Смекни!
smekni.com

Культурологические воззрения В. И. Вернадского. (стр. 1 из 7)

Реферат

Культурологические воззрения В. И. Вернадского


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

1. Космизм как уникальное явление современной культуры………………………………..6

2. Причины возникновения и сущность ноосферной культуры…………………………….21

Заключение……………………………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………………………………….30


Введение

Высокие темпы социокультурной динамики на рубеже веков требуют трансформации как образовательной практики так и педагогической науки. Преодолевая системный кризис современной цивилизации мы все пристальнее вглядываемся в минувшее, осуществляя ретроспективный анализ пытаемся найти корни нынешних тенденций в прошлом.

Особым направлением такого поиска становится обращение к педагогическому наследию великих предшественников, заметных фигур в образовании, культуре, духовной жизни общества. Исследован опыт трансляции культуры Н.Ф.Федорова – предтечи русского космизма, духовный потенциал просвещения Сергия Радонежского, антропософские искания В.В.Зеньковского, уникальный творческий путь и озарения Д.И.Менделеева, эколого-педагогическое наследие В.А.Сухомлинского. Ныне научной педагогической и образовательной практикой востребовано обращение к личности и творчеству В. И.Вернадского, не только как ученого-естествоиспытателя, педагогического публициста, общественного и государственного деятеля, но и мыслителя-новатора, осуществившего видение «лика Земли» через «космическую призму», создавшего теоретические основы учения о биосфере и эволюции ее в ноосферу. Это вызвано осознанием необходимости коррекции культуры, трансформируемой в образовании, пониманием целостного мировоззрения и мироотношения как главной цели любой образовательной системы. Понять и по достоинству оценить педагогическое наследие В.И.Вернадского возможно только на основе включения его в контекст современной культуры, в контекст новой экогуманитарной образовательной парадигмы.

Отметим, что различные аспекты научного и педагогического наследия В.И.Вернадского все активнее включаются в понятийный аппарат педагогики и образования, в социокультурные исследования связанные с устойчивым развитием, выходом из экологического кризиса, прогностическими изысканиями в области цивилизационного развития. Ноосферогенез, ноосферология, ноосферный путь развития России, ноосферное мышление и сознание, ноосферное образование, ноосферные школы и центры, локальные очаги ноосферы – вот далеко не полный перечень понятийных конструкций, производных от ключевого понятия – ноосфера.

Понятие ноосфера (дословно - «сфера разума») вошел в научный лексикон в начале ХХ века и связан, прежде всего, с именами П.Тейяра де Шардена и В.И.Вернадского. И если авторство самого термина принадлежит де Шардену, то смысловое наполнение его – заслуга В.И.Вернадского, определившего ноосферу как «природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – ноосферу». Ноосфера рассматривается им как состояние гармонии в системе «человек – общество – природа», совершенно особую роль в которой играет человеческий разум. Переход к ноосфере – закономерный этап эволюции жизни на Земле. При этом следует учесть, что В.И. Вернадским определены (намечены) лишь контуры понимания ноосферы.[1]

Отчего же столь притягательна идея ноосферы в России и в мире, а предстоящие цивилизационные преобразования даже названы представителями ЮНЕСКО «вернадскианской революцией»?

Прежде всего, потому, что ноосферная концепция В.И.Вернадского предвосхитила идею устойчивого развития, а вместе они возводятся в ранг методологического принципа стратегии выживания человечества.

В.И.Вернадский – яркий представитель русского космизма, его естественнонаучной ветви. В трудах ученого обоснована космическая роль человечества, живущего и действующего в «планетарном аспекте». Его идеи о «всюдности жизни» и «автотрофности человечества» еще ждут своих исследователей.

Отметим также, что понятие ноосферы близко к идее коэволюционного (совместного) развития природы и общества. Современное понимание коэволюции предполагает наличие высоко развитой человеческой цивилизации, активного нравственного разума, коллективного интеллекта человечества. Со-развитие, со-существование человека и общества в гармонии с природой и с заботой о будущих поколениях интегрирует ноосферный и коэволюционный подходы.

Наконец, сохранение социального прогресса и динамического равновесия живой природы, целостной, гомеостатичной биосферы предполагает наличие экологической культуры, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности.

Вместе с тем, приходится констатировать, что идеи В.И.Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу воспринимаются порой прагматично, как задачи по включению наследия ученого в содержание образования через отдельные предметы – философию, географию, экологию, культурологию. На наш взгляд это не только частный, но и ложный путь, не способный обогатить современное образование. Задачный подход не эффективен, нужен иной, проблемный подход к осмыслению идей ноосферы в образовании и культуре.

Задача предполагает решение, преодоление возникшего затруднения привычным способом, на основе имеющихся алгоритмов. Проблема тем и отличается от задачи, что ее решение невозможно в рамках прежней исследовательской, познавательной модели. Внедрение в образование идей о биосфере – ноосфере не только научная, методическая и познавательная задача, но и проблема социокультурного, цивилизационного выбора, стратегического будущего нынешних и грядущих поколений. Проблема эта связана с познанием прежде всего человека, его качеств, ценностей, исследованием системы человек - общество - природа и включением в образование всех достижений науки и культуры в постижении, объяснении и преобразовании мира.


1. Космизм как уникальное явление современной культуры

Целостность научного мировоззрения

Огромная широта интересов, глубина и новизна идей, внесенных В.И. Вернадским в кажущиеся совершенно не связанными друг с другом области знания, затрудняют целостное восприятие его научного творчества. В разработке научного наследия В.И. Вернадского еще преобладает группирование специалистов «по интересам», по отдельным научным дисциплинам. Такой конкретно-отраслевой подход неизбежно ведет к раздробленности восприятия цельного научного мировоззрения В.И. Вернадского. В гуще разнообразия работ ученого, в десятке тысяч написанных им страниц теряются те немногие руководящие идеи, что, словно нить Ариадны, ведут к свету, скрепляют воедино сделанное им в науке. Они помогают увидеть не случайным тот трудный путь духовных и научных исканий, которым прошел В.И. Вернадский за свою долгую творческую жизнь.

Принцип единства жизни и природы

В нашу задачу входит рассмотрение одной из главных объединяющих идей научного творчества В.И. Вернадского — идеи, или принципа, единства Жизни на Земле и ее Природы — планетной оболочки биосферы. Принцип единства Жизни и Природы служит ядром созданного В.И. Вернадским нового, биосферно-ноосферного, научного мировоззрения. Чтобы понять сущность принципа Единства, необходимо остановиться на тех научных и нравственных посылках, которые привели ученого к формированию его фундаментальных мировоззренческих представлений.

В.И. Вернадский — ученый-энциклопедист

В научном творчестве В.И. Вернадского — в изданных трудах его и неопубликованных еще рукописях, в дневниках, записных книжках, огромной по объему переписке — открывается поистине необъятный мир новых научных представлений и эмпирических обобщений, удивительный сплав глубокого теоретического предвидения и скрупулезно выверенных фактов. Минералогия, кристаллография, геохимия, учение о природных водах, радиогеология, метеоритика — все, сделанное ученым в этих областях науки, еще при жизни закрепило за В.И. Вернадским славу «крупнейшего минералога мира», выдающегося ученого-энциклопедиста, одного из создателей геохимии и космохимии. Таким для многих специалистов-естественников, особенно геологов и географов, он остается и поныне.[2]

Открытие научного наследия В.И. Вернадского

Объясняется это многими причинами: может быть, главная из них в том, что напряженные духовные поиски жизненного идеала молодым В.И. Вернадским, необычайно широкий круг его интересов, необоримая тяга к гуманитарному знанию, к раскрытию тайны Жизни на Земле и в Космосе,— все, что запечатлено в его дневнике, который он вел непрерывно почти 70 лет своей жизни (с 1877 г.), в письмах к самым близким людям, в «заметках для себя» (1876—1878) и записных книжках — все это, естественно, при жизни В.И. Вернадского не публиковалось и, таким образом, было скрыто от его учеников, друзей и современников. И не только от них. Многие страницы творчества В.И. Вернадского оставались десятилетиями неизвестными и нашим современникам.

Теперь эти колоссальные по объему архивные материалы вовлекаются в научный оборот, становятся достоянием мировой науки и общественной практики. Изданы ранее не издававшиеся и переиздаются ставшие библиографической редкостью его научные исследования и работы по биогеохимии, живому веществу и биосфере, истории знаний, организации науки, его дневники, труды по философии естествознания, публицистические статьи. Продолжается начатый еще при жизни В.И. Вернадского цикл биографических исследований и историко-научного изучения творчества ученого. Новые силы, взамен ушедшим, получают открытый доступ к изучению его научного наследия.

Формирование принципа Единства как методологического стержня научного мировоззрения В.И. Вернадского