Мы начинаем думать о прогрессе как о цветущем дереве с многочисленными ветвями, простирающимися в будущее; большое различие и богатство человеческих культур позволяет представить его как систему. В этом свете сегодняшнее движение к более разнообразному, раздробленному миру выглядит как важный скачок вперед - подобно тому, как в биологической эволюции важны обе тенденции: дифференциация и объединение, усложнение.
Что бы ни произошло в дальнейшем, маловероятно, что культура вернется к наивной, прямолинейной, безмозгло-прогрессистской, какой она была в эпоху Второй волны цивилизации.
Поэтому похоже, что в следующие десятилетия мы станем свидетелями пересмотра концепций природы, эволюции и прогресса. Однако эти концепции все равно должны будут основываться на более элементарных идеях - на наших исходных понятиях о времени и пространстве, о материи и причинности. А Третья волна разрушила даже эти понятия - тот интеллектуальный цемент, который сохранял монолитность Второй волны цивилизации.
Наше будущее
Каждая возникающая цивилизация приносит изменения, которые не просто позволяют людям манипулировать временем в повседневной жизни, но также и меняют их представление о его масштабах. Третья волна заставила говорить о масштабах времени.
Со времен Ньютона Вторая волна цивилизации принимала, что время течет, бежит по прямой из туманного прошлого в самое отдаленное будущее. Это рисовалось как абсолютность времени, его единообразие во всех частях Вселенной и независимость от материи и пространства. Считалось, что каждый момент или отрезок времени такой же, как и следующий(14).
Сегодня писатель Джон Гриббин(15), в прошлом ученый-астрофизик, говорит: "Трезвые ученые с непогрешимыми академическими дипломами и званиями и с годами исследовательской деятельности за плечами умиротворяюще сообщают нам, что ... время - это не то, что течет неумолимо вперед в постоянном темпе, отмечаемом нашими часами и календарями, - на самом деле оно может деформироваться и искривляться, а конечный результат зависит от того, где и как мы его измеряем. В максимально особом случае сильно сжимающегося объекта ("черной дыры") можно совершенно отрицать существование времени, пока вы находитесь вблизи него".
Уже в начале XX в. Альберт Эйнштейн доказал, что время может сжиматься и растягиваться, что взорвало концепцию абсолютного времени. Он рассмотрел ставший ныне классическим случай двух двигающихся друг относительно друга наблюдателей. Это выглядело примерно так.
Человек, стоящий рядом с железной дорогой, видит две вспышки света одновременно - одну с севера, другую с юга. Наблюдатель находится посередине между двумя источниками света. Второй человек сидит в поезде, мчащемся на север. Когда он проезжает мимо неподвижного наблюдателя, он тоже видит эти две вспышки. Но ему они не покажутся одновременными, потому что поезд мчит его к одному из источников света (тому, что на севере) и от другого (того, что на юге). Поэтому наблюдатель, сидящий в поезде, заметит вспышку с севера раньше, чем ту, которая идет с юга.
Несмотря на то, что в обычной жизни расстояния очень малы, а скорость света так велика, что эта разница не ощутима, мысленный эксперимент Эйнштейна привел к ошеломляющему выводу: понятие одновременности, как и вообще времени, не абсолютно, а относительно, оно зависит от скорости наблюдателя относительно наблюдаемого объекта.
Долог был путь от того понятия времени, на котором основывалась классическая физика и вся индустриальная реальность. С ним же связаны понятия "раньше" и "потом", которые имели смысл, не зависящий от какого бы то ни было наблюдателя.
Сейчас физика подорвана и разрушена. Исследователи ежедневно придумывают или обнаруживают новые элементарные частицы или наблюдают астрофизические явления - от кварков до квазаров, с такими поразительными свойствами, что некоторые из них дают дополнительные мотивы для изменения наших представлений о времени.
На одном конце масштабной шкалы, к примеру, находятся "черные дыры", которые связаны с размерами Вселенной, они поглощают все, включая собственное излучение, при этом законы физики деформируются (если не нарушаются)(16). Эти черные омуты, как мы уже отмечали, заканчивают свое существование, образуя "сингулярность" - точку, в которой энергия и материя просто теряют смысл, "исчезают". Физик Роджер Пенроуз предположил существование "белых дыр" и "пробоин", через которые освобождающаяся энергия или материя извергается в другую Вселенную - какой бы смысл мы ни вкладывали в это понятие.
Считается, что момент приближения к "черной дыре" подобен земному понятию вечности. Поэтому, если Межзвездная служба слежения пошлет космический корабль для исследования "черной дыры", мы миллионы лет будем ждать, когда корабль достигнет ее. И все же из-за гравитационного искривления в окрестности "черной дыры", не говоря уж о релятивистском изменении скорости, бортовые часы на корабле покажут, что прошло всего несколько минут или секунд.
Покинем теперь небесные просторы и войдем в микромир - мир частиц и волн. Мы обнаруживаем в нек столь же ошеломляющие феномены. Доктор Джералд Фейнберг из Колумбийского университета даже назвав некие гипотетические частицы тахионамр - они движутся со скоростями, превышающими скорость света, но с их помощью, по мнению некоторых физиков-теоретиков, время может замедляться и даже "идти вспять"(17).
Английский физик Дж. Тейлор(18)* утверждает, что "понятие времени в микромире существенно отличается от такового в макромире". Другой физик, Фритьоф Капра(19)**, излагает эту мысль проще. "Время, - говорит он, - течет с разной скоростью в разных частях Вселенной". Поэтому мы все больше и больше убеждаемся, что просто говорить "время" мы не можем; существуют разные понятия времени, подчиняющиеся разным, порой противоположным, законам в разных областях Вселенной или иных обитаемых Вселенных. Тем, из-под кого выбита опорная идея Второй волны об абсолютном линейном времени, не удается заменить ее древней идеей цикличного времени(20).
Таким образом, в то самое время, когда мы радикально перестраиваем наше социальное использование времени введением гибкой системы рабочего времени, рассредоточением рабочих мест при использовании механических транспортеров и другими способами, описанными в главе 19, мы фундаментально изменяем наше теоретическое представление о времени. И хотя представлялось, что эти теоретические открытия не имеют сиюминутного практического приложения в повседневной жизни, оказалось, что в результате этой теоретической болтовни у школьной доски и были выведены формулы, которые привели к расщеплению атома.
* Тейлор Джефри (1886-1975) - английский ученый в области механики, иностранный член АН СССР (1966).
** Капра Фритьоф - видный теоретик трансперсональной психологии, специалист в области физики высоких энергий. На русском языке см.: Капра Ф. Уроки мудрости. М., 1996.
Космические путешественники
Многие из этих изменений в нашей концепции времени и появление сингулярностей в нашем теоретическом понимании пространства - эти два момента связаны теснейшим образом. Но мы меняем наше представление о пространстве и более непосредственно.
Мы меняем реальное пространство, в котором мы все живем, работаем и развлекаемся. Как бы далеко и часто мы ни перемещались с того места, где мы живем, к месту нашей работы - все это воздействует на наше восприятие пространства. И все это меняется. Конечно, когда возникла Третья волна, мы вошли в новую фазу связи человечества с пространством.
Первая волна, которая привела к всемирному распространению сельского хозяйства, принесла вместе с тем - об этом мы сказали выше - создание фермерских хозяйств, в которых жило большинство людей, не уезжая на большие расстояния от мест своего рождения. Сельское хозяйство внедрило основательность, ограниченное пространством, интенсивное существование, а также воспитало мощное осознание места - деревенское мироощущение.
Вторая волна цивилизации, наоборот, сосредоточила колоссальное количество людей в больших городах, и, так как стало необходимым перевозить ресурсы издалека и возникла проблема распределения благ, люди стали подвижны, легки на подъем.
Третья волна изменила наше мироощущение, скорее рассеивая, чем концентрируя человеческое сообщество. В то время как миллионы людей продолжают вливаться в городскую среду, все еще продолжающую быть основой индустриальной части мира, все высокоразвитые в техническом отношении страны уже испытывают противоположные тенденции. Жители Токио, Лондона, Цюриха, Глазго и десятка других больших городов уезжают, но в средних и маленьких городах население увеличивается(21).
Американский совет по страхованию жизни сообщает: "Некоторые эксперты по городской жизни считают, что большинство городов США отошло в прошлое(22). Журнал "Fortune" сообщает, что транспорт и связь порвали оковы, которые ограничивали сферы деятельности больших корпораций традиционными городами-штабами(23). А журнал "Business Week" озаглавил статью так: "Перспектива: страна без главенства городов".
Это перераспределение и рассредоточение населения в свое время изменит наши предположения и представления о пространстве личности, равно как и социума, о допустимых расстояниях для общения, о плотности населения в домах и еще многом.
Кроме этих изменений, Третья волна породила также новый взгляд на локальность, пока на земном шаре, а подчас даже и в Галактике. Повсюду мы находим новое устремление к "единению" и "соседству", к местным политикам и местным связям, в то самое время, когда большое число людей - часто тех же, кто наиболее привязан к месту - относят себя к глобалистам и переживают по поводу голода или войны, происходящих за десять тысяч миль от них.