[4] Когда человек достигает Врат Прозрения, его смертное существо испытывает невыразимый Ужас перед Беспредельностью разверзающейся перед ним Бездны — до того, как его ложная самость «умрёт», «растворится» в Нерождённом. Но тех немногих, которые не устрашатся «сделать шаг» в Бездну, в «Сияющий Мрак» своей Высшей Самости, — ждёт невыразимое Блаженство, скрытое внутри каждого из нас, в нашей Истинной Природе — в самом Сердце Тьмы.
[5] Заметим, что образ Зороастра в Герметической традиции весьма сильно отличается от образа исторического Заратуштры.
[6] Cимволы Nigredo (буквально: «Черноты», или «Работы в Чёрном») — Алхимический термин, обозначающий полное разложение, или первый этап получения Философского Камня.
[7] Николя Фламель (1330–1418) в «Книге Прачек» описывает следующие этапы Великого Делания: I. Калицинация (Calcinatio — Прокаливание) и Растворение (Dissolutio — Возгонка); II. Разделение (Separatio — Выпаривание); III. Ферментация (Fermentatio — Брожение); IV. Дистилляция (Distillatio — Очистка); V. Конъюнкция (Conjunctio — Соединение); VI. Коагуляция (Coagulatio — Сгущение) и Проекция (Projectio). Последний, 7-й этап, значится как Воскрешение. Символом 4-го этапа Делания — Дистилляции — является Кровь, а 6-го этапа — Распятый Змей, символ Спасения через Мудрость. Альберт Великий (1193–1280) описывает этапы Великого Делания несколько иначе: I. Тритурация (Растирание в порошок); II. Сублимация (Возгонка); III. Фиксация (Закрепление); IV. Кальцинация (Прокаливание); V. Дистилляция (Перегонка); VI. Коагуляция (Сгущение).
[8] При этом Третьи Врата есть так же и Четвёртые, а Шестые есть так же Седьмые — всего Девять, если ты понимаешь, о чём тут речь [ср. 7 основных психоэнергетических центров (санскр. чакра), расположенных вдоль позвоночника в тонком теле человека].
[9] Этот колпак в древности носили рабы, выпущенные на волю; и потому среди людей Пути он стал символом обретения свободы, Освобождения.
[10] Памятование о Смерти — один из самых простых и в то же время самых действенных способов нейтрализации мирских обусловленностей, привязанностей и страхов.
[11] Цит. по изд.: Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. С. 67.
[12] Традиция, лишённая сословности, Сословного Знания, всегда превращается в свою противоположность — антитрадицию, или диктатуру тотальной посредственности.
[13] А также, говоря словами одного современного писателя: «Кому — Карма, а кому — Дхарма».
[14] Как сказал один поэт, недавно ушедший в Мир Иной: «Пыточное колесо полетело вспять!..»
[15] Следует различать Хаос — как Изначальное, Простое в Себе Единое, Парабрахман (Непроявленный Абсолют), Непостижимую и Неописуемую «Разверзшуюся Бездну», из Которой всё произошло; и хаос в обыденном смысле — как беспорядочное нагромождение чего-либо в Материальном Мире либо отсутствие чёткой структуры в чём-либо, относящемся к этому Миру (Проявленному Миру, или Космосу).
[16] См. Приложение 1: «Тьма, Мрак и Бездна у христианских мистиков».
[17] Космос — упорядоченное, дифференцированное, ограниченное бытие.
[18] Демиург (от греч. δήμος — «народ», и έργον — «дело», «ремесло», «промысел» — буквально: «мастер», «ремесленник», «творец») — первоначально название класса ремесленников в Древней Греции. Впоследствии словом Демиург стали обозначать Созидающее, Творческое начало во Вселенной. В христианском Богословии Демиург — Бог-Творец. В Гностической традиции Демиург иногда представляется в виде Семи Архонтов («Правителей»; от греч. άρχων — «начальник», «правитель»), соответствующих семи этапам Творения.
[19] С некоторыми оговорками в этот же ряд может быть помещён Архангел Михаил, сражавшийся с Люцифером, согласно христианской мифологии.
[20] «Пленённая Богиня» в Гностической традиции известна как София — «Мудрость». В Тантрической традиции Шакти есть одновременно Махамайя («Великая Иллюзия») и Махавидья («Великое Знание»). У древних иудеев в добиблейский (Языческий) период Великая Богиня была почитаема под именем Ашера (אשרה); ср. также Астарта (Αστάρτη), Иштар и т.д.
[21] Пока эта Сила находится в плену у Демиурга, Она проявляется не как Мудрость (греч. София; санскр. Махавидья), но как невежество (санскр. авидья), удерживающее души живых существ в путах Космической Иллюзии (Махамайя).
[22] Высшая Самость — Великое Ничто, Которое одновременно есть Корень и Беспричинная Причина Всего, наша Истинная Природа.
[23] Вечный Эон — Бесконечный, Нерождённый — никогда не начинался и потому никогда не завершится. Но живые существа, забывшие свою Истинную Природу, т.е. все те, чьи души пленены Демиургом, находятся во власти Временных Эонов и потому не знают Вечного Эона. Лишь когда власть Временных Эонов завершится, и Времени больше не будет, — пробуждённые от своего морочного сна души живых существ — Бессмертные Пламена Чёрного Огня, сущие в Вечности, — узнают Его.
[24] См. Приложение 2: [Псевдо-]Дионисий Ареопагит. О Мистическом Богословии. Послание к Тимофею.
[25] Хотя [Псевдо-]Дионисий (VI в. e.v.) описывал свои Духовные прозрения на «языке» набиравшего силу христианства, его взгляды во многом близки неоплатонизму и мистическим течениям, возникшим задолго до появления христианства. Интересно, что первыми тексты [Псевдо-]Дионисия огласили «еретики»-монофизиты, и лишь в следующем веке Максим Исповедник «приспособил» их для нужд господствующей церкви.
[26] См. «Книгу Великой Нави».
[27] Древние греки также называли Пентаграмму — Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу [Α], повторяющуюся пять раз.
[28] Пифагорейцы, использовавшие Пентаграмму в качестве знака принадлежности к их сообществу, учили, что Мир состоит из Пяти Элементов (Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира). Для отражения этой доктрины вокруг Пентаграммы изображались пять букв: 1) Ύ — ύδωρ (верхний правый Угол), символизирующая Воду; 2) Γ — γαια (нижний левый Угол), символизирующая Землю; 3) Ί — ίδέα (самая верхняя точка), символизирующая Идею, или Дух, по другой версии — ίερόν («Храм»); 4) Έ — έιλή (нижний правый Угол), символизирующая Огонь; 5) Ά — άήρ (верхний левый Угол), символизирующая Воздух.
[29] Пятый Угол Прямой Пентаграммы, указывающий вверх, символизирует собой «воспарение» Эфира от «Нижних Вод» (Предвечной Тьмы, Бездны Изначального Хаоса) к отделённым от них «Верхним Небесным Водам».
[30] Пятый Угол Перевёрнутой Пентаграммы, указывающий вниз, символизирует собой «стекание» Эфира к своему Истоку, возвращения всего сущего к Единству в Бездне Изначального Хаоса.
[31] Согласно Даосской традиции, Пентаграмма символизирует собой Пять Элементов: Дерево (
), Огонь ( ), Землю ( ), Металл ( ) и Воду ( ). Согласно Китайской «Книге Перемен» («И Цзин»), Дерево символизирует Зелёный Дракон, Огонь — Алая Птица, Землю — Жёлтый Единорог, Металл — Белый Тигр, а Воду — Чёрная Черепаха.[32] Иногда «Земля» символизирует физическое тело, «Вода» — чувства, «Огонь» — ум, «Воздух» — Разум, а «Эфир» — Дух.
[33] TOTBL — Temple of The Black Light — «Храм Чёрного Света», один из наиболее известных (из числа ныне действующих) Хаогностических Орденов.
[34] Не ведающего своей Истинной Природы — Предвечной Тьмы, из Которой он был рождён.
[35] Ср. в «Liber Azerate»: «Разомкнутая Пентаграмма своими Одиннадцатью Углами и Тёмными Вратами в центре символизирует Путь и Врата к акаузальной Свободе, которую следует искать за пределами Космической ограниченности».
[36] Семь Архонтов — олицетворения семи этапов Демиургического акта Творения.
[37] Голова Козла в центре Перевёрнутой Пентаграммы означает библейского «Козла Отпущения», чья Смерть является Искупительной Жертвой за людские «грехи», а также Рогатого Бога Пана, сына Гермеса, чья Животная Сила (Пан), подобно «грубой материи» Алхимического Делания, претерпевая трансмутацию под воздействием Герметического Искусства, пресуществляется в Высшую Мудрость (Гермес). Это также — Мистериальное превращение Младого Ярилы в Мудрого Старца Велеса. Животная Сила Пана — Змея Кундалини, поднимающаяся из нижних психоэнергетических центров в высшие, а звуки Его Флейты — тонкая вибрация, неслышимая плотскими ушами, возникающая в нади, каналах тонкого тела Адепта, по мере достижения им успеха в практике (согласно Ведической традиции, существует четыре уровня проявления Звука: вайкхари — слышимый звук, мадхйяма — переходная форма между слышимым звуком и тонкой вибрацией; пашиянти — внутренняя вибрация неразделённой Вселенной; и Пара — «Голос Безмолвия», Духовное звучание Запредельного). На Рис. 4-A по кругу написано на иврите Имя Древнего Змея Хаоса, или Великого Дракона Глубин: «ЛЕВИАФАН» (иврит. לִוְיָתָן). (Ср. в «Codex Tenebrarum»: «Первобытный океан Хаоса и Тьмы, Протоматерия и Метаразум, бурлящие в Них, и Единый Дух, Их наполняющий, — все Они суть Левиафан, исходящий вовне спиралями чистых энергий и многогранностью всей полноты Своего могущества».) На Рис. 4-B по кругу написано: «SATAN», что в переводе с иврита означает «Противник» или «Обвинитель». На Рис. 4-C Пентаграмму окружает Великий Змей, кусающий Свой хвост.
[38] См. Гностическое «Евангелие от Филиппа».
[39] Гностик II в. e.v. Валентин считал, что гностики «спасены самой природой», и что спасение — это процесс САМОПОЗНАНИЯ, а не вера в какого-либо внешнего «спасителя».
[40] Судьба (санскр. Карма, греч. Гемармена) — Сила, посредством которой Демиург привязывает души живых существ к Колесу Тварного Бытия (санскр. Сансара) и удерживает их в плену «дурной бесконечности» Коловерти, опутав сетями причинно-следственных связей.
[41] Речь идёт о практике «погружении ума в Сердце» и принесении своей ложной самости, или «головы», на Алтарь своей Истинной Природы, или Высшей Самости.