Смекни!
smekni.com

ная работа (стр. 2 из 4)

Теперь мало кто ведет эту тему на научное исследование, но сопоставление чайной культуры нельзя заменить другими подобными сопоставлениями, например, культуры вина, пищи т. п. Сравнить их взаимосвязь, взаимодействие и разницы поможет нам подробнее узнать традиции и обычаи двух стран, лучше понимать культуры и характеры двух народов.

Задача работы: Настоящая дипломная работа ставит перед собой несколько задач. Во-первых, необходимо изложить истоки и развитие китайской и русской чайной культуры. Во-вторых, обсудить то, в чем отличаются чайные культуры двух стран. В-третьих, найти причины разницы чайных культур двух стран.

Цель работы: восполнить недостачность фундаментальных исследований по области сопоставления китайской и русской чайной культуры, оказать помощь учащимся русскому языку, которые интересуются чайными культурами Китая и России, чтобы они лучше понимали разницы культур двух народов.

Глава 1. Истоки и развитие чайной культуры двух стран

1.1 История китайской чайной культуры

Китай – родина чая. Китайцы первыми в мире стали разводить культуру чая, разработали технологию переработки чайного листа, заварки и т. п. Китайское искусство чаепития начало формироваться под властью династии Тан (618-907), то есть в эпоху расцвета феодализма. Экономическое, социальное и культурное процветание страны, а также оживленные связи с зарубежными странами в это время создали почву для распространения чайной церемонии.

1.2 Появление и развитие традиции чаепития в России

В 1567 году казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае, где испробовали местный напиток — чай. В 1638 году посол Василий Старков привез русскому царю подарок от одного из монгольских ханов — 64 килограмма чая. В 1665 году занемогшего животом царя Алексея Михайловича отпаивал чаем придворный врач — Самойло Каллинс. В 1728 году между рекой Кяхтой и горой Оротогой (это в Сибири) возникла слобода Кяхта, ставшая впоследствии городом и центром русско-китайской торговли. В 1763 году в Кяхте была учреждена ярмарка, на которой русские и китайские купцы объегоривали дружка дружку, не теряя при этом взаимного уважения. Именно через эту ярмарку в Россию попадала большая часть китайского чая — из Кяхты цибики с чаем санным путем доставляли в Европейскую Россию (цибики — это такие ящики на 25—35 килограмм чая)…

Чай в Россию доставляли из Северного Китая, где он называется «ча-и», или «ча-э», потому в России этот напиток и стали называть «чай». Хотя изначально в русских документах чай часто назывался «китайской травкой» или «сушеной китайской травкой».

К началу XIX века чай стал неотъемлемой частью дворянского быта — русские дворяне охотно угощались чаем, добавляя в традиционное европейское чаепитие толику русского колорита. К 1820 году, в общем и целом, сложился свод правил и обычаев, который принято называть русской чайной традицией.

Глава 2. Сопоставление в духовной составляющей

Любая чайная культура включает в себя три части: духовную, материальную и этикетную. Духовная составляющая – это философские, эстетические, нравственные, исторические и тому подобные основы всего того, что будет происходить во время чаепития. Материальная составляющая — это чайная утварь и всякий прочий вещественный антураж, который делает чайную церемонию технически возможной. А этикетная составляющая — это правила, умения и навыки, которыми должны обладать все участники церемонии.

Каждая нация имеет свою собственную уникальную систему с присущими ей чертами. Китай - это символ миролюбия, мягкости и доброты и одновременно твердости и цепкости. Эти черты в полной мере проявляются в идее гармонии и золотой середины, которая является основополагающей идеей конфуцианства. Чай, по самой своей природе мягкий и мирный, полностью соответствует этой идее. Хотя в развитии чайной культуры важную роль играют и даосизм, и буддизм, конфуцианство считается основой духовной составляющей чайной культуры, что проявляется в следующих двух аспектах.

2.1 Мягкий и мирный характер чая воплощает в себе идею «золотой середины» -- основы конфуцианства

Говорят, что западные люди открыты и энергичны и их настроение подобно вину, в то время как восточные люди --- трезвомыслящие, разумные, сдержанные и выносливые, их характер подобен чаю. А характер русских отличается своей двойственностью. Русские любят пить и водку, и чай, могут гореть энтузиазмом и выносить суровый климат.

2.1.1 Отражение конфуцианства в китайской чайной культуре

Китайцы стремятся по-дружески относиться друг к другу и поддерживать гармоничные отношения. Поэтому западный человек по своей природе индивидуалист, а восточный – коллективист. В этом смысле русский приближается к стереотипу китайца.

Чайная культура Китая отражает эти чисто восточные особенности. Она предполагает, что мы должны находиться друг с другом в столь же гармоничных отношениях, как человек и природа. Конфуцианцы привнесли эту идею в чайную церемонию, стремясь к созданию гармоничной атмосферы в процессе чаепития. Свойства чая и воды сходны: хотя она и кажется мягкой, вода на деле обладает большой мощью; хотя чай всего лишь обычный напиток, в процессе чаепития люди учатся быть терпимыми и понимать друг друга. Поэтому в древности при дворе императора иностранных посланников угощали чаем, а теперь гостей по-прежнему угощают чаем, чтобы проявить дружелюбие и укрепить дружеские связи. В Китае в конце года в учреждениях и на заводах проводятся вечеринки, где приглашенных угощают чаем. На этих вечеринках управляющие пьют чай вместе с сотрудниками и в задушевной беседе выясняют точки зрения друг друга, проявляя взаимопонимание и уважение. На таких вечеринках можно разрешить самые острые противоречия.

2.1.2 В русском чаепитии идеи конфуцианства тоже отражаются как духовная составляющая

В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Получить удовольствие от изысканной беседы в чистом виде, в абстрактной компании (состоящих из воспитанных людей, которые кушают опрятно и говорят правильно) при русском чаепитии просто невозможно. Но если за чаем собрались друзья — настоящие или будущие — то совершенно неважно, о чем они будут говорить или молчать. Не особенно важно даже, какой чай они будут пить (это не значит, что чай может быть плохим, но он может быть достаточно простым, без особенных изысков) и какими плюшками станут его заедать. Совершенно неважно, сколь изысканы будут манеры (главное, не создавать неудобства «сочайникам») и насколько изящны шутки. Важно только то, что в какой-то момент такого чаепития его участники замечают, что часто прикрывают рукой довольно глупую и чрезвычайно довольную улыбку. А чему именно они радуются — толком и не понять.

именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно и что вообще есть такая возможность — вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю — именно она и является самой важной частью русского чаепития.

2.1.3 В китайскую чайную культуру входит больше философских идей.

Конфуцианцы придерживаются принципа «золотой середины»: это значит, что люди должны подходить к проблемам со всех точек зрения, чтобы не впадать в крайности. Этот принцип «золотой середины» был в центре внимания чайной культуры. Вода и огонь кажутся абсолютно несовместимыми, и, однако, Лу Юй говорил об их единстве и неразрывности. Как можно вскипятить воду без огня? Как можно приготовить чай без воды? Именно поэтому на чайниках Лу Юй изображал животных и жар-птиц, рыб и воду: он хотел показать неразрывную связь ветра, огня и воды. Ветер раздувает огонь, огонь доводит воду до кипения, вода настаивает чай.

Китайский общественный идеал заключается в том, чтобы понять всеобщую гармонию мира. Природа состоит из золота, дерева, воды, огня, воздуха, которые являются «пятью основными элементами» и «пятью гармоничными элементами» в нашем представлении о природе. Лу Юй пропагандировал культуру чая и полагал, что государство станет единым, только если люди будут жить в гармонии друг с другом. Ну а все болезни будут уничтожены только тогда, когда все пять элементов будут находиться в гармонии друг с другом.

Под влиянием этих идей каждый элемент чайной культуры оказался пронизан духом единства и гармонии. На «Картине, изображающей сто детей» работы Су Ханьчэня нарисованы сто прелестных ребятишек, которые играют и пьют чай. Эта картина символизирует единство всех этнических групп Китая. Знатоки чая часто при помощи чайных сервизов выражали свои идеи. Люди называют чайник «матерью чая», а чашки «сыновьями чая», показывая тем самым, что мать всегда заботится о каждом из своих детей. Китайцы считали, что в самой чайной церемонии содержится идея о том, что человек рождается на свет добродетельным. Люди всего мира могут черпать вдохновение в чайной церемонии, если хотят улучшить свои отношения.

2.2 Чайная культура это вид культурной активности, приносящей радость

2.2.1 Китайская активность в чайной культуре

Китайцы надеются, что новые поколения выполнят то, что не удалось сделать им. Мы всегда уверены в будущем и страстно любим жизнь. Вследствие этого в китайской чайной церемонии императорские наложницы и принцессы могли пить чай и играть на музыкальных инструментах, рисовать, читать стихи или любоваться прекрасным пейзажем. Чаепитие было также полным радости и счастья семейным мепоприятем. Даже монахи получили удовольствие от процесса чаепития.

Китайцы верят, что горечь и разочарование не вечны, и они дают людям прекрасную возможность обуздать свои страсти. Как природа все время находится в движении, так и человеческая жизнь длится без конца, поэтому нам следует быть оптимистичными. Мы пьем чай, чтобы развивать свою жизненную силу и без сожаления помогать своим друзьям. Дух китайской чайной культуры состоит из трезвого, оптимистичного, полного энтузиазма, терпимого и общественного духа, составляющего основу конфуцианства.