Чем глубже мы вчитываемся в открывшиеся новые страницы обширнейшего наследия ученого, в его учение о биосфере и биогеохимические работы, в труды по истории научной мысли и ее проявлению в биосфере (и ноосфере), чем полнее и целостнее пытаемся охватить все творчество В.И. Вернадского, тем более укрепляемся в убеждении о необходимости переосмысления идейных основ, целей и средств их достижения в творчестве В.И. Вернадского. Изучение доступных ныне дневников, писем, некоторых автобиографических материалов В.И. Вернадского позволяет дать однозначный ответ: еще в университете В.И. Вернадский совершенно отчетливо определил для себя высокую цель жизни и деятельности, разработал программу ее достижения. Она выходит за пределы только науки, становится общественным идеалом человека и ученого, и сама наука выступает одним из средств практического его осуществления.
«Задача человека заключается в доставлении наивозможно большей пользы окружающим», — так определяет свою жизненную позицию молодой В.И. Вернадский.
Ставя целью развитие человечества, — записывает он в дневнике, — мы видим, что оно достигается разными средствами и одно из них — наука. Haука доставляет сама такое обширное удовольствие, она приносит такую большую пользу, что можно было бы, казалось, остаться деятелем одной чистой науки. Это было бы приятнее. Но так оно было бы, если бы можно было заставить себя не вдумываться за пределы узкого круга специальности; тогда теряется мировоззрение, а вместе с ним высшее, осмысленное удовольствие, доставляемое наукой, и остаются отдельные микроскопические радости; чувство долга и стремление к идеалу завладевают человеком, смотрящим на науку обширным взглядом, а не взглядом специалиста, не видящего за пределами своей специальности и мнящим себя ученым».
И если рассматривать научное творчество В.И. Вернадского с этих высоких позиций под углом зрения достижения им сознательно поставленного нравственного и общественного идеала, а именно так подходил к своему жизненному предназначению сам В.И. Вернадский, то раскрываются некоторые еще неясные направления его научной и общественной деятельности, методологии и способа изложения материала в его трудах.[3]
Духовные проявления человеческой личности — сильнейшее средство постижения реальности
Наука для В.И. Вернадского всегда была могущественнейшим средством познания окружающей действительности, но он «никогда не жил одной наукой». Духовные проявления человеческой личности, ее чувства, воли и сознания, созданный развитием человечества богатый художественный мир, а также философия и религия, считал молодой ученый, способствуют формированию мировоззрения человека, служат, наряду с наукой, сильнейшим средством постижения реальности. Поэтому в студенческой «программе жизни», направленной на достижение своего общественного идеала, В.И. Вернадский большое место отводит воспитанию широкой «образованности ума», «знакомству с философией, математикой, музыкой, искусствами», выработке таких черт характера, как «откровенность, самостоятельность... не боязнь высказывать и защищать свое мнение, доводить до конца свои воззрения».
В.И. Вернадский — образец подлинного ученого
Мы знаем, что В.И. Вернадский выполнил до конца свою жизненную программу духовного воспитания личности для реализации поставленного в юности нравственного идеала. В переломные моменты истории, которые ему суждено было пережить, его высокий духовный облик и гражданское мужество снискали глубокое уважение современников. Его энциклопедически образованный ум и обширнейшие познания в самых разных областях знания, олицетворяющие в «одном лице всю Академию наук» (Берг Л.С.), служили и служат недосягаемым образцом подлинного ученого.
Целостность, а не раздробленность — основа жизненной деятельности В.И. Вернадского
Однако в специальной научной литературе, минералого-геохимической, биологической и биогеохимической, эта сторона личности В.И. Вернадского обыкновенно выносится «за скобки», оказывается конкретным специалистам ненужной, обходится в работах, посвященных его научному творчеству. Тем самым теряется восприятие целостного мировоззрения величайшего мыслителя современности, пропадает явственно прослеживаемая в его трудах направленность его творчества, утрачиваются важнейшие объединяющие идеи. «Вернадский — минералог», «Вернадский — кристаллограф», «Вернадский — геохимик», «Вернадский — биогеохимик», «Вернадский — геолог», «Вернадский — биолог», «Вернадский — историк науки» — эти и подобные определения, как мы уже отмечали, разрывают неделимое целое на части, как бы предполагают возможность автономного существования, скажем, «Вернадского — минералога» от «Вернадского — историка» или «Вернадского — биолога». В действительности же, исходя из сказанного выше, такого раздробления личности и самого творчества В.И. Вернадского никогда не происходило и произойти не могло: другие, более высокие, цели, как мы теперь знаем из анализа его личностного наследия, были поставлены в основу жизненной деятельности
Принцип единства жизни и природы — стержень целостного мировоззрения
В.И. Вернадского, и те конкретные науки, которые он развивал или создавал заново, были лишь средством к их достижению. Полной «конкретизации интересов» В.И. Вернадского по отдельным наукам не могло произойти и по другой, методологической, причине. Вполне осознанной целью его обучения в университете, как показывают его дневниковые записи, была выработка общего мировоззрения, которое бы явилось основой его будущей научной и общественной деятельности. Но выработка мировоззрения — не бессистемный набор знаний, не эклектическое присоединение все новых сведений, почерпнутых из жадно поглощаемых книг и прослушанных лекций. Для мировоззрения нужна опора, тот центральный стержень, вокруг которого свиваются нити приобретаемого нового знания. Этим стержнем и стал разрабатываемый В.И. Вернадским со студенческих лет принцип единства Жизни и Природы, или, кратко, принцип Единства.
Развитие космологической эволюционной идеи
Для построения новых областей знания, которые ему еще предстояло открыть, для свершения грандиозных задач «развития человечества» молодому В.И. Вернадскому недостаточно было разработки только общего, нравственно-этического мировоззрения, определяющего его личностную и общественную позицию. Нужно было выработать новое научное мировоззрение. Основой его явилась глубоко усвоенная в годы обучения и творчески развитая космологическая эволюционная идея — идея целостного развития Природы, Мира, человечества. Она вытекала из традиции «русского космизма», докучаевского генетического почвоведения, эволюционных представлений Ч. Дарвина и А. Уоллеса. Носителями этой идеи были передовые представители русской интеллигенции середины и конца XIX — начала XX века. Наиболее яркими ее выразителями в университетские годы для В.И. Вернадского стали А.Н. Бекетов, Д.И. Менделеев и В.В. Докучаев.[4]
Развитие идей А.Н. Бекетова, Д.И. Менделеева, В.В. Докучаева
А.Н. Бекетов (в то время ректор Петербургского университета), по характеристике В.И. Вернадского, «был ботаником, сложившимся еще до выступления Дарвина; при этом его мысль независимо работала в областях, смежных с теми, которые стали господствующими после 1859 года, и к охватившему науку эволюционному учению он отнесся как самостоятельно мысливший в том же направлении исследователь. Он подходил к эволюционному учению до Дарвина и независимо от него и навсегда сумел сохранить к нему критическое отношение человека, самостоятельно обрабатывающего окружающие явления под другим, независимым от вскоре господствующего научного мировоззрения, близким к нему углом зрения».[5]
Непродолжительным (1881—1882 гг.), но имевшим большое значение для творческого пути В.И. Вернадского, было общение с Д.И. Менделеевым. Слушавшие лекции Д.И. Менделеева современники В.И. Вернадского справедливо связывали «космический размах» и «дух космической реальности», которым пронизаны работы В.И. Вернадского, с именем его великого учителя.
«Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и развитии человечества..., подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению», — писал В.И. Вернадский о захватившем его «новом, чудном мире» на лекциях Д.И. Менделеева. Но наиболее сильное влияние на формирование личности В.И. Вернадского как естествоиспытателя и мыслителя, как автора будущей «Биосферы» оказало его многолетнее творческое содружество с В.В. Докучаевым. Странным образом, до сих пор в биологии и почвоведении отсутствует глубокий научный анализ этого важнейшего периода становления научного и общественного мировоззрения В.И. Вернадского, развития его эволюционных представлений, утверждения его целостного восприятия Природы. Роль В.И. Вернадского — «своего, старейшего докучаевца» в развитии почвоведения, особенно в вопросах эволюции и биологии почв, их химического и газового состава — ясно сознавали представители старшего поколения почвоведов и биологов. Ныне это осознание, к сожалению, почти утрачено.
Начала учения о биосфере — о планетарной роли живого вещества
О колоссальной работе научной мысли молодого В.И. Вернадского в поисках единства жизни и ее окружения свидетельствует обнаруженная И.И. Мочаловым в Архиве АН СССР (ныне — Архив РАН) рукопись его доклада на заседании Научно-литературного общества в декабре 1884 г., после проведенных докучаевских экспедиций, «Об осадочных перепонках». Из доклада отчетливо видно, отмечает И.И. Мочалов, что в свои неполные 22 года В.И. Вернадский уже глубоко обдумывает ряд фундаментальных проблем биологии — о сущности жизни, соотношении живой и неживой природы, свойственных живому веществу особенностях и закономерностях развития с планетарной и космологической точек зрения. Все это впоследствии найдет более детальную научную проработку в его учении о биосфере. Но именно тогда, в 1884 г., на заре вступления в большую науку, В.И. Вернадский впервые самостоятельно высказал идею о существовании особой геологической оболочки, в которой сосредоточена вся живая материя (живое вещество) Земли — идею биосферы.[6]