В этом труде нет никаких цифр, характеризующих силы и средства Красной Армии во время Курской битвы. Авторы преувеличили роль Н. С. Хрущева в этом сражении. В главе, посвященной Курской битве, его имя упоминается 10 раз, в отличие от единственного упоминания Сталина и троекратного - Г. К. Жукова. Авторы книги также нарисовали весьма идеализированную картину действий Красной Армии в этой битве, ни разу не подвергнув критике принципиальные решения высшего командования.
Генерал С. М. Штеменко в своих мемуарах писал по поводу стратегических намерений советской Ставки, что командование Воронежского фронта предлагало сконцентрировать усилия к югу от Курска в направлении Харькова и Днепропетровска, а затем Кременчуга и Херсона. При благоприятных условиях войска могли бы достичь меридиана Черкассы-Николаев, создать угрозу границам балканских сателлитов Германии и разгромить группу армий "Юг". Но Ставка для будущего наступления предпочла центральное направление - на Харьков, Полтаву и Киев. В 12-томной "Истории второй мировой войны, 1939-1945" советские историки повторили данное Штеменко описание двух стратегических планов, между которыми советское Верховное главнокомандование должно было сделать выбор весной 1943 г., не высказав никаких критических замечаний по адресу принятого варианта наступления на Киев. [4]
Они также одобрили преднамеренный переход к обороне, принятый советской Ставкой. Он был назван свидетельством "творческого подхода советского Верховного Главнокомандования к решению стратегических задач войны". Авторы "Истории второй мировой войны" утверждали, что "переход в контрнаступление после того, как противник будет измотан в ходе бесплодных атак, позволял рассчитывать на гораздо большие успехи с меньшими потерями. Развитие событий подтвердило абсолютную правильность планов советского командования". [5] Результаты Курской битвы также традиционно оценивались как очень благоприятные для советской стороны. В "Краткой истории Великой Отечественной войны" утверждается, что в ходе Курской битвы "советские войска разгромили 30 вражеских дивизий, вермахт потерял около 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов... Хребет немецко-фашистской армии был сломлен. Весь мир убедился в превосходстве Красной Армии над вермахтом в боевом мастерстве, вооружении, стратегическом руководстве. Стратегическая инициатива прочно закрепилась за Вооруженными Силами СССР".[6] Один из основных советских военачальников, бывший заместитель Верховного Главнокомандующего маршал Г. К. Жуков считал, что принятое Ставкой решение отказаться от идеи советского упреждающего наступления было совершенно правильным. Но он критиковал решение фронтально атаковать Орловский выступ, не пытаясь окружить противника. Жуков полагал впоследствии, что советское наступление на Орел началось слишком рано, без надлежащей подготовки. [7]
Бывший начальник советского Генерального штаба маршал А. М. Василевский также высказал мнение, что "разработка оперативно-стратегических задач была осуществлена удачно" и что в Курской битве советское военное искусство превзошло германское. [8]
Генерал Н. Ф. Ватутин, командовавший в 1943 г. Воронежским фронтом, был сторонником превентивного советского наступления. Он опасался, что Красная Армия упустит летнее время, благоприятное для наступательных действий. Бывший командующий Степным (Резервным) фронтом маршал И. С. Конев критиковал использование двух армий своего фронта в оборонительной операции. Он считал, что было бы лучше использовать весь Степной фронт для большого наступления.[9] Стратегические планы германского верховного командования критически анализировались в советской историографии. Наиболее объективное описание их дано В. И. Дашичевым в составленном им сборнике немецких документов второй мировой войны. Он подчеркивает, что основной целью операции "Цитадель" было истощить силу советского летнего наступления и захватить стратегическую инициативу. В то же время маневренная оборона германских войск на Востоке, предложенная фельдмаршалом Э. фон Манштейном, была отвергнута как из-за противодействия Гитлера оставлению территории Донецкого бассейна, так и из-за недостатка горючего и боеприпасов. [10] Советские источники признают некоторые ошибки советского Верховного командования во время Курской битвы. Например, маршал К. К. Рокоссовский, бывший командующий Центральным фронтом, в своих мемуарах критиковал планирование и проведение операции против Орловского выступа, когда советские войска действовали разрозненно и наносили уда по немецким войскам «в лоб». Он считал, что лучше было бы нанести только два удара на Брянск с севера и юга с соответствующей перегруппировкой Западного и Центрального фронтов. Но операция началась чересчур поспешно, и немецкие войска были только вытеснены из Орловского выступа, но не разгромлены. Кроме того. Ставка не приняла во внимание, что немецкие войска, оборонявшие Орловский выступ, были усилены дивизиями, участвовавшими в "Цитадели". [11]
Современные монографические исследования, на мой взгляд, наиболее правдиво и наименее тенденциозно излагают факты, относящиеся к исследуемому периоду. По этой причине в своём исследовании именно на них содержится основная опора. Наиболее полными и разноплановыми исследованиями современного периода являются работы Л. Лопуховского, В.Замулина, Д. Хауза, Д. Гланца. Указанные авторы в своих трудах используют новые, ранее не опубликованные документы, а при выполнении исследований над ними отсутствовал определённый идеологический контроль. На мой взгляд, в работах указанных авторов на сегодняшний день представлена наиболее объективная картина боёв лета 1943 года.
Таким образом, историография вопроса имеет крайне различные подходы к исследуемым событиям.
Объект исследования: боевое применение бронетехники РККА в Курской битве.
Предмет исследования: проблема высоких потерь бронетехники РККА, причины неудач отдельных ударов танковых подразделений РККА в период Курской битвы.
Целью настоящей курсовой работы является анализ боевого применения советской бронетехники в период Курской битвы.
Для достижения цели нами решаются следующие научные задачи:
1) исследовать вопросы подготовки противоборствующих сторон к летне-осенней кампании 1943 г. и, в том числе, к Курской битве;
2) рассмотреть вопросы боевого применения советской бронетехники в ходе Курской битвы, ее оборонительного и наступательного этапов;
3) проанализировать итоги Курской битвы и результаты боевого применения бронетанковых сил РККА в указанный период.
Территориальные рамки работы: советско-германский фронт.
Хронологические рамки: 5 июля по 23 августа 1943 г. (Курская битва включала в себя три крупные стратегические операции советских войск – Курскую оборонительную (5 – 23 августа), Орловскую (12 июля – 18 августа) и Белгородско - харьковскую (3 – 23 августа) наступательные операции).
Источниковая база работы включает опубликованные документы и мемуары, характеристики образцов боевой техники, документацию конструкторских бюро, журналы ведения боевых действий частей и подразделений. Используемые источники позволяют успешно решить поставленные перед работой задачи - проанализировать опыт боевого применения бронетехники РККА на оборонительном и наступательном этапах Курской битвы.
Структура работы следующая: Работа состоит из введения, четырёх глав и заключения. В первой главе нами рассматриваются вопросы технического оснащения бронетехникой сухопутных армий противоборствующих сторон, особенности тактико-технических характеристик образцов бронетанковой техники Вермахта и РККА. Во второй главе рассматриваются изменения организационной структуры бронетанковых войск, планирование кампании и Курской битвы. В третьей главе «Боевое применение бронетанковых сил РККА в Курской битве» показано применение бронетехники в ходе оборонительного и наступательного этапов Курской битвы. В четвёртой главе «Итоги и уроки использования бронетанковых сил РККА в ходе Курской битвы» анализируются результаты применения бронетанковых сил в период Курской битвы.
Апробация работы: доклад по одному из аспектов работы, а именно, по вопросу развития бронезащиты и вооружения основных типов танков РККА и Вермахта в период подготовки к Курской битве, был представлен на Всероссийской научной конференции «СССР во Второй и Великой Отечественной Войнах 1939-1945г.г.», посвящённой 65-летию коренного перелома в Великой Отечественной Войне. Конференция проходила 4 декабря 2008 года на базе ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет».
Глава 1
Общие тактические моменты применения танков и САУ в Красной Армии. Тактико-технические характеристики советской и германской бронетехники, история и особенности конструкторских работ до июля 1943г в СССР и Германии.
В начале данной главы будут рассмотрены вопросы реорганизации и тактики бронетанковых и механизированных войск Красной Армии.