Южно-Уральский Государственный Университет
Реферат
Тема: Нравственно-гуманистические и ценностные аспекты триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия.
Выполнил Святов А. В., старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин, филиал ЮУрГУ в г. Миассе
2003
План
Введение
1. Жизнь, здоровье и молодость — высшие человеческие ценности.
1.1. Новая постановка проблемы на современном этапе.
1.2. Гуманно ли это — стремиться стать бессмертным?
1.3. Концепция практического бессмертия человека как научно-оптимистическое развитие идей гуманизма.
1.4. Может ли бессмертие быть скучным?
2. Все относительно — и бессмертие тоже.
3. Основные пути достижения бессмертия: мнения ученых.
3.1. Человек и его вмешательство в природу.
3.2. Бессмертие – для всех?
3.3. Как бессмертие изменит самого человека.
3.4. Бессмертие и проблема неравенства.
4. Бессмертие и смысл жизни.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Данная работа посвящена нравственно-гуманистическим и ценностным аспектам триединой проблемы укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия. Исходной посылкой является то, что жизнь человека есть высшая ценность для него, отсюда необходимость ее продления с перспективой достижения практического бессмертия. Вкратце рассмотрены некоторые основные положения концепции практического бессмертия, изложенные в книге И. В. Вишева «На пути к практическому бессмертию» [2]. Эта книга и послужила главной основой для написания данной работы. Также использованы книга Г. Н. Серикова «Образование и развитие человека» [9], некоторые статьи с Интернет-сайта Института бессмертия (штат Алабама, США) в переводе Святова А. В. и некоторые другие материалы. В ходе рассмотрения нравственно-гуманистических и ценностных аспектов указанной проблемы также вкратце затронуты такие стороны проблемы бессмертия человека, как социальные, естественно-научные ее аспекты, проблемы отношения религии к бессмертию, основные пути решения триединой проблемы, разрабатываемые современными учеными.
1. Жизнь, здоровье и молодость — высшие человеческие ценности.
Что может быть важнее для человека, чем жизнь, здоровье и молодость? Часто приходится слышать, как люди говорят: «Это вопрос жизни и смерти». Действительно, когда речь идет об угрозе жизни, то все другие проблемы отходят на второй план. Когда человек теряет здоровье, то никакие блага не смогут его заменить. Конечно, мы часто замечаем, насколько все это ценно лишь тогда, когда начинаем это терять. Но жизнь, здоровье и бодрость являются необходимыми условиями для любой деятельности человека, чем бы он ни занимался. А значит, это необходимые условия развития отдельного человека, общества, человечества в целом.
Инстинкт самосохранения – неотъемлемое свойство всего живого, в том числе и человека. Каждое живое существо борется за жизнь. Эта борьба является движущей силой естественного отбора и развития живой природы, в конечном итоге благодаря ей появился и стал развиваться человек. Люди, обладая сознанием, выходят за рамки природы и начинают осознавать конечность своей жизни и связанную с ней несвободу. Отсюда с древнейших времен возникает вопрос: «А нельзя ли продлить тот срок жизни, который отпустила человеку природа в результате стихийной эволюции? Нельзя ли человеку стать свободным в этом отношении?» Так философская мысль приходит к постановке проблемы бессмертия человека. Разумеется, современной форме ее постановки предшествовало рассмотрение этой темы в мифологическом, а затем религиозном мировоззрении, которые утверждают, что человек вообще не должен вмешиваться в божественное творение, пытаться продлить свою жизнь, достичь бессмертия. Но в той или иной форме вопрос об этом ставился наукой, начиная с самого ее зарождения. [8, с.3]
1.1. Новая постановка проблемы на современном этапе.
Думается, что проблема достижения человеком реального бессмертия была и до сих пор является одной из ключевых глобальных проблем человечества. Сегодня ее постановка на качественно новом уровне вызвана прежде всего тем, что наука вплотную подошла к тому, чтобы начать реально решать проблему бессмертия человека [2, Раздел второй, глава 3, с. 181-219]. К примеру, по словам Леонида Гаврилова, «Только десятилетие назад было почти достигнуто согласие в том, что старение рассматривалось как необратимый, универсальный и внутренне присущий процесс. Также старение часто рассматривалось как неизменный фундаментальный процесс, с которым мало что можно поделать». И чуть ниже он продолжает: «Теперь мы с радостью наблюдаем, что идея установленной максимальной продолжительности жизни отвергнута многими другими исследованиями, и что имеется настоящий ажиотаж вокруг замедления смертности в пожилом возрасте, которое было описано и объяснено в нашей книге. Идея неизменности старения также оспаривается теперь в профессиональных научных журналах» [3, с. 5-6].
Соответственно, именно в последние десятилетия возникает, к примеру, концепция практического бессмертия человека, основные положения которой в частности, изложены в книге И. В. Вишева «На пути к практическому бессмертию» [2], а также другие созвучные ей подходы, как у нас в стране, так и за рубежом. Все эти новые концепции исходят из научно-оптимистического подхода к проблемам старения, смерти, бессмертия сохранения здоровья и так далее. Отечественная наука имеет в этой области серьезный приоритет. Основой для этого послужила разработка проблемы бессмертия русской философской мыслью в 19 и начале 20 века. В частности, ей уделили внимание такие крупные ученые и философы, как Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, писатель А. М. Горький и ряд других. [2, Раздел второй, глава 1, с. 127-139]. Однако и на Западе сейчас проблеме бессмертия уделяется большое внимание. Так, в 2002 году в штате Алабама (США) создан Институт бессмертия, с которым теперь налажено творческое сотрудничество на общей идейной основе. Проблема бессмертия человека как у нас в стране, так и например, в США широко дискутируется как в научных кругах, так и вне их. Так, Михаил Анисимов сообщает, что «поиски способов радикального продления жизни, конечно же, проходят не без оппонентов, и существует целый ряд выдающихся личностей в политике и науке, которые считают продление жизни нежелательным и угрожающим духу человека. Наверное, самым активным из этих личностей является Леон Касс, глава оргкомитета президента Буша по биоэтике, который прочитал многочисленные лекции об опасностях и чужеродности продления человеческой жизни и лоббирует мощное регламентирование в этой области» [1, с.1]. О содержании этих споров речь пойдет ниже. Причем следует отметить, что подходы как сторонников, так и противников бессмертия человека у нас и в Америке во многом созвучны друг другу. Все это говорит о чрезвычайной актуальности и важности данной темы.
Итак, жизнь – это высшая ценность. Но прежде всего именно тогда, когда человек сохраняет здоровье, бодрость, оптимизм, высокую работоспособность и творческий потенциал, когда он находится в гармонии с самим собой, другими людьми, окружающей природой. Такая исходная посылка с необходимостью предполагает постановку вопроса о том, что необходимо максимально продлить такое состояние, что логично приводит к постановке вопроса о практическом бессмертии человека как условии реализации жизнеутверждающих ценностных ориентиров, гуманизации всех сторон человеческого бытия. Отсюда большое значение имеет триединая проблема укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия.
1.2. Гуманно ли это — стремиться стать бессмертным?
Казалось бы, проблема поставлена, проблема, глобальная, которая касается всех без исключения, теперь надо бы дружно взяться за ее решение – ученым, руководителям государств, финансовым кругам - всем, кто может помочь науке выполнить задачу достижения бессмертия как можно скорее. Но, как выясняется, все далеко не так просто. Вопрос о том, надо ли вообще стремиться к достижению человеком бессмертия, вызывает в настоящее время немало споров. Соответственно, как уже говорилось выше, у бессмертия немало противников не только в лице представителей религии, но и в среде ученых и политических деятелей. Все это существенно замедляет прогресс в этой области, отдаляет то время, когда на этом пути будут достигнуты реальные успехи.
Это говорит о том, что обсуждение нравственно-гуманистических и ценностных аспектов проблемы практического бессмертия человека сегодня чрезвычайно актуально. Гуманно ли, нравственно ли стремление человека к бессмертию? Отвечает ли это интересам человечества в целом и отдельного человека? [2, с. 220]
Говоря о гуманности, необходимо подчеркнуть, что гуманизм следует трактовать как «приоритет человека, сосуществующего с другими людьми, с представителями флоры и фауны в общем жизненном пространстве» [9, с.347]. Гуманизм подразумевает бережное отношение не только к человеку, но и ко всему, что живет и существует на Земле или во Вселенной. Гуманизм означает ответственность человека как «своеобразного продукта исторического и биологического онтогенеза» [9, с.347] перед своим окружением в силу того, что человек обладает разумом, научными знаниями и современной техникой. Г.Н. Сериков отмечает, что «…суть гуманизма базируется на причастности каждого человека к своему окружению. При этом речь идет о ненавязчивой поддержке людьми друг друга, о сострадании и великодушию к ближнему, о бережном отношении к социальной и природной составляющей среды своего обитания.» Далее он подчеркивает, что гуманизм человека «…может быть выражен формулой сосуществования в общем жизненном пространстве всего того, чему «надлежит быть» в Природе и Обществе как гаранту целостности всего сущего. Естественно, не может быть и речи о безропотном приятии человеком чего бы то ни было, как и о бескомпромиссном истреблении всего, что мешает жизни человека. Неизбежно сосуществование с окружением, обусловливающее бережное отношение к себе и к другим людям, удовлетворение собственных потребностей и заботу о сохранении целостности жизненного пространства.