Смекни!
smekni.com

Культурологические воззрения В. И. Вернадского. (стр. 3 из 7)

И особенно примечателен тот факт, что в рассматриваемой работе молодой ученый впервые сознательно применяет усвоенную им эволюционную идею для характеристики материи биосферы, находящейся «в вечном непрерывном законном движении, где происходит бесконечное разрушение и созидание, где нет покоя...». Здесь ощущается генетическая связь с трудами В.В. Докучаева, но несомненно и другое: В.И. Вернадский сквозь еще туманные контуры биосферы заглядывает в глубины мироздания, предвосхищает те области знания, которые ему суждено будет открыть после В.В. Докучаева, и одно из них, ближайшее, — фундаментальное учение о планетарной роли живого вещества, об эволюции видов в связи с космической организованностью биосферы.

Новый научный метод познания — «ядро истинной натурфилософии»

Именно в период содружества с В.В. Докучаевым сформировалось мировоззрение В.И. Вернадского как естествоиспытателя. Можно без преувеличения сказать, что все, или большинство крупных открытий В. И. Вернадского имеют истоки в начальном докучаевском периоде и связаны с благотворным влиянием личности В.В. Докучаева и разработанного им нового научного метода познания — «ядра истинной натурфилософии». И хотя к законченным формулировкам своего метода целостного изучения природы В.В. Докучаев пришел в последние годы жизни (1898—1899 гг.), работавшие с ним бок о бок его близкие ученики и соратники в борьбе за «новейшее почвоведение, понимаемое в нашем, русском смысле слова», к которым принадлежал и В.И. Вернадский, не могли не знать содержания докучаевского «ядра» как изучения «соотношений генетической, вековечной и всегда закономерной связи какая существует между силами, телами и явлениями, между мертвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром — с другой».

Эволюция научной мысли как предмет исследования

Выработанные В.И. Вернадским этические и общественные идеалы, которым он следовал в жизни и в труде, не позволяли ему полностью уйти в какую-либо конкретную научную дисциплину. Сформировавшееся эволюционное мышление В.И. Вернадского, как опора его естественно-научного мировоззрения, не только не утратилось в пору его интенсивных занятий минералогией, кристаллографией и геохимией, но, напротив, еще больше укрепилось. Объектом приложения эволюционного мировосприятия послужила история развития человеческой мысли в истории развития человечества. Конкретным предметом исследования стала эволюция научной мысли, приводящая к преобразованию биосферы, как скажет позже В.И. Вернадский, в новое, ноосферное, состояние.[7]

О сущности космологического принципа Единства Жизни и Природы

Составляющие Единства

Размышления об усиление роли сознания в развитии Земли

Указанные положения, характеризующие особенности творческого процесса В.И. Вернадского, находят отражение в его трудах, письмах и автобиографических материалах. Письма и дневники этого периода насыщены размышлениями В.И. Вернадского об усилении роли сознания в развитии Земли и его направленности в эволюции человеческого общества, о соотношении философского, художественного и научного постижения Мира, о свободе личности и человеческой мысли. Поразительные по глубине и мощи умственного кругозора, они требуют особого, неторопливого рассмотрения.

Переход от занятий минералогией к биогеохимии

Таким же непрерывным был процесс обдумывания понятий будущей биогеохимии. С биогеохимическими проблемами, как отмечал В.И. Вернадский в «Биогеохимических очерках», он столкнулся в 1891 г. при чтении курса минералогии в Московском университете. Соприкасался он с ними и раньше, работая с В.В. Докучаевым.

С годами в научных исканиях ученого случилось, казалось бы, необъяснимое. Признанный российский академик, «кристаллограф и минералог», в канун революции 1917 года неожиданно для многих, даже для своих ближайших учеников и сподвижников, оставляет активные занятия минералогией, не прекращая их вовсе. Отныне одно захватывающее устремление, сродни всепоглощающей страсти, овладевает помыслами ученого, определяет всю его дальнейшую жизнь и научное творчество. Спустя 10 лет после первых докучаевских экспедиций, где он в поле постигал зримые свидетельства единства живой и неживой природы, В.И. Вернадский возвращается «к дорогим его сердцу исканиям научной молодости», углубляется в неизведанные области «живого вещества», в проблемы биосферы, эволюции и появления Жизни на Земле — в исконно биологические проблемы.

Основания биогеохимии

Возвращается, потому что только теперь — «время пришло». Практически до работ Вернадского 1916—1922 гг. отсутствовала экспериментальная база биогеохимических исследований. К биогеохимии нельзя было приступать, не выяснив основные геохимические закономерности распространенности химических элементов в земной коре, их парагенезиса — совместного нахождения в природных телах, их рассеяния и концентрации и др. Все эти вопросы геохимии были решены В.И. Вернадским только к 1909—1915 гг. И чтобы «примерить» их к живой материи, необходимо было найти, с одной стороны, доступный точному измерению эквивалент неопределенного философского понятия Жизни, в рассматриваемом нами контексте — главную составляющую Единства, а с другой — определить многообразие преимущественно внешних, космоземных, составляющих космологического единства: среду и сферу развития Жизни, источники энергии живого, условия появления (или зарождения) Жизни на Земле, связь ее с Космосом, взаимосвязь ее с неживой (косной) материей, установить степень устойчивости — изменчивости (эволюционного развития видов), их прерывность — непрерывность в геологическом прошлом, их способность захвата различных территорий с резко неоднородными экологическими условиями. Возникало множество и других вопросов, связанных как с отсутствием экспериментального изучения химического состава живых организмов, так и с отсутствием теоретически разработанных концепций.

Понятие о среде жизни как особой планетарной оболочке

Одним из первых фундаментальных биогеохимических понятий, положенных в основу принципа Единства, стало понятие о среде жизни как об особой планетарной оболочке — будущей биосфере, — где сосредоточены живые организмы, связанные с солнечной энергией. Истоки этого понятия, как мы отмечали, уходят к началу докучаевского периода формирования мировоззрения В.И. Вернадского (1880-е годы). О том, что и в последующие годы интенсивная умственная работа в этом направлении не прекращалась, свидетельствуют признания В.И. Вернадского в письмах к жене: «Я много думаю о статье или речи весьма общего содержания: хочется мне обнять весь процесс образования минералов (химической жизни Земли) и представить его как следствие поглощения энергии Солнца. То есть не только солнечной энергией поддерживается жизнь организмов, но все изменения — химические, идущие на земном шаре, и сосредотачиваются как в очень небольшом слое — наружном. Я сведу массу земных процессов к немногим» (Из письма к Н.Е. Вернадской 26 мая 1893 г.). И снова через год — мы словно наяву ощущаем упругое биение мысли В.И. Вернадского: «...Мне кажется, я подмечаю законы. Чувствую потуги мысли охватить сразу картинно землю как планету. Как это трудно! Но мне кажется, с каждым разом яснее и яснее становится картина, и мне иногда блестит перед умственным взором общая схема химической жизни Земли, производимой энергией Солнца...» (Из письма к Н.Е. Вернадской 28/16 августа 1894 г.).[8]

Исследование биосферы и «геохимической деятельности человечества»

Именно здесь, в мыслях из этих писем, достигается синтез интуитивного прозрения молодого В.И. Вернадского студенческих лет (доклады 1884—1885 гг.) и сложившегося тридцатилетнего ученого о планетарном «наружном слое Земли» — биосфере, где солнечная энергия питает жизнь всей совокупности организмов (будущего «живого вещества») и способствует протеканию всех химических процессов. Не случайно, что уже в работах начала века В.И. Вернадский активно включает в орбиту геохимических представлений живое вещество, человека и человечество, а понятие «геохимическая деятельность человечества», рассмотренное нами подробнее в других работах, стало программной задачей исследований не только самого ученого, но и его учеников, всей школы последователей и приверженцев новых идей.

Сложность введения понятия «живое вещество»

Наиболее трудным для восприятия и в то же время основным во всех биогеохимических построениях В.И. Вернадского служит понятие живого вещества, эквивалент единого «монолита Жизни». Десятки лет потребовались В.И. Вернадскому, чтобы ввести в научно точной формулировке «живое вещество» в концепцию биосферы, в космологический принцип Единства... Близкое по смыслу понятие совокупности животных организмов было предугадано В.И. Вернадским уже в 1884 г. в докладе «Об осадочных перепонках». Здесь мы впервые соприкасаемся с вопросами, которые В.И. Вернадский затем ввел в круг разрабатываемой им биогеохимической концепции эволюции. На Полтавщине В.И. Вернадский с увлечением начал набрасывать контуры биосферной концепции, разрабатывать основные понятия биогеохимии. Исходными среди них были понятия живого вещества, совокупности всех живых организмов, неразрывно связанных с биосферой, как ее функция и часть ее структуры, и биосферы, которая определялась как особая земная оболочка, резко отличная от других оболочек земной коры и связанная с Космосом потоками вещества и энергии. В первых же биогеохимических записках 1916 г. В.И. Вернадский четко обозначил целостную систему биогеохимических понятий, подлежащих изучению и разработке: живое вещество — биосфера как оболочка планеты — космическое окружение биосферы.[9]