Смекни!
smekni.com

Полихудожественное овладение фототворчеством. (стр. 2 из 9)

5. Синтез изобразительных искусств в фото­
графии- Коллаж 6 (3

6


8. 9.

13. 14.

15.

16-17.

19. 20-

21-

22. 23.

24.


Скульптурные композиции — основа об­разности в других видах искусства, их использование в фотографии Различные представления о красоте чело­века. Поэтика портретной фотографин. Политпортрет

Художественная реальность театра. Театр драмы, ого использование в фотографии, зрелищные представления. Отношение к миру вещей. Предметная фо­тография- Натюрморт и серийное фотопо­вествование

4 4

Драматургия. Литература и фотография. Аура художественного текста Бытовой жанр и жанровая фотография Особенности различного эстетического от­ношения к миру в фотографии. Формы фотоискусства. Тематика фотовыставок и вернисажей

Музей — хранилище художественно-ду­
ховного опыта
Искусство книги и полиграфия- Художе­
ственная иллюстрация- Фотокнига, фото­
рассказ 4
Символика и орнаментика народного ис­
кусства. Символическая и аллегорическая
фотография 4
Синтез слова, музыки и фотографии 4
Синтез фотографии н изобразительного
искусства 2
Соединение народного искусства и фото­
графии 4
Фотография. Рисунок. Слово 6
Современный театр. Фотоверннсаж —
спектакль 6
Слайд-фильм, как форма экранного твор­
чества 6
Фотография — праздник 2
Критика и пропаганда фотохудожествен­
ных ценностей- Рецензирование фоторабот 6
Зачетный практикум по фотографии 14

Итого;

-7-


6

4

16

261 час


Первый год творческой подготовки

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСНОВЫ ФОТОМАСТЕРСТВА

Тема 1. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА

Содержание: Рисунок — основа мастерства художника. Назначение художественного творчества. Изучение строения природных форм, пропорций, конструкций, пластики, выра­жение отношения к изображаемому.

Зрительный ряд: детские работы по теме: «Животные родного края», репродукции картин Леонардо Да Винчи, Ван Гог «Скамья у дерева», А. Матисс «Женщина с распу­щенными волосами».

Музыкальный ряд: произведения, в которых отчетливо выражено крещендо, постепенное нарастание, усиление зву­чания.

Практическое задание: попробовать сделать небывалое, нереальное пространство из нескольких последовательных «картинок», вообразив, что Вам надо выбрать пять кадров для съемки. Написать содержание кадров и сделать их за­рисовки.

Самообразование: При изучении темы рекомендуется про­честь соответствующие разделы в книгах: 18, 65, 68.

Тема 2. ВВЕДЕНИЕ В ФОТОТВОРЧЕСТВО

Содержание: Возникновение и развитие фотографии. Раз­личные виды фотографии. Фотография как искусство. Роль фотографии в творчестве. Виды фототворчества. Получение фотоизображения. Первые фотографы-художники. Отношение к изображаемому — основа языка светописи.

Зрительный ряд: фотоснимки разных жанров М. Дмитри­ева, А. Перевощикова, М- Наппельбаума, С. Левицкого, А. Денвера, П. Надара.

Литературный ряд: стихи Н. А. Некрасова, фольклорные мотивы.

8


Практическое задание: провести сравнение снимков М- Дмитриева и поэзии Н. А. Некрасова, на основе которого

составить художественно-литературную композицию.

Тема 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО (ЛИРИКА, ЭПОС) И

ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

Содержание: Появление кинематографа. Синтез искусств

в кинематографе: изобразительного, фотографического, лите­ратурного, драматического, музыкального. Зрелищная при­рода кино. Специфика киноизображения. Композиция и сред­ства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, цвет, свет, звук). Взаимовлияние кино и фоотографии- Лирические и исторические фильмы.

Зрительный ряд: кинофрагменты фильмов А. Довженко «Земля», А. Тарковского «Зеркало», А. Германа «Мой друг Иван Лапшин», С. Эйзенштейна «Иван Грозный».

Практические задания: съемка фотофильма, передающего настроение в соответствующем состоянии пейзажа- Анализ ретроспекции в фильмах. Сформулировать общность и отли­чительные черты фотокадра и кинокартины.

Самообразование: провести сравнительный анализ изо­бразительных возможностей кино и фотографии по источни­кам 14, 23, 40, 45.

Тема 4. ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СЪЕМКИ

Содержание: Принцип работы фотоаппарата, его основные части, их назначение, обращение с фотоаппаратом. Приемы ракурсной съемки. Съемка «скрытой» камерой, с проводкой, «привычная камера», репортажный метод, изменение при­вычной точки зрения при съемке. Способы осуществления ночной съемки, использование эффектного и сумеречного освещения-

Зрительный ряд: фотографии А. Брессона, А. Родченко, репродукции картин импрессионистов: К. Моне, А. Куинджи «Ночь над Днепром».

Музыкальный ряд: Ф. Лист «Венгерская рапсодия» № 2, П. Сарасте «Цыганские напевы»-

-9-


Практическое задание: съемка с использованием различных приемов обращения с фотоаппаратом. Описать впечат­лении от просмотра снимков различной тематики с использо­ванием приемов съемки, показать свое видение темы.

Самообразование: дополнительно изучить источники 1, G7.

Тема. 5. ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПЕЧАТИ

Содержание: Проекционный способ печати. Законы ком" позиции: симметрия, асимметрия, равновесие и ритм, стати­ка и динамика, протяженность, выделение центра. Перерас­пределение смысловых и зрительных центров при фотопечати. Маскирование, соляризация, изогелия, впечатывание детален с других негативов, использование растров.

Зрительный ряд: фотоснимки со спецприемами.

Практическое задание: изготовить снимок с использовани­ем приемов соляризации, впечатывания, маскирования и ком­бинированной тональности снимка.

Самообразование: подготовить доклад по теме с исполь­зованием источника 13.

Тема 6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Содержание: Русские узоры. Орнамент. Индивиуально-творческое комбинирование. Обереги и оформление жилища. Изображения на прялках, сундуках, деревянной посуде, иг­рушках, туесах, санках, избяная роспись. Связь человека с природным миром. Выражение представлений народа о мире и человеке. Приверженность вещам, формам, идеям и сохра­нение своеобразия школы. Созвучность традиции. Чувство красоты и эстетические качества природных материалов. Природа и фантазия в фотографии. Аналогии с природными формами- Растительный орнамент, космологические мотивы. Ощущение времени в народной культуре, обращенность к будущему.

Зрительный ряд: слайды изделии народных мастеров ре­гиона.

Практические задания: 1. Найти композиционное решение в предметных композициях и фотограммах из природных ма­териалов по мотивам народного творчества, сделать серию фотосюжетов о народных мастерах.

-10-


2. Придумать композицию из предметов быта, представ­ляющих художественную ценность как изделия народного искусства и других элементов (живая природа, домашние животные, ягоды, фрукты), как образы натюрморта.

Тема 7. НАРОДНАЯ ИГРУШКА

Содержание: Предшественники игрушки: скульптурные изображения животных, птиц, человеческих фигур, орудия труда- Естественно-природная основа народной игрушки. Раскрытие возможности материала. Символическое содержа­ние игрушки, пластическое и декоративное решение. Нацио­нальная самобытность видения, чувство материала и его природных свойств. Трактовки композиционных решений различными местными школами. Символичность, многознач­ность изображения, утверждение оптимизма через юмор, гротеск, добродушие и очеловеченность изображения. Выра­зительность деталей, условность росписи.

Смысловое ядро художественной образности народного искусства — плодородящая сила земли и солнца, вечное об­новление жизни. Птица как символ связи между землей и светом, воздухом и солнцем, между живыми и предками. Темы труда и быта, отдыха и досуга, единство человека с природой и богом. Куклы: и предметно-игровая кукольная среда. Связь народной игрушки с фольклором, лубочными картинками, детскими играми.

Зрительный ряд: слайды народной игрушки: Дымка, Городец, Филимоново, Богородская резная игрушка, современ­ные игрушки из пластмассы, резины, меха.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, П. Чайков­ский «Детский альбом».

Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки.

Практическое задание: Составить композицию из народных игрушек, продумать освещение, выбрать точку съемки и сделать серию снимков в виде кукольного фотофильма-

Тема 8. ФОТОГРАММА И КОЛЛАЖ

Содержание: Составление фотограммы. Первые понятия о фотокомпозиции. Обращение с проекционной аппаратурой,

-11—


Определение оптимального времени экспонирования. Метод маскирования при печати фотограмм, их перевод па белый фон. Фотограмма в основе фантастической фотографии. Сю­жетная фотограмма, символы, аллегории- Образы, использу­емые в фотограммах. Сбор природного материала. Комбини­рованная фотограмма-коллаж. Конструирование содержания и композиции.

Зрительный ряд: фотограммы с прозрачными силуэтами, сюжетные, символико-аллегорические, композиции на мотивы русской природы, игр, фольклора Май Рей, А. Хлебников.

Практическое задание: заготовка материала по тематиче­ским блокам с использованием мелких предметов, засушен­ных растений, прозрачных деталей, конструктивных элемен­тов. Обдумывание темы, формирование образа, компановка, печать- Изготовление фотограммы с приданием смысла ви­димым очертаниям предмета и дополнением его до сюжетно­го образа.

Самообразование: сделать короткое сообщение по мате­риалам книг: 1, 30.

Тема 9. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО