Смекни!
smekni.com

Культурологические воззрения В. И. Вернадского. (стр. 6 из 7)

В попытке целостного охвата творческого наследия В.И. Вернадского мы пришли к выводу о необходимости выделения нескольких — немногих — руководящих идей. Они прослеживаются во все периоды жизни и творчества выдающегося естествоиспытателя и мыслителя, являются объединяющими, концептуальными, входят в мировоззрение В.И. Вернадского и свойственное ему научное и художественное мировосприятие. Одной из главных, методологически объединяющих идей служит идея единства Жизни и Природы, понимаемая В.И. Вернадским более широко как идея развития, идея историзма. Принцип Единства явился основой исторического мышления В.И. Вернадского, его научного мировоззрения и нашел блестящее практическое приложение в его работах, связанных с перестройкой системы описательной и создания генетической минералогии, геохимии и космохимии, учения о живом веществе и биогеохимии, концепции биосферы и ноосферы. Под углом зрения космологического принципа (закона) единства Жизни и Природы, пронизывающего все творчество В.И. Вернадского и связывающего его воедино, по-новому вскрываются известные нам грани Мысли. Пытливой, ищущей и беззащитной перед величием Замысла Ноосферы, который не проверить, не достичь.

«Добро и зло есть такое же создание ноосферы, как и все другое…»

«У мысли нет орудья измерить глубину...» — не в вещем ли образе поэта предостережение для нас в попытках «заглянуть за горизонт», в «эпоху ноосферы»? Может быть, у линии горизонта, у невидимой его черты брезжит лишь идеал, неясный, зыбкий, уходящий или вовсе исчезающий, в глубинах своих не постигаемый научной мыслью? А нам остается беспощадная «ноосферная реальность», в которую неуклонно обращается биосфера, колыбель и обитель Жизни, и в которой, как подчеркивал В.И. Вернадский, «добро и зло есть такое же создание ноосферы, как и все другое»?

Наука, вместе с общественной деятельностью и познанием тайн человеческой культуры, являлась одним из средств на пути достижения этого идеала, которому В.И. Вернадский неуклонно следовал всю свою долгую творческую жизнь и по которому в переломные моменты истории сверял свои дела и поступки.[17]

«Я сделал все, что мог сделать. Я не сделал никого несчастным…»

Освоение богатейшего научного наследия В.И. Вернадского, постижение его ноосферного идеала позволяет переосмыслить идейные основы его творчества. Новые поколения прикоснутся к величию его гениальных идей. Склонят голову перед мудрым спокойствием человека, который на пути к бессмертию мог просто сказать о себе: «Я сделал все, что мог сделать. Я не сделал никого несчастным. Я постарался, чтобы после моей смерти к той же цели на мое место стало много таких же, нет — лучших работников, чем каким был я».[18]


Заключение

Русский космизм – духовно-нравственное и научно-теоретическое основание поиска ответов на «императив выживаемости человечества в XXI веке».

«Русский космизм» — явление глобально-исторического измерения, выражения Духа русско-российской цивилизации, Духа, своей устремленностью к будущему, к раскрытию смысла предназначения человека и человечества, противостоящего Духу капитала, духу рыночно-капиталистической цивилизации.

Ррусский космизм должен быть оценен как феномен мировой культуры, однопорядковый с достижениями культуры Древней Греции и эпохи Возрождения и не имеющий аналогов в европейской культуре XIX — XX веков. Русский космизм в главных своих теоретико-концептуальных построениях входит в теоретическую систему ноосферизма, развиваемую автором

Русский космизм выступил предтечей будущего переворота в установках совокупного разума человечества (мирового общественного интеллекта), связанного с развернувшимся в конце ХХ века кризисом Стихийной, Классической Истории, кризисом механизмов развития цивилизации — классического рынка, классической культуры, классической науки, классического образования и других.[19]

Русский космизм есть итог эволюции космизма мировой культуры.

Эволюция космичности культуры ведет к ноосферизму. Она отражает в себе «спираль» социально-исторического развития человека от целостности, универсальности, синкретичности мыслящего человека древности к его расщеплению, отчуждению, потери целостности на протяжении тысячелетий развития материального производства.

В русском космизме сливаются воедино два направления культурной мысли России:

философско-религиозное (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков и др.), философско-мистическое, психологическое, можно отметить и масонско-мистическое (Е. П. Блаватская, В. И. Крыжановская и др.),

и философско-научное (Д. И. Менделеев, К. Э. Циолковский, В, И. Вернадский, А. Л. Чижевский, А. А. Богданов, Ф. А. Цандер, А. Ф.Лосев, И. А. Ефремов и др.).

Указанные направления образуя единство, в свою очередь сливаются с литературно-космической и художественно-космической мыслью М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева,. В. Хлебникова, Н. К. Рериха, Врубеля и др.

Целостность русского космизма развертывается в виде генеалогической сети, пронизывающей всю культуру России, корни которой уходят в космическую культуру прарусичей 4-тысячелетней давности. Потоки идей «русского космизма» необходимо еще восстановить. Это есть дело историко-культурологической мысли.

Ссерное направление русского космизма – направление ведущее к будущему синтезу – ноосферизму.

Вернадскианская революция входит в пространство современного поиска собственных духовно-нравственных, космических и научно-философских оснований выхода России в цивилизацию XXI века. Сам синтез русского космизма, который ведется с разных позиций современными исследователями, есть продолжение вернадскианской революции в национальном масштабе. И «русская идея», национальная идея России становятся в своем синтезе частью происходящего духовно-интеллектуального метаморфоза, имя которого — вернадскианская революция и ноосферизм![20]

Итак, духоведческий итог постижения академика В.И.Вернадского закодирован в формуле: ноосфера суть сфера культуры. Будучи плоть от плоти русского постигающего духа, данное творение уникально в русской науке по глубине разработки темы биосферы и беспрецедентно по полноте философского обоснования. Новаторская заслуга, а точнее, величие духовного подвига, великого натуралиста состоит, однако, не только в научном объёме познания биосферы и ноосферы, но и в том, что в совокупном виде был явлен монолитный цоколь неизвестной неклассической русской либеральной науки.


Список литературы

1.Вернадский В. И. Начало и вечность жизни (1921). Пг.: Время, 1922

2.Вернадский В.И. Из дневников 1884 г. // Природа. 1967. № 10

3.Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере (1943) // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2. С. 113—120

4.Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. — Новосибирск: «Наука», 1991. — 304с.

5.Ковда В.А. Современное учение о биосфере // Журн. общ. биологии. 1969. Т. 30. № 1;

6.Моисеев Н.Н. Русский космизм и учение В.И. Вернадского о ноосфере // Русский космизм и ноосфера. М., 1989. С. 5—11

7.Мочалов И.И. В.И. Вернадский — человек и мыслитель. М., 1970.

8.Мочалов И.И. Проблемы космизации науки в творчестве В.И. Вернадского // Вопр. философии. 1968. № 1

9.Назаров А.Г. Ноосферная концепция В.И. Вернадского как основа научного управления // В.И. Вернадский и современность. М., 1986. С. 40—66

10.Назаров А.Г. Ноосферная реальность и ноосферное образование // Ноосферное образование в России (Материалы межгосударственной научно-практической конференции, Иваново, 3—5 октября 2001 г.) Часть 1. Иваново, 2001. С. 32—51

11.Назаров А.Г. К истории возникновения термина и понятия «ноосфера» // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция. 2000. М., 2000. С. 228—229

12.Русский космизм и ноосфера / Тез. докл. Всесоюзн. конф. Часть I. Ред — сост. О. Д. Куракина. — М.: Гособразование СССР, Ин-т философии АН СССР, 1989.

13. Семашко Л. М. Сферный подход. Философия, демократия, рынок, человек. Методология, концепции, проектировки. — СПб.: Изд-во «НОТАБЕНЕ», 1992. — 368с.

14.Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново, 1998.

15.Субетто А. И. «Русский космизм» и развитие человеческой цивилизации // Эвро. — 1991. — №2. — С. 40-42.

16.Субетто А. И. «Русский космизм» и грядущая четвертая волна развития человеческой цивилизации // На страже Родины. — 1990. — №131

17.Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. С. 29.

18.Русский космизм и ноосфера / Тез. докл. Всесоюзн. конф. Часть I. Ред — сост. О. Д. Куракина. — М.: Гособразование СССР, Ин-т философии АН СССР, 1989.

19.Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы. Новосибирск, 1999

20. Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.


[1] Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново, 1998. С. 213-217.

[2]Субетто А. И. «Русский космизм» и развитие человеческой цивилизации // Эвро. — 1991. — №2. — С. 40-42.

[3]Моисеев Н.Н. Русский космизм и учение В.И. Вернадского о ноосфере // Русский космизм и ноосфера. М., 1989. С. 5—11.

[4]Русский космизм и ноосфера / Тез. докл. Всесоюзн. конф. Часть I. Ред — сост. О. Д. Куракина. — М.: Гособразование СССР, Ин-т философии АН СССР, 1989. С. 43-46.

[5] Субетто А. И. «Русский космизм» и грядущая четвертая волна развития человеческой цивилизации // На страже Родины. — 1990. — №131.

[6]Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы. Новосибирск, 1999. С. 76-85.

[7]Назаров А.Г. Ноосферная концепция В.И. Вернадского как основа научного управления // В.И. Вернадский и современность. М., 1986. С. 40—66