На этом мы закончим краткий анализ естественно-исторических основ некоторых мировоззренческих идей В.И. Вернадского. В явной или скрытой форме они содержат главный методологический принцип единства Жизни и Природы. Наиболее плодотворное теоретическое применение и научно достоверное фактологическое подкрепление он нашел при разработке общего учения о биосфере и входящих в него ряда специальных учений: о функциях биосферы, живом веществе, биогеохимической цикличности, организованности биосферы.
2. Причины возникновения и сущность ноосферной культуры
Споры о ноосферной концепции В.И. Вернадского
Подавляющее большинство ученых принимают сегодня учение В.И. Вернадского о биосфере, «настоянное» на принципе Единства; оно входит в современное научное мировоззрение. Иное дело ноосферная концепция В.И. Вернадского. Здесь не утихают споры, и неприятие концепции ноосферы происходит сразу по ряду оснований, как научных, так и этических. Одно из главных возражений «приверженцам ноосферы» состоит в, казалось бы, бесспорном факте разрушения «разумным» человеком окружающей природы — биосферы и в создании на разрушенной биосфере вместо «сферы разума» — ноосферы, искусственной техногенной среды — «техносферы», уничтожающей живое и пагубно действующей на человека. При этом, как считают противники ноосферных представлений, происходит нарушение, а в ряде кризисных ситуаций и разрушение сложившегося экологического единства (чаще говорят — экологического равновесия) всего живого и природы.[13]
Разночтение понятия «ноосфера»
В.И. Вернадскому «инкриминируется» разноречивость в использовании самого понятия «ноосфера». Действительно, ученый придает этому понятию разный смысл и оттенки смысла: он говорит и о наступлении «эпохи ноосферы», и о ноосфере как «эволюционной стадии» развития биосферы, и о процессе «преобразования» биосферы в ноосферу, и о «переходе» биосферы в ноосферу как в некоторое свое конечное состояние; можно усмотреть и другие оттенки смысла. Большинство из тех, кто не принимает понятие и концепцию ноосферы, считают ее утопией, не имеющей ничего общего с реальностью: суровая действительность в условиях охватившего планету глобального экологического кризиса опровергает утопические представления В.И. Вернадского о грядущем «царстве разума», и речь может идти только о выживании человечества.
Ноосферная концепция — вершина научной и общественной деятельности В.И. Вернадского
В доводах противников ноосферной концепции есть немало кажущихся неопровержимыми положений, но немало и поверхностного, неглубокого, излишне полемического, не имеющего отношения к подлинно научному исканию истины. Для 60-летнего периода творчества В.И. Вернадского создание ноосферной концепции — вершина всей его научной и общественной деятельности. Мыслителю такого масштаба, такой многогранной Личности, такой необыкновенной интуиции, такой немыслимой по охвату мировых достижений культуры, такой чистоты и свободы мысли были органически чужды сиюминутные спекуляции и поверхностные рассуждения «по поводу», за которыми ничего не стоит: ни опыт поколений, ни трудный путь научного искания, ни драма научных идей. И чтобы «опровергать», или, как пытаются некоторые критики, «ниспровергать» В.И. Вернадского, нужно вдумчиво, шаг за шагом, изучать его научное творчество, его личностное наследие, находя и анализируя истоки его ноосферных представлений, прослеживая развитие его Мысли, его колоссальных по объему историко-научных разысканий. Для этого требуются годы труда, напряженных научных усилий, полной самоотдачи.
Представление о геохимической деятельности человечества
В становлении и развитии ноосферных представлений В.И. Вернадского центральное место занимает геохимическая деятельность человечества, — принципиально новое, оригинальное представление о геологической деятельности человека и человечества в биосфере. Более подробно геохимическая деятельность рассмотрена в другой работе; здесь мы ограничимся лишь некоторыми выводами.
Исходя из анализа темпа вовлечения химических элементов в мощный жизненно-духовный цикл развития культурного человечества, В.И. Вернадский указывает на возможные пределы вмешательства человека в природные процессы. Как нигде, здесь ярко проявляется свойственная мысли В.И. Вернадского способность предвидения будущего. Это относится и к предсказанию вовлечения тогда еще «не нужных» человеку элементов редких земель (германия, галлия, индия, скандия и др.), уходящих в отходы и отвалы, — сегодня эти химические элементы составляют элементную базу современной микроэлектроники; ученый доказывает неизбежность исчерпания запасов энергии и самых распространенных химических элементов земной коры, таких, как железо, и соединений углерода (нефти, угля, других горючих полезных ископаемых).[14]
Изменение биосферы человечеством
Обстоятельно рассмотрены В.И. Вернадским вопросы об истреблении человеком некоторых видов диких животных и растений и создания новых типов живого вещества — культурных рас; вопросы связи «искусственного подбора» культурных видов с химизмом биоценозов, соотношения геохимических процессов со сложной структурой живого вещества биосферы и многие другие, важные и интересные, которые мы не можем охарактеризовать здесь более подробно.
Осознание негативных последствий преобразования биосферы геохимической деятельностью человечества
И вот итоговый вывод ученого: «Приходится технический процесс направить в другое русло, изменить геохимическую работу человечества в зависимости от химии земной коры».
Таким образом, В.И. Вернадский ясно осознавал и пророчески предвидел возможные негативные последствия преобразования биосферы, вызванные геохимической деятельностью человечества. Им впервые был научно поставлен вопрос о пределах воздействия человеческой деятельности на биосферу Земли, о ее масштабах, соизмеримых с крупнейшими геологическими процессами, и о необходимости перехода от стихийного, потребительского неконтролируемого воздействия на природные ресурсы к сознательному научному управлению процессами преобразования биосферы. В контексте рассматриваемого нами вопроса это означает достижение нового, ноосферного единства Человека и Природы: среда жизни человека, его космоземная природа наряду с компонентами первозданной природы-биосферы будет неизбежно содержать регулируемые человеком компоненты техногенной среды — техногенные продукты и результаты человеческой деятельности.[15]
Роль человеческого сознания как природного явления в биосфере
В необходимости отыскать движущие силы и возможные пути преобразования биосферы «на благо человека» В.И. Вернадский неоднократно обращается к роли человеческого сознания как природного явления в биосфере. Новый импульс развития этих идей содержится в монографии Г.С. Смирнова и в фундаментальном посмертно изданном труде С.М. Шугрина.
В.И. Вернадский рассматривал роль сознания человечества как единую онтологическую категорию, мощный деятельный фактор в развитии биосферы, реально воздействующий на ход природных процессов. Несомненно, в таком широком понимании сознание человечества В.И. Вернадского и есть ноосферное сознание, так и не получившее определения в более поздних работах Э. Леаля и П. Тейяра де Шардена.
Научная мысль — главный фактор преобразования биосферы
Главным действенным фактором сознания, участвующим в преобразовании биосферы в новое, ноосферное состояние, является выделенная В.И. Вернадским научная мысль, а основным движителем — культурная биогеохимическая энергия, служащая, как нами показано, отправным пунктом в теории этногенеза Л.Н. Гумилева. О научной мысли написано много, и большинство исследователей рассматривают книгу В.И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление». Хотелось бы обратить более пристальное внимание исследователей ноосферных аспектов творчества В.И. Вернадского на другую известную, но значительно более раннюю его «предноосферную» работу 1902 года — «О научном мировоззрении». В ней на хорошей доказательной историко-научной базе развернута панорама развития научной мысли во времени и пространстве, ее взаимосвязь с другими проявлениями духовной жизни человечества, религией и искусством, установлены основные особенности научной мысли, имеющие ноосферное значение, и прежде всего — ее общеобязательность, способствующая, как отмечал позже В.И. Вернадский, «духовному единству человечества». Все это и заключает в себе реальные научные основания ноосферной концепции, «предрасположенность» к ней.
Идеал «человека ноосферы», воплощенный в личности В.И. Вернадского
Для В.И. Вернадского путь к ноосфере был реальностью, переход биосферы в новое эволюционное состояние воспринимался как неизбежное. Таким же неизбежно должным понималось коренное изменение «человека биосферы», «расширение сознания» (Шугрин С.М.), рождение нового человека, новой ноосферной реальности. С новой этикой, идеалами и моралью. Какой? — решать нам и тем, кто придут за нами. До начала самостоятельной научной и общественной деятельности В.И. Вернадским для себя был выработан нравственный, научный и общественный идеал, основанный на служении человечеству, доставлении максимальной пользы окружающим, любви к людям, ко всему человечеству. Может быть, это и есть ноосферный или близкий к нему идеал нового «человека ноосферы», каким только можно его представить; идеал, воплощенный в необыкновенной личности В.И. Вернадского, будто явленной человечеству, чтобы оно смогло познать самое себя и ответить на поставленные им вопросы грядущей ноосферы.[16]
Основные идеи, объединяющие все периоды жизни и творчества В.И. Вернадского