Истинные духовные ценности, в отличие от «массовой культуры», требуют не пассивного восприятия, а активного сотворчества. Они предполагают особым тип мышления, аналитический подход и способность к самостоятельным рассуждениям и выводам. Этих качеств нет у «среднего американца». Достаточно привести пример с пастором Марчем, не умеющим ответить ни на один вопрос своих прихожан, слабо разбирающегося как в жизненных проблемах, так и в религии. Он отправился воевать не потому, что его, как античного Марса, подталкивала природная смекалка, смелость, возбуждал вид крови, а только потому, что почувствовал себя абсолютно неспособным к творческому мышлению. Пастор Марч - типичный «средний американец». Пастор Марч несостоятелен как священнослужитель, но он был прекрасным исполнителем на воине. Любой приказ выполнялся Марчем, невзирая на невероятно сложные обстоятельства. Марч - это тип «среднего американца», в котором пассивно-исполнительское начало доведено до героического действия.
Роман Апдайка - не только размышление над судьбой интеллигенции 60-х. «Кентавр» - роман философский. Помимо размышления над судьбой двух поколений американской интеллигенции, в нем содержатся общефилософские рассуждения о назначении, роли, специфических чертах интеллигенции вообще. Мифология помогает писателю создать философский пласт романа. Античность становится своего рода идеальным для развития культуры типом общества, который писатель противопоставляет американскому обществу.
Снова обратимся к исследованию Н. Е. Пудовочкиной. Время, в которое живет главный герой романа «Кентавр», юный Питер Колдуэлл, всецело определялось «молодежной волной». Целое поколение молодежи отказалось в 60-е от социальной модели, предложенной обществом. Они выбрали иной путь: стали хиппи, детьми-цветами и «революционерами». Господствующей стала идея о том, что молодежь должна оторваться oт родного очага и отправиться странствовать в поисках неуловимой цели. Питер также убегает из дома. Как и тысячи ровесников, он жаждет духовной пиши, которой нет в провинциальном Олинджере, но которую он надеется найти в столице.
Стрела, пушенная кем-то из учеников Колдуэлла, и попавшая ему в ногу - первый элемент мифа в романе. Но, как и любой мифологический элемент в «Кентавре» стрела имеет и абсолютно реальное, подсказанное статистикой, значение. Нападения на учителей стали типичным явлением в американской школе. Ограниченность, бедный духовный мир американского школьника (особенно провинциала) приводит к бессмысленному, варварскому протесту претив «бесполезных», с точки прения школьника, знаний. Апдайку удалось создать правдивую картину жизни американской школы. Олинджеровская школа символизирует американскую систему образования. [4]
Разгадка поведения учеников кроется и в поведении их «главного воспитателя», директора школы мистера Зиммермана. Он поощряет культ грубой силы, разврат. Духовно и физически деградировавший директор внушает школьникам не только страх, но и жажду подражания.
Школу Колдуэлл вообще называет «фабрикой ненависти». Попытаемся сравнить кентавра Хирона и учителя Колдуэлла. Ученики кентавра Хирона, «тонкие, нежные тростинки, единой свирелью согласно возносящие гимн богу истинного бытия». Колдуэлл, напротив, страдает на своих уроках: его ученики отторгают знания, его мудрость кажется школьникам бесполезной. Хирон ощущает близость к природе, когда он «узнает» растение, оно, «словно приветствуя героя, распрямляется и шелестит». Хирон чувствует себя частью природы. Колдуэлл, наоборот, болезненно ощущает свою оторванность от мира природы. Он ненавидит свай загородный старый дом, природа напоминает ему о смерти.
Педагогика может быть как всесильной (эллинство. уроки Хирона), так и бессильной (Америка 60-х, уроки Колдуэлла) - делает вывод Апдайк. Американская школа - это школа, в которой педагогика бессильна. Положительное влияние учителя на формирование личности ученика практически равно нулю. Зато отрицательное влияние велико.
Необходимо отметить, что одним из смыслообразующих противоречий романа «Кентавр» является противоречие между двумя подходами к оценке внутреннего, духовного состояния человека, принятых в Древней Греции и современной Америке. В соответствии с «американской мечтой» американец верит, что тот, кто не ощущает себя постоянно счастливым - ненормален. Эллин же, напротив, убежден, что ненормален тог, кто ощущает себя постоянно счастливым. Страдание есть естественное состояние человеческой души. Жить для эллина значит страдать. Страдание порождает трагедию, трагедия - искусство. Счастливых, самоуспокоенных, самодовольных греков нет в греческой мифологии.
Примечательно, что страдающий Хирон-Колдуэлл и самодовольно-счастливый Зевс-Зиммерман - выразители двух диаметрально противоположных взглядов на состояние человеческой души. Апдайк протестует против унижающей высокое назначение человека «американской мечты».
Апдайк протестует против слепого преклонения перед теми, для кого «американская мечта» стала реальностью. Апдайк протестует против этого феномена, и па примере судьбы Питера-Прометея показывает, чем определяется в Америке отношение к творческой личности. Питер также как и Прометей мучается от боли неуказанного происхождения, будучи прикопанным к скале. Эта сцепа также символизирует муки человеческого страдания, постоянно раздираемого противоречиями.
Дж. Апдайк кладет в основу создания образа подростка Питера Колдуэлла две прометеевых черты: богоборчество и призвание творца, «богоборчество» Питер унаследовал от отца. Он инстинктивно ненавидит директора Зиммермана, владельца кафе Майнора Кретца, жителей Олинджера. Эта ненавнсть вызвана несколькими причинами: социальной, нравственной, политической. Они богаты, а Питер беден. Они занимаются развратом, а Питер, находящийся в состоянии чистой юношеской влюбленности, протестует против опошления, унижения любви. Они изо всех сил расхваливают страну, в которой живут, а Питеру хорошо известна «изнанка» благополучия «избранных», он еще многого не понимает, но сама жизнь убеждает его в том, что Америка - не благословенный рай для каждого американца. Тяжело больные вынуждены работать, чтобы прокормить семью, и умирают от непосильного труда» как Колдуэлл-старший. Интересно, что бунт Питера не может иметь положительных результатов. Он никого не заставил задуматься, а только причинил неприятности самому подростку.
Авторы учебника «История зарубежной литературы XX века» обращают внимание, что на одном из уроков Джордж читает ученикам блестящую лекцию о происхождении жизни на земле, заканчивая ее на пафосной ноте, моментом, когда, наконец, появилось «трагическое животное, имя которому — человек. В воспоминаниях впечатлительного мальчика, который со временем стал художником, это время покрывается флером сказочности, реальность и миф сливаются, становятся нераздельными, сосуществуют «на равных» в одной фразе. Фактически ведь это он творит миф о своем отце, учителе Джордже Колдуэлле, кентавре Хироне. Сам же он себя ощущает Прометеем, прикованным к скале. Преподавательница физкультуры Вера Хаммел видится обличье обольстительной, легкомысленной богини Венеры, а толстый, потный, пыхтящий директор школы Зиммерман кажется облаченным силой властью Зевса-громовержца.[5]
Список литературы:
1. История зарубежной литературы XX века: Учеб./Под ред. Л. Г. Михайловой и Я. Н. Засурского. М.: ТК Велби, 2003;
2. Пудовочкина Н. Е. Неомифологизм в художественной культуре США: Дисс. канд. культур. наук. Саранск, 2005.
3. Творчество писателя Джона Апдайка. http://www.apdayk.net.ru/lib/ar/author/238
[1] Творчество писателя Джона Апдайка. http://www.apdayk.net.ru/lib/ar/author/238
[2] Пудовочкина Н. Е. Неомифологизм в художественной культуре США: Дисс. канд. культур. наук. Саранск, 2005. Стр. 106.
[3] Пудовочкина Н. Е. Неомифологизм в художественной культуре США: Дисс. канд. культур. наук. Саранск, 2005. Стр. 109 – 110.
[4] Пудовочкина Н. Е. Неомифологизм в художественной культуре США: Дисс. канд. культур. наук. Саранск, 2005. Стр. 118 – 119.
[5] История зарубежной литературы XX века: Учеб./Под ред. Л. Г. Михайловой и Я. Н. Засурского. М.: ТК Велби, 2003. Стр. 344.