Смекни!
smekni.com

Ритуал как древнейшая социальная семиотика. (стр. 3 из 4)

С внешней стороны ритуал состоял в совершении в установленном порядке, всегда прилюдно и с распределением "ролей", ряда символических действий (т.е. действий, которым приписывались определенные значения). Ритуал обычно включал и речевые действия – восхваления божества или духа (гимны, славословия), молитвы, призывы, пожелания, обещания.

Ритуал гостеприимства

В основе ритуала гостеприимства лежат мифологические представления о том, что Бог в человеческом виде ходит по Земле, согласно адыгской пословице "гость - посланник Бога".

Сакральностью гостя обусловлен целый ряд деталей гостеприимства. Например, возможная безымянность гостя. Во многих традициях не принято спрашивать незнакомого путника о том, куда он направляется и каковы его цели. Образы Бога или его посланников могли принимать на себя в определенных случаях и участники ритуалов. Характерен в этом отношении обряд "полазник" - так называют первого посетителя, который приходит в дом на Новый год или Рождество. Например, у украинцев Карпат человека, взявшего на себя роль "полазника", ожидают с интересом, а иногда и со страхом: от него зависит, будет ли год счастливый или несчастливый. Если пришедший добрый, хороший, удачливый, то в доме будет богатство, здоровье, счастье, удача; если же человек несчастливый или больной, то и в дом с его приходом придут неудача и болезнь. В роли полазника положительно оцениваются иноверец, иноплеменник, ребенок, поскольку они соответствуют идее полазника как посланнику из иного, божественного мира.

Кормление гостей прямо связывается с дальнейшим преуспеванием хозяев. Ритуал гостеприимства дает очень удобную и продуктивную модель, позволяющую строить взаимоотношения с самыми разными представителями иного мира, включая мифических, таких, как Бог и духи предков.

Свернутую форму гостеприимства представляют собой различные ритуальные кормления. В конечном счете, они призваны установить дружественные отношения между человеком и существами из чужого, враждебного мира. Так, например, у славянских народов широко распространены ритуальные приглашения на рождественский ужин умерших родственников, животных. Их присутствие желательно и необходимо для поддержания нормальных отношений с иным миром, причем в формуле приглашения оговаривается, что они не должны приходить в другое время. Гостем называют покойника, причем его отправление на кладбище может осмысляться как возвращение домой. Известная формула: "Я уже дома, а ты еще в гостях" - варьируется во многих эпитафиях. В народной традиции метафора "хождения в гости" организует всю сферу отношений между живыми и миром мертвых. "Собираться в гости" в плачах означает смерть и синонимично "собираться в дорогу". В поминальных обрядах покойника приглашают прийти на время в гости к себе домой, а после поминок выпроваживают обратно на кладбище.

Гостем из иного мира мог представляться и нищий. Поэтому угощение его приобретало ритуальный характер и сближалось с кормлением предков в поминальных обрядах.

Обряд перехода

Специфика ритуального общения связана с представлениями о мире, господствовавшими в традиционной культуре и разделяющими мир по ценностной вертикали на "верх" и "низ". Положение человека - в середине между верхним и нижним мирами. Именно это промежуточное (и в то же время центральное) положение обуславливает необходимость ритуала.

Большая часть ритуалов относится к ситуациям "перехода" из одного мира в другой, или из одного состояния в другое. В этом смысле образцовым ритуалом является погребальный ритуал. Человек, участвующий в погребальном ритуале, находится между двумя мирами, и в этой промежуточной зоне привычные формы поведения теряют свой смысл. Присутствие смерти создает особое, в высшей степени напряженное пространство. В его центре находится покойник, здесь проходит граница между миром живых и миром мертвых, и люди начинают вести себя по законам этого пространства.

Чем ближе к центру, тем больше запретов и предписаний. Повсеместно распространенным является такое поведение, которое противоположно обычному. Оно основано на убеждении, что иной мир ( мир мертвых, духов) - это мир "наоборот", перевернутый мир. Коряки при похоронах одевают зимой покойника в летнюю одежду, летом - в зимнюю, перчатки одевают тоже наоборот.

У русских на покойнике мужчине одежду застегивали не на правую (как при жизни) сторону, а наоборот. Поведение окружающих людей воспроизводит эту же парадигму. Родные и близкие покойника рвут на себе волосы, одежду, царапают ногтями лицо, бьются головой о стены, громко плачут. Плач и самоистязания являются ритуально обязательными формами проявления горя. Это освященный традицией стереотип.

Поведение близких во время траура подчинено той же идее поведения противоположного обычному. Не умываться, не причесываться, не убирать дом, не подметать мусор, не застегивать пуговицы, не носить украшений. Вдова одевает платье наизнанку, распускает волосы. В Грузии близкие родственники умершего во время траура спали в одежде, не садятся за стол, едят самую простую и грубую пищу, избегают приправ, не употребляют мясо.

Кругооборот жизненных форм. В общемировых представлениях о кругообороте жизненных форм, о бесконечности перевоплощений, о дальней дороге в "новый мир" прослеживается мысль о возрождении человека в разных жизненных формах. Когда к покойному обращались с вопросом "Что отколе тебя ждать-глядеть?", стремились представить себе, в каком новом образе он явится вновь: "На конях-то ли выедешь, На травах-то ли вырастешь, На цветках-то ль выцветешь, С рек-то ли да быстрых, С озер-то ли широких".
Твердо держится верование, что мертвый продолжает жить в могиле. На "житье вековечное" покойного собирают, "снаряжают" по всем правилам - дают ему еду, домашнюю утварь, в степных районах - коня и пр. Перед уходом похоронной процессии с кладбища под гроб кладут дары. Чаще всего они состояли из еды, трубки умершего и табака. В своей новой жизни в царстве мертвых у покойника должно быть все необходимое. У северных народов при захоронении детей им кладут одежду на вырост. В захоронении полуторагодовалого мальчика были положены кроме кастрюльки с манной кашей, соски и прочих предметов, рисующих его младенцем, зимняя обувь большого размера, большой свитер, папиросы, спички и мелкокалиберная винтовка с автоматической перезарядкой.
Смерть, по древним представлениям, - это всегда метаморфоза. После смерти начиналась "новая жизнь" в "новом мире". Умерший мог вернуться на землю вновь в любом облике, в том числе и в лице своего потомка. Любой младенец это есть возвращенный на землю покойник. Прошлое возобновлялось, персонифицированное в человеке, который повторял характер и поступки предка. Поэтому могилы и курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых: то были даже не два разных мира, а единый мир.
Предки и потомки составляли единую сакральную общину. Мир по ту и по эту сторону мало чем отличался один от другого. Он мог совпадать полностью, быть тождественным земному. Тогда покойный, покинув этот мир, находит своих ранее умерших сородичей и начинает жить вместе с ними. Двойники занимаются тем же, чем живые люди, - охотятся, рыбачат, ездят на оленях. Поскольку в представлениях примитивных народов загробный мир подобен земному, то и там возможно умирание с последующим возрождением на земле. По одним сведениям, в загробном мире уже не умирают, по другим - умирают и возрождаются на земле, причем хороший человек становится на земле человеком, а плохой - собакой. Человек мог возродиться вновь в облике животного, человека, растения, камня. Превращение в камень считалось тяжелейшим наказанием, так как душа оставалась там навсегда.
Живая и мертвая вода разграничивают мир живых и мир мертвых, опосредуя взаимопереходы между ними. Очистительная, оживляющая и оплодотворяющая функции воды широко представлены в обрядах. Вода смывает прошлое, дает забвение, излечивает от тоски и горя, от испуга и болезни, дает красоту и здоровье. В Славонии до восхода солнца девушки шли умываться к источнику или колодцу, чтобы лицо было красивым и чистым. Первого мая росой обрызгивали животных, девушки старались в этот день на рассвете умыться майской росой, чтобы быть здоровыми и красивыми. Обливание молодоженов и выбор невест у воды относится к той же группе обычаев, что и "валяние в росе". В Западной Болгарии при этом обнажали нижнюю часть тела: чаще всего это делали бесплодные женщины. Веру в живительную, очистительную силу воды христианство заменило верой в святость воды, в которую опустили крест. Целебная сила приписывалась пасхальной воде и воде, освященной на Троицу.
Забыть-река. Есть такая река - выпьешь глоток воды и сразу забудешь все, что было. Забыть-река - славянская река Забвения - отталкивает все живое принимая только смерть, только то, что погребено и забыто.
Изменение статуса человека в семейной обрядности получило символическое выражение как переход через воду или гибели в ней. Река всегда оказывалась последним и решающим препятствием на пути сказочных героев, возвращающихся из царства мертвых в царство живых, именно она окончательно останавливала бегущих. Река (часто огненная) - это магическое препятствие, граница, разделяющая жизнь и смерть.
Граница - пространственный рубеж, разделяющий "свой" и "чужой" мир. Границей могут быть межа, тын или забор, ворота, порог, окно, река. Порог служит местом перехода границы дом - двор, ворота же - перехода границы двор - не двор. "Своим" миром могут быть семья, дом, двор, община и ее угодья. Граница - место священное и, в то же время, преисполненное опасности из-за присутствия нечистой и неведомой силы.
Граница бывает замкнутой и незамкнутой. Замкнутая граница присуща освященным местам - пространству внутри церковной ограды, кладбищу, куда не допускается нечистое, например, нечистые покойники, самоубийцы, которых хоронят вне кладбища или на его границе, во рву. Способом создания невидимой и непроходимой для нечистой силы границы было очерчивание себя кругом с крестным знамением и молитвой или с матерной бранью, словами типа"чур".
Граница была как местом совершения обряда, так и местом, куда уносились опасные предметы, в основном связанные с погребением и смертью. Поскольку жизнь и смерть находятся по разные стороны водного пространства, то отсюда и особые ритуалы перехода: лужичане, возвращающиеся с погребения, выбирают путь через воду и зимою даже разрубают лед, чтобы река разделила их со смертью. Проточная вода очищает, освобождает от причастности к смерти живых, возвращающихся с похорон. Для удачной переправы покойного хоронят в ладье смерти, которую иногда сжигают.
Смерть смертна, но вечно жива.