На диаграмме ниже представлено распределение респондентов по количеству жителей их родных городов. Заметим, что более 50% живет в городах и населенных пунктах с численностью до 100 тысяч человек.
До поступления в вузы работала примерно треть опрошенных: по сравнению с данными опроса 1996 года, данный показатель увеличился в 1,26 раз (см. диаграмму ниже).
При этом для 1-4 курсов наблюдается следующая тенденция – чем меньше курс, тем выше доля подрабатывавших до поступления в вуз (см. диаграмму ниже).
Примечателен тот факт, что доли респондентов, работавших до поступления в вуз, превышают доли опрошенных, чей возраст превышает возраст, соответствующий курсу (см. диаграмму ниже).
Таким образом, мы вправе сделать вывод о том, что определенная часть иногородних студентов подрабатывала уже во время обучения в школе (вероятно во время каникул). Т.е. школьные заработки перестали быть чем-то экзотическим, более того, учитывая вполне приемлемые доходы семей опрошенных (см. соответствующие разделы справки), увеличение распространенности подработки в школьные годы (наблюдаемое от года к году) позволяет выдвинуть гипотезу о том, что все большая часть родителей относится к подобному явлению как важному элементу трудового воспитания своих детей. В 1999 году экономическая ситуация в стране была несравненно хуже, нежели сейчас, поэтому высокая доля нынешних пятикурсников подрабатывала сугубо по экономическим соображениям.
Мы видим (см. диаграммы выше), что подавляющее большинство опрошенных имело довольно высокий уровень довузовской подготовки, позволяющий вполне уверенно чувствовать себя в среде москвичей.
Доля учащихся в школе выше среднего возросла по сравнению с данными опроса 1996 года на 10%, а доля лучших учеников составила 57% (38% в 1996 году). Данное увеличение коснулось и оценки респондентами своего уровня подготовки с уровнем подготовки одногруппников-москвичей. Доля ответивших на соответствующий вопрос анкеты «намного лучше» возросла с 6% в 1996 году до 17% в 2004.
При этом (см. диаграммы ниже) лишь четверть респондентов (в 1996 году – треть) сочла школьное образование достаточным для поступления, хотя свыше половины всех опрошенных получали среднее образование в лучших школах своего региона. Интересно, что доля респондентов, воспользовавшихся при поступлении услугами репетиторов, возросла по сравнению с 1996 годом в полтора раза.
Наибольшая доля пользующихся при поступлении в вуз знаниями, полученными в школе и в ходе самостоятельной подготовки, отмечена у студентов естественнонаучных и педагогических специальностей (по 79%), а наибольшая доля пользовавшихся услугами репетиторов и (или) обучающихся на подготовительных курсах отмечена у будущих работников культуры и искусства (85%) и студентов-медиков (71%).
Прежде чем оценивать материальное и статусное положение родителей опрошенных, посмотрим на образовательный уровень их школьных товарищей, который интересен по многим причинам. В частности, он напрямую связан с кругом общения нынешнего студента до отъезда из родного города, что наиболее близко к теме настоящей главы.
На диаграммах ниже изображены доли опрошенных, давшие тот или иной ответ на вопрос, поступили ли их одноклассники в вузы – любые и столичные. С нашей точки зрения, этот спектр достаточно полно характеризует интеллектуальный потенциал окружения поступающих в московские вузы.
Уровень поступаемости из классов, где учились опрошенные, увеличился по сравнению с данными 1996 года: 77% дали ответ: «не меньше половины», а у 50% респондентов студентами стали все или почти все одноклассники. Та же тенденция наблюдается и относительно столичных вузов: около половины респондентов утверждают о поступлении в московский или петербургский вуз более четверти своих одноклассников. Кроме этого, учитывая элитный состав школ, где училось большинство участников опроса, в качестве позитивного момента сообщим, что лучшие школы по-прежнему рекрутируют своих лучших учеников в столичные вузы.
Естественно, у большой доли студентов мать и отец имеют высшее образование (свыше 50%), что, по нашему мнению, связано в основном с желанием «дипломированных» родителей дать приличное образование своим детям. Отметим, что доля студентов, чьи отцы работают в частном секторе, увеличилась по сравнению с показателем 1996 года почти в 2 раза, но какой бы то ни было динамики по изменению доли детей руководителей предприятий и их заместителей, владельцев собственного бизнеса нами не было обнаружено.
Из диаграммы ниже следует, что материальное положение родителей иногородних студентов улучшилось по сравнению с данными 1996 года, что, с нашей точки зрения, говорит не об уменьшении доступности образования для беднейших слоев населения, а об общем улучшении экономической ситуации в стране.
Нам хотелось понять, что является главным при выборе места учебы у исследуемой категории населения: желание поступить именно в этот вуз, получить именно эту специальность или обучаться именно в Москве. Естественно, все факторы действуют одновременно, и выделить в чистом виде спектр мотиваций невозможно, но, тем не менее, мы старались хотя бы отчасти решить эту задачу.
Указанный в заголовке параграфа фактор со всей очевидностью является мотивирующим – даже если опрошенные об этом не говорят. На диаграммах приводятся доли студентов, у которых родители или братья-сестры получили (получают) схожее образование, учились (учатся) в том же вузе и учились (учатся) в Москве.
Отметим, что если в исследовании 1996 года случаи, когда брат или сестра опрошенного учились в Москве, но в другом вузе, не были обнаружены, то сейчас аналогичная ситуация наблюдается у 12% респондентов.
В принципе, мы можем считать наличие московских родственников мотивирующим фактором для почти половины опрошенных, полагая, что до поступления они рассчитывали на их помощь, но с достоверностью можно зачислить в эту категорию лишь тех, кто хотя бы ежемесячно посещает московских «близких», т.е. около четверти респондентов (см. диаграммы ниже).
На диаграмме (см. ниже) выше приводятся доли студентов, сообщивших о наличии или отсутствии в их регионах аналогов тех вузов, где они учатся сейчас, а так же доля тех, кого этот вопрос не интересовал. Убеждены, что последние изначально настроились либо на поступление в свой нынешний вуз, либо на Москву как регион обучения. Заметим, что доля сообщивших о наличии в их регионе вуза, где можно было бы получить аналогичную специальность, увеличилась по сравнению с данными опроса 1996 года. Этот факт свидетельствует об открытии в регионах новых вузов, филиалов столичных вузов, а также новых специальностей в уже существующих.