Смекни!
smekni.com

Культурологические воззрения В. И. Вернадского. (стр. 4 из 7)

Значение экспериментальных исследований в становлении учения о биосфере

Оказавшись отрезанным, в обстановке Гражданской войны, от научных центров России, он ведет огромную научную, экспериментальную и организационную работу в научных центрах Украины: Киеве, Харькове, Симферополе. Этот период его творчества, приведший к созданию учения о биосфере и биогеохимии, подробно освещен в монографии К.М. Сытника и др. и в ряде других публикаций. Научному анализу данного периода с современных позиций автор посвятил ряд отдельных исследований .

Хотелось бы обратить внимание на факт важного, методологического, значения. При характеристике, а еще хуже — непрофессиональной оценке некоторых фундаментальных работ В.И. Вернадского, особенно по проблемам эволюции биосферы, биогеохимии, ноосферы, обычно не рассматривается огромный экспериментальный материал, полученный В.И. Вернадским и его учениками в первые десятилетия XX века и подводящий прочную фактологическую базу его теоретическим выводам и положениям. Нередко научные концепции ученого объявляются «философскими», отрываются от своего научного фундамента и тем самым дискредитируются. Такая обстановка создается в настоящее время с концепцией ноосферы: во многих, если не в большинстве, работах она оказывается отделенной от общего учения о биосфере, опирающегося на солидную экспериментальную базу.

Выделение принципа Единства в научных трудах В.И. Вернадского

Необходимо отметить еще одну методологическую трудность восприятия принципа Единства: в работах В.И. Вернадского он нигде особо не выделен и не рассмотрен отдельно как руководящий принцип научного творчества ученого, хотя при анализе всего научного наследия, особенно личностного его пласта, проступает вполне отчетливо, включая рассмотренные выше внутренние и внешние составляющие Единства.

К истокам космизма В.И. Вернадского

Основополагающие идеи учения о биосфере и ноосфере

В долгом искании путей построения научной картины Мира В.И. Вернадский проходил определенные этапы познания окружающего. Они не были последовательными, законченными, они пересекались, накладывались друг на друга; к одним и тем же идеям ученый возвращался по много раз, нередко на протяжении всей своей жизни. К таким этапным представлениям В.И. Вернадского, послужившим мировоззренческими рубежами в создании общего учения о биосфере и ноосферной концепции, относятся идеи: о единстве Жизни, человека и Вселенной; о живом веществе — совокупности всех живых организмов; о биосфере, земной Природе, как планетарной оболочке Земли, неразрывно связанной с Космосом; о роли сознания в развитии Земли как планеты; о геохимической деятельности человечества. Что же их связывает воедино?[10]

Принцип единства Жизни и Природы — методологическая сущность учения В.И. Вернадского

Объединяющим методологическим ядром всех этих мировоззренческих представлений В.И. Вернадского и служит эволюционный космологический принцип единства Жизни и Природы. Он проходит сквозной нитью через все научное творчество В.И. Вернадского, связывая вместе кажущиеся иногда далекими конкретные результаты изучения отдельных организмов и проблемы взаимодействия Космоса и биосферы. Не всегда и не везде этот принцип проявляется в «чистом виде»; иногда он как бы остается «в тени», за пределами написанного. Но изучение созданного В.И. Вернадским массива научных работ, эпистолярного и публицистического творчества, дневниковых записей приводит нас к выводу о том, что научно обоснованный и глубоко личностно усвоенный ученым принцип Единства составляет методологическую сущность всего его творчества, можно сказать, всего его земного бытия.

Идея единства человека со всем человечеством, с Землей, с Космосом

Первой по времени мировоззренческой идеей В.И. Вернадского, вошедшей в фундамент будущей ноосферной концепции, является идея о единстве человека со всем человечеством, с Землей, с Космосом. Здесь появляется соблазн отнести В.И. Вернадского к представителям так называемого «русского космизма» и связать генезис его идей с взглядами Вл.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и других «русских космистов». Именно так и делают многие исследователи этого направления, ставя В.И. Вернадского в «плеяду славных имен российского космизма».

Спорный вопрос о связи идей В.И. Вернадского с «русским космизмом»

Но ни в научных работах, ни в дневниках, ни в письмах В.И. Вернадского, как мы уже отмечали, нет даже намека и упоминания о какой-либо связи с движением «русского космизма» и о том, что ученый сочувственно разделял идеи даже самых крупных носителей этого направления, таких, как религиозные философы Вл.С. Соловьев или Н.Ф. Федоров. Исключение составляет П.А. Флоренский, но благожелательное отношение В.И. Вернадского к его книге «Столп и утверждение истины», известное нам по Крымскому дневнику ученого 1917—1921 гг., никак не связано с космизмом.

Биографические истоки идеи космизма у В.И. Вернадского

Причины появления у В.И. Вернадского «чувства космической вселенскости», как отмечалось нами ранее, глубоко личные, и корни его уходят к годам его детства, к условиям семейного воспитания на Украине; большей частью они освещены исследователями творчества ученого и им самим в письмах к своей невесте Наталье Егоровне Старицкой в июне—июле 1886 г. Раннее чтение географических книг о природе, путешествиях, о явлениях земного шара, поглощение с жадностью книг исторических из семейной библиотеки, постоянные разговоры с отцом, старшим братом и особенно с двоюродным дядей Е.М. Короленко, который «... на звездном мире старался мне сделать понятным единство, кое существует, которому он верил», формировали у юного В.И. Вернадского ощущение единства мира, своей личной включенности в исторический процесс жизни человечества. Идея космологического единства мира еще более укрепилась во время учебы в Петербургском университете, в частности, как мы говорили, под влиянием лекций Д.И. Менделеева и В.В. Докучаева. В письме к невесте от 3 июля 1886 г. он ясно формулирует суть идеи единства: «Всюду, всюду непрерывная цель, всюду, всюду живешь в разных эпохах, в разных обстоятельствах, в разных странах, и такая тесная, такая глубокой является связь со всем человечеством, со всем земным шаром, а следовательно, и дальше, со всей вселенной...».[11]

Различение космизма В.И. Вернадского и Вл.С. Соловьева

Следовательно, космизм В.И. Вернадского не заимствован извне, из философских течений, включая и течение «русского космизма», нуждающегося, с нашей точки зрения, в более критическом историко-научном анализе. Нельзя, конечно, отрицать возможное влияние на молодого В.И. Вернадского общего умонастроения творческой российской интеллигенции, разделявшей идеи русских космистов. Ядро антропокосмизма — проявление человечества как единого целого — В.И. Вернадский в работе «Научная мысль как планетное явление» считал неизбежной предпосылкой создания ноосферы, реальностью его времени. Завершая краткое рассмотрение идеи единства человечества и Космоса — антропокосмизма В.И. Вернадского, — отметим принципиальную методологическую несводимость разработанного ученым космологического принципа единства Живого и Мироздания к религиозным, по существу, основаниям «принципа всеединства человечества» Вл.С. Соловьева и других «русских космистов». Новейшие исследования в сравнительной характеристике сущностей обоих принципов свидетельствуют, при сходстве некоторых их положений, о значительном расхождении позиций В.И. Вернадского и Вл. С. Соловьева.[12]

Естественно-исторические основания Единства

Жизни и Природы

Жизнь неотделима от Природы

Наиболее глубокую проработку в творчестве В.И. Вернадского нашли естественно-исторические основания единства Жизни и Природы. Творческое развитие принципа Единства позволило В.И. Вернадскому сделать основополагающий для всей биосферной концепции вывод о том, что Жизнь (живое вещество, включая человека) неотделима от Природы — биосферы, органически входит в нее, является ее функцией.

Жизнь геологически вечна

Жизнь, утверждал В.И. Вернадский, геологически вечна, она связана со строением Космоса, ей нет начала и конца. Но тогда не должно быть «начала и конца» и единству живого и биосферы. Если пытаться развивать невысказанные, едва намеченные, мысли В.И. Вернадского, то космическое развитие «монолита Жизни» возможно только в биосфере; поддержание же единства со «средой жизни», биосферой, организованной потоками космической, в основном, солнечной, энергии и деятельностью всей совокупности организмов, становится целеполаганием Жизни, условием ее безопасности, ее главной функцией.

Причины пластичности Жизни

Эти следствия из действия всеобщего космологического принципа Единства внутренне непротиворечивы и верны для всех живых существ, эволюционирующих в биосфере: необратимое разрушение различных форм единства, складывающихся в истории развития Земли как планеты, означало бы уничтожение самой жизни, а тем самым и «среды жизни», планетарной оболочки биосферы. Поэтому столь велика пластичность Жизни, ее устойчивость к экстремальным условиям среды и природным катаклизмам, способность и стремление создавать сложные разновидовые сообщества, экологические системы, в которых наряду с дарвиновской борьбой за существование, как полагал В.И. Вернадский, действует кропоткинский принцип взаимопомощи, больше отвечающий идее единства организмов и их окружения.