Смекни!
smekni.com

Учебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений 2-е издание, переработанное и дополненное (стр. 55 из 86)

До сих пор во всех зарубежных “экономиксах” излагается двухсекторная модель национальной экономики. Кроме того, издаются отдельные учебные курсы по микроэкономике и мак­роэкономике. Между тем вполне правомерно задать вопрос: со­ответствует ли это современной структуре экономики стран?

Как уже упоминалось в теме 2, еще в конце XIX- начале XX в. против представлений новоклассиков о структуре наци­ональной экономики решительно выступила школа институционализма. Она считала, что в изменившихся исторических ус­ловиях частные лица перестали играть решающую роль в об­щественной жизни. В то же время возросла роль институций - устойчивых объединений людей, преследующих определенные цели (объединений капиталов, профессиональных союзов ра­ботников и др.).

Одним из видных представителей институционализма явля­ется американский экономист профессор Джон Гэлбрейт. В своих книгах “Индустриальное общество” (1967), “Экономические те­ории и цели общества” (1973) он исследовал тенденции укруп­нения промышленного производства, которые привели к обра­зованию гигантских корпораций. Он показал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов, потому что используют новейшую технику и технологию, а к руководству предприятиями пришли технические специалисты-администра­торы. С этим связано усиление планирования, которое, по мне­нию Дж. Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге складываются две системы - “рыночная система”, охва­тывающая преимущественно мелкие хозяйства, и “планирующая система”, куда входят корпорации, взаимодействующие с госу­дарством. Стало быть, была установлена качественная неодно­родность микроэкономики, необходимость подразделения его на два разных сектора.

Итак, между секторами микроэкономики (с его мелкими и мельчайшими предприятиями) и макроэкономики (непосредст­венно управляемым государством) в национальном хозяйстве располагается относительно самостоятельный сектор мезоэконо-мики (тр. mesos - средний). Что он собой представляет?

Модель мезоэкономики

Генетически (по происхождению) мезоэкономика непосредственно связана с естественно-историческим развитием классического капитализма, которое было уже рассмотрено в § 3 темы 3. Воспроизведем закономерный процесс возникновения нового сектора национальной экономики в виде цепи причинно-следственных зависимостей между эконо­мическими процессами.

Первое звено. Первопричиной здесь является непрерывное накопление капитала за счет производительного использования прибыли - увеличения выпуска продукции. В результате этого увеличиваются размеры предприятий, а также происходит объ­единение хозяйственных единиц.

Второе звено. Концентрация и централизация капитала, ес­тественно, усиливают реальное обобществление производства. Это, в свою очередь, вызывает все более широкий переход от индивидуальной частной собственности к общей долевой.

Третье звено. Крупные акционерные общества, развертывая массовое производство, создают свой рынок товаров (устанав­ливая монопольные цены). Их не устраивают случайные и крат­косрочные рыночные договоры, и они, не желая рисковать боль­шими капиталами, заключают с партнерами долгосрочные конт­ракты. Тем самым на длительный срок определяются спрос и предложение (будущие рынки). Контракты подкрепляются век­селями (обязательствами под залог имущества). Объектом конт­рактов становятся "не строго определенные физические блага (их количество и качество трудно заранее предусмотреть), а права собственности на них.

Четвертое звено. Не стихийный рынок, а контрактная эко­номика предопределяет для корпораций решение организаци­онно-экономических вопросов: что, как и для кого производить товары? Вполне естественно, что в мезообъединениях произ­водство управляется на основе плана - намеченной на опреде­ленный период работы с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Значит, напрашиваются следующие выводы. Мезоэкономика качественно отличается от ранее возникшей до нее микроэко­номики по всем видам экономических отношений: а) по отноше­ниям собственности (вместо индивидуальной частной - общая долевая); б) по кооперации труда (не мелкое предприятие, а объединение капиталов); в) по формам организации хозяйства (на смену краткосрочного рыночного договора пришел долго­срочный контакт) и г) по формам управления хозяйством (чисто стихийное приспособление к рыночным ценам заменено пла­новым управлением мезообъединением). Примечательно, что ме­зоэкономика подвергается специальному правовому регулиро­ванию. Так, в нашей стране, приняты, в частности, в 1995 г. Федеральные законы “Об акционерных обществах”, “О естест­венных монополиях”.

Теперь рассмотрим конкретные формы мезоэкономики. 1. Относительно самая простая форма данного сектора на­ционального хозяйства - открытое акционерное общество (ОАО). Но ОАО значительно сложнее обычного частного капитала. По­следний выступает просто как реальный капитал, действующий в экономике. В отличие от этого ОАО имеет двойственную природу. С одной стороны, в нем действует реальный капитал:

предприятие, которое создает новую стоимость и в том числе прибыль. С другой стороны, акционерные общества привлекают огромные суммы чужих денежных средств и занимаются эмиссией ценных бумаг. Последние образуют так называемый фиктивный (лат. fictio - выдумка, вымысел) капитал (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Формы фиктивного капитала

В отличие от денежного капитала, используемого для полу­чения прибыли, ценные бумаги представляют собой лишь титул (правовое основание) собственности на денежный капитал. На­пример, акция - такой титул собственности, который дает право на получение дохода на акцию (дивиденд).

Значительная количественная разница между реальным и фиктивным капиталом обнаруживается уже при создании корпораций. Крупные инвесторы при учреждении акционерного общества получают такие суммы денег, ^которые значительно превышают величину реального капитала и образуют учреди­тельскую прибыль. Учредительская прибыль - это разница между суммой цен акций, продаваемых основателями корпорации по рыночному курсу, и действительным капиталом, вложенным в производство.

Механизм образования учредительской прибыли можно пред­ставить на следующем условном примере. Допустим, реальный капитал предприятия составляет 100 тыс. иен. При образовании корпорации была выпущена 1000 акций по 100 иен. Дивиденд на акцию в данному году составил 8% при ставке банковского процента в 4%. Тогда курс акции будет равен 200 иен. Общая выручка от продажи акций будет равна 200 тыс. иен. Учреди­тельская прибыль достанется организаторам корпорации в сумму 100 тыс. иен.

Именно за счет увеличения фиктивного капитала ОАО ста­новятся исходным пунктом и основой образования сложных конструкций мезосистем.

2. Важной формой централизации мезоэкономики является система участия. В этом случае крупный собственник капитала приобретает контрольный пакет акций основной корпорации, которая, в свою очередь, овладевает контрольными пакетами акций других - дочерних, внучатых и т. д. компаний, в силу этого подчиненных основной.

3. Мезосистемы принимают форму холдингового контроля. Холдинг-компания (или “держательская компания”) - организа­ция, применяющая свой капитал для приобретения контрольных пакетов нескольких акционерных обществ в целях управления ими. Такое объединение напоминает пирамиду системы участия, но оно сложнее по структуре организации. Холдинг-компании создаются зачастую для проведения единой политики и осу­ществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших компаний в масштабе одной или нескольких отраслей. Так, основная компания многоотраслевого концерна Представ­ляет собой суперхолдинг (сверххолдинг), который владеет конт­рольными пакетами дочерних отраслевых холдингов (последние контролируют деятельность фирм в соответствующих отраслях национального хозяйства).

4. Коммерческие банки создают особую мезосистему- траст-компанию. По трасту (доверенности)" своих вкладчиков эта компания проводит операции с ценными бумагами и имуществом физических и юридических лиц. В одних случаях клиенты банка поручают использовать их денежные средства (помещенные на депозитный счет) для покупки ценных бумаг. В других случаях они доверяют трасткомпании свои ценные бумаги с тем, чтобы осуществлять с ними необходимые операции, включая участие в собраниях акционеров, и оставляют за собой только право получать дивиденды.

О том, каких гигантских масштабов достигает объединение корпоративных капиталов, свидетельствует один из фактов, от­меченных в Книге рекордов Гиннесса. Хью Николсон (Англия), будучи ревизором по вопросам банкротства, имел наибольшее количество директорских постов, занимаемых одним человеком:

был директором 451 компании группы “Джаспер”.

Еще более высокий уровень централизации капитала и ре­ального обобществления экономики достигается вследствие об­разования финансовой олигархии и финансово-промышленных групп.

Финансовая олигархия и ФПГ

Финансовая олигархия - небольшая группа крупнейших владельцев торгово-промышленного и банковского капитала. Своего огромного могу­щества эта группа добивается не столько посредством рыночной конкуренции и научно-технического прогресса, сколько благо­даря более сильнодействующим финансовым способам обога­щения. К ним относятся известные нам методы: система участия, захват контрольного пакета корпораций контроль рынка ссуд­ного капитала, спекуляция на фондовой бирже и т. п. Допол­нительные источники наживы финансовые олигархи находят по следующим каналам: путем получения государственных заказов (получают выгодный и устойчивый рынок), субсидий (пособий) из государственного бюджета, налоговых льгот, наживы на го­сударственных займах.