Смекни!
smekni.com

Нравственно-гуманистические и ценностные аспекты триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия. (стр. 2 из 5)

Представляется, что в русле гуманизма находится и направленность контактов человека с окружением. На наш взгляд, она состоит в том, чтобы не преобразовывать окружение (свое жизненное пространство) в соответствии с определенными целевыми установками или концептуальными подходами. В своих контактах с окружением, выстраиваемых с позиции гуманизма, человек сориентирован на созидание условий своего сосуществования с кем-то (чем-то) в общем жизненном пространстве. Созидание (в отличие от преобразования) осуществляется с оглядкой на реакцию окружения. Для субъектов созидания первозначимы свойства тенденций, обусловливаемых их деятельностью. Субъекты созидания обеспокоены опасностью нанесения (может быть ненамеренного, случайного) вреда себе и своему окружению.» [9, с.343-344] Думается, что такую трактовку гуманизма подтверждает сегодня сама жизнь. Поспешность человека в масштабном применении тех или иных достижений науки и техники для достижения тех или иных (не всегда даже четко осознаваемых) целей, желание приспособить все и вся для сиюминутных потребностей (чаще всего материальных) – все это уже привело человечество и к угрозе экологических катастроф, и к социальным антагонизмам, к межгосударственной, межнациональной напряженности, что также создает угрозу конфликтов, чреватых уничтожением и человечества, и всего живого, и самой планеты.

В этой связи именно достижение человеком практического бессмертия призвано кардинально изменить его отношение и к другим людям, и к окружающей его среде, и к миру в целом. Имея перед собой неограниченно долгую жизнь, вряд ли люди будут жить по принципу «после нас хоть потоп», очевидно, что принцип бережного отношения к своему окружения будет гораздо более востребованным, чем это происходит сейчас.

На современном этапе из-за возросших темпов развития и гигантских возможностей человека по изменению действительности все более возрастает опасность того, что такое чрезмерное или неосторожное изменение (преобразование) окружающей среды может привести к непредсказуемым негативным последствиям. Поэтому думается, что сегодня людям, обществу следует перенаправить часть усилий на изменение самих себя, в частности, на достижения практического бессмертия, что сделает общество и более гуманным, и более рассудительным, бережным по отношению и самому себе и к окружающей природе. Разумеется, такой подход не исключает, а скорее предполагает то, что надо направлять усилия и на защиту от разного рода природных бедствий, и на предотвращение возможных космических катастроф (столкновений с крупными объектами и т. д.). Здесь трудно не согласиться с К. Э. Циолковским, который говорил о космической безопасности человека еще на рубеже 19-20 веков. Естественно, что и этой области надо действовать взвешенно, чтобы не получить обратного эффекта.

1.3. Концепция практического бессмертия человека как научно-оптимистическое развитие идей гуманизма.

Говоря о гуманности той или иной философской концепции, нельзя не ответить на вопрос о том, насколько ее реализация позволит человеку чувствовать себя более уверенно, оптимистично смотреть на жизнь, видеть в этой жизни смысл, насколько она сможет дать человеку свободу для самореализации, раскрытия своего творческого потенциала, создания гармонии в отношениях с окружающим миром и другими людьми. Важно то, какой вклад вносится в дело устранения страданий, достижения человеком счастья, его нравственного и прочего совершенствования.

Большой проблемой для современного человека являются стрессы. Причин их возникновения много, но думается, что одной из главных является ускоряющийся темп жизни, растущее количество новой информации, хроническая нехватка времени на то, чтобы успеть всё. Люди часто доживают до пенсии и обнаруживают, что жизнь прошла, ничего не сделано, хочется что-то изменить, но уже поздно, впереди осталось совсем немного. Подобное можно часто слышать не только от «рядовых» граждан, но и от известных людей, которые, по мнению окружающих, достигли многого. Причина одна – ограниченный срок жизни, отпущенный человеку стихийной природной эволюцией. Скажем, для подготовки и становления квалифицированного специалиста в той или иной области требуется все больше времени. Между тем сложившееся положение вещей свидетельствует о том, что не только снижается средняя продолжительность жизни россиян, но и сокращается срок, который остается для собственно продуктивной работы человека [2, с.167]. Это безусловно вредит не только экономическому развитию, но и наносит вред человеку в духовном плане, сокращая его возможности к самореализации, уменьшая основания для оптимизма в мироощущении. Соответственно, в свете конечности и скоротечности жизни образование и последующая трудовая деятельность несут в себе все меньше смысла. Достижение человеком практического бессмертия или, по крайней мере, реальные шаги на этом пути могут полностью решить эту проблему. Человек, ставший бессмертным, всегда может начать все с начала, самосовершенствоваться, учиться чему-то новому, не опасаясь, что на это не хватит времени [2, с.244-245]. А это значит, что стресс, вызванный тем, что «всё кончено», автоматически снимается, пессимизм уступает место оптимизму.

Следует еще раз подчеркнуть, что концепция практического бессмертия предполагает именно решение триединой задачи: укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия. Потому что:

1. под бессмертием понимается не продление старости, а продление молодости, иначе сама польза бессмертия оказывается весьма сомнительной.

2. и бессмертие, и молодость будут иметь смысл лишь тогда, когда человек при этом сохраняет здоровье и бодрость.

Только под таким углом зрения можно и нужно ставить задачу достижения человеком практического бессмертия.

1.4. Может ли бессмертие быть скучным?

Кстати, в этой связи уместным было бы начать вести речь о возражениях против бессмертия. Значительная часть из них как раз связана с нравственно-гуманистическими и ценностными аспектами этой проблемы. Доводы эти довольно типичны, и один из них как раз сводится к тому, что идея бессмертия отбрасывается на том основании, что бессмертие понимается как продление старости. Концепция практического бессмертия как раз предполагает бессмертие как продление молодости. При таком подходе это возражение снимается само собой. Один из директоров уже упомянутого Института бессмертия в штате Алабама (США) Михаил Анисимов, утверждает, что: «Более дешевые и более эффективные медицинские технологии расширяют время здоровья так же, как и время жизни, обеспечивая то, что становиться старше не означает становиться более дряхлым» [5, с.3]. В этом его поддерживает Брюс Дж. Кляйн, тоже директор Института бессмертия [6], а также ряд других ученых [3; 5]. Действительно, представляется, что практическое бессмертие будет неразрывно связано с медициной будущего, которая сможет и исключить летальный исход при различных заболеваниях, и восстановить здоровье человека, подорванное по тем или иным причинам, восстановить утраченные функции организма.

Другое возражение заключается в том, что бессмертие – это якобы очень скучная вещь. Утверждают, что люди, зная о перспективе неограниченно долгой жизни, станут бесконечно откладывать все дела на потом, что они станут ленивыми и нерасторопными. В ответ на это И. В. Вишев в одной из своих лекций в начале 2003 г., раскрывая суть концепции практического бессмертия, в частности сказал: «Познание бесконечно в силу неисчерпаемости мира, поэтому всегда остается новизна, любознательность, как будут решены те или другие проблемы, как реализуются те или другие социальные ситуации и т. д., а это значит, всегда будет новое, а новое всегда интересно. Так что скучать не придется. Вряд ли люди будут откладывать то, что им дорого, то, что является их любимым делом, призванием. Люди не смогут отложить многое потому, что они не Робинзоны, а связаны с людьми общим делом, и каждый должен внести в него свой вклад, ибо без этого другие не смогут сделать свою часть. Поэтому даже если людям захочется что-то отложить, эта всеобщая взаимосвязь и взаимозависимость будет заставляет делать это. А если что-то и будет отложено, то скорее всего, в интересах здоровья и т. д., а не как сейчас – спеша, перенапрягаясь, при этом нередко раньше времени уходя из жизни.» Трудно не согласиться с такой мыслью, ведь думается, что бессмертие кажется скучным тому, для кого скучна сама жизнь. Но если это так, и несмотря на все усилия человеку никак не удается найти в этой жизнь смысл, пробудить в себе интерес к жизни, то в конце концов никто не должен заставлять его продолжать эту жизнь. Всегда будет возможность, скажем, умереть естественным образом, например, ничего не предпринимая для того, чтобы продлить жизнь. Тем более, если будет иметься возможность воскрешения через какое-то время. Конечно, вряд ли человек в здравом уме может добровольно пожелать умереть, зная, что он может жить неограниченно долго и изменить то, что ему так не нравится. Но все же у людей должна быть свобода выбора – жить или умирать. И если кому-то не хочется продлевать свою жизнь, то это не значит, что этой возможность должны быть лишены другие.

2. Все относительно — и бессмертие тоже.

Роберт Рождественский в одном из стихотворений (которое приводит в своей книге И. В. Вишев), писал: «Если б люди жили вечно, это было бы бесчеловечно». И далее он говорит о том, что человек мог бы взойти на костер и не сгореть, броситься в воду и не утонуть и т. д. Это тоже одно из типичных возражений против идеи бессмертия, которое исходит из того, что бессмертие рассматривается как абсолютное, когда человека, его организм в принципе ничто не может разрушить. Такая позиция сродни религиозно-идеалистическим представлениям, когда, скажем, душа бессмертна, никакие материальные силы не могут ей причинить никакого вреда. Безусловно, такого, абсолютного бессмертия быть не может. То есть, если человек бросится в воду, то он утонет, а если шагнет в огонь, то сгорит, даже если он приобрел способность жить неограниченно долго. Человек – это материальное, биологическое существо, поэтому всегда будут силы, которые могут его убить, уничтожить как таковое, поэтому всегда нужно будет думать о том, как обеспечить безопасность человека, как ему сохранить себя. Другое дело, что в будущем возможности по восстановлению человеческого организма, его функций будут несоизмеримо более широкими, чем теперь, хотя ясно, что они всегда будут исторически ограничены. То есть, полное и абсолютное исключение смерти из бытия людей вряд ли возможно. Именно против абсолютного бессмертия и возражают эти оппоненты. Оно действительно могло бы стать наказанием для человека, но к счастью, его не может быть в принципе. Но это не означает, что несостоятельна идея практического бессмертия.