотам и записи музыкальных диктантов. Поэтому наши дети, оканчивая школу, возможно, смогут вспомнить, как они когда-то красиво пели в хоре, но восстановить «ту самую песню», проигрывая на фортепиано или записать ее они не смогут никогда.

Выучивание песен на уроках музыки – это все равно, что выучивание стихов наизусть на уроках литературы с голоса учителя. Слуховую память такой вид работы, может, и развивает, но мало способствует развитию музыкальной грамотности и способности читать, писать и мыслить на языке музыки.

Слушание музыки:

Музыкальный язык по сути является такой же информацией, которую мы воспринимаем и перерабатываем органами чувств, как и разговорная речь. Чем короче информация и проще воспринимается, тем легче запоминается и быстрее надоедает.

Для того, чтобы человек полюбил то или иное сложное музыкальное произведение, необходимо знание музыкальных фрагментов произведения, за которые можно бы было «уцепиться» восприятием. Нужно, чтобы человек знал основные темы произведения, мог их проиграть или пропеть голосом, нужно, чтобы это произведение звучало множество раз, чтобы слушатель его запомнил. Каждый поворот развития музыкальной мысли этого произведения должен найти в сознании человека свое место, связавшись с уже накопленными знаниями. Это произведение должно как бы стать частицей самого человека. И только тогда возможно по – настоящему понять произведение и полюбить его.

Поэтому уроки в школе, где одному композитору отводится час или два и за это время учитель много и красиво может рассказывать об эпохе, о жизни и о музыке, чтобы потом дать ученикам послушать пару фрагментов, мне представляется бесполезным занятием. Вы скажете мне, что такие уроки могут возбудить интерес к серьезной музыке и побудить их потом купить запись этой музыки и погрузиться в ее изучение. Возможно, но судя по предпочтению большинства, этого не происходит. Нельзя ждать от людей, которых никогда не учили слушать серьезную музыку, что они сами этому научатся. Слушать и понимать серьезную музыку – это такая же работа восприятия, как чтение хорошей и серьезной книги. Нельзя научить человека читать и пересказывать мысли писателя с помощью отвлеченных разговоров о том, насколько хороша книга. Обучение правильному слушанию музыки должно стать серьезным разделом музыкального воспитания и каждое произведение, отобранное для прослушивания, должно изучаться глубоко, а главные темы произведения проигрываться или пропеваться голосом. Иначе уроки о музыке как были так и останутся бесполезной говорильней, которая не приносит никаких результатов и не способна зародить настоящего понимания и любви к музыке.

О пользе и вреде коллективного музыцирования

Обучая детей музыке в общеобразовательной школе, мы привыкли ставить групповое музыцирование превыше индивидуального, забывая, что каждый из нас – прежде всего соло. Исторически сложилось, что пение в хоре и игра в бэнде и оркестре – самые дешевые и доступные виды музыкального образования. Но это еще не значит, что подобное образование по-настоящему продуктивно.

На сегодняшний день использование электронных фортепиано в групповых классах музыки значительно более эффективно в обучении мызыкальному языку, чем пение в хоре или игра на одноголосном инструменте в оркестре. Они способны обучить детей музыкальному языку и позволяют проводить групповые занятия индивидуализировано. Каждый ученик должен развиваться в меру собственных способностей и усердия и его прогресс не должен сдерживаться коллективным прогрессом. Я не видела еще ни одного преподавателя языка, который бы на полном серьезе мог утверждать, что обучение детей чтению и письму должно происходить исключительно путем школьных театральных постановок. Скорее всего наоборот: способность детей читать и писать помогает им прочитывать музыкальные пьесы, а потом их разыгрывать коллективно.

Личное умение сыграть музыкальное упражнение, прочитать по нотам музыкальное произведение или скажем подобрать к мелодии гармонию значительно более важно, чем участие в коллективном исполнении. Потому что даже самые скромные личные достижения в прочтении музыкального языка остаются багажом человека на всю его жизнь и будут способствовать его дальнейшемук музыкальному образованию.