Содержание: Традиционные и современные виды фольклора. Сценический и стилизованный фольклор. Постоянные и изменяемые части произведений устного народного творчества, варианты пьес, частушек, сказок, былин и т. д. Импровизационное начало в существовании фольклорных форм в искусстве- Отражение в фольклоре ситуаций, художественной организации жизни.
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников на темы русских народных сказок.
Словесный ряд: отрывки из былин, быличек, сказок; пословицы, поговорок, загадки, колыбельные.
Практическое задание: подобрать произведения устного народного творчества на тему о родной природе и представит:, как можно было бы использовать их в фотографии.
Тема 10. ЯЗЫК ФОТОГРАФИИ. ФОТОЭТЮД
Содержание: Авторский замысел. Разработка темы- Выделение главного. Влияние точки съемки на передачу формы и объема предметов. Изменение композиции кадра в зависи-
-12-
мости от точки съемки. Передача формы и объема предметов. Изменение композиции кадра в зависимости от точки съемки. Передача перспективы. Выбор глубины резкости-Свет как изобразительное средство фотографии. Виды освещения. Роль света в выявлении формы, объема и фактуры предметов.
Зрительный ряд: просмотр фотопроизведений И. Кальвя-лиса «Дюны», Л. Балдиса «Взгляд», А- Суткуса «Комета».
Литературный ряд: стихотворение С. Маршака «Ты много ли видел на свете берез?» (о бедности нашей чувственной жизни).
Практическое задание. Изучить композицию снимков. Провести кадрирование снимков разных жанров. Подобрать изобразительный ряд к поэтическому тексту. Подобрать 2 фотографии к 2-м музыкальным отрывкам: с плавным чередованием и порывистым ритмом-
Самообразование. Подготовить вопросы для обсуждения на тему по источникам 1, 23, 26, 68, 24.
Тема 11. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В МУЗЫКЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР.
НАРОДНАЯ МУЗЫКА
Содержание: Восприятие музыки как становление музыкального образа. Стимулирование фантазии при помощи музыки. Развитие ассоциативного мышления и воображения при слушании музыки. Ритм, временная протяженность, логика развития и оформления художественной мысли в музыке, кино. Основа языка музыкального повествования. Мажорный и минорный ,' лады. Одноголосие, импровизация, пение в унисон, исполнительские приемы, красочная игра слова, его растягивание. Ансамблевое музицирование, народные инструменты.
Зрительный ряд. Видеопросмотр выступлений ансамбля песни и пляски.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии: колыбельные, плясовые, потешные, игровые, практические задания. Сопоставляя музыку П. И. Чайковского и предложенные фотографии, смонтировать фотофильм. Сравнить фотографии с нотными записями двух му-
—13-
зыкальных отрывков. Сделать снимки по мотивам этих отрывков.
Самообразование: просмотреть источник 45.
Тема 12 РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ СИМВОЛИКО-АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ
Содержание. Впечатления о жизни — источник художественных сюжетов. Сказочные животные и звери. Соединение элементов разных животных и растений в единую композицию. Рисованные элементы фотограмм. Реальные и фантастические образы в русской деревянной и каменной резьбе. Символы и образы в фотоискусстве.
Зрительный ряд: деревянная скульптура, слайды реальных и фантастических существ в народном и классическом искусстве-
Музыкальный ряд: фантастические образы в музыкальных произведениях: «Шахерезада», «Щелкунчик».
Практические задания: изготовить фотограмму на тему «Мир фантастических животных», «Космическое происшествие». Развить тему фотообраза через изображение чернильного пятна: придать смысл видимым очертаниям предмета и дополнить его до сюжетного образа, зарисовать голоса стихий и сделать соответствующие снимки-символы с включением в кадр солнца, огня, воды, ветра.
Самообразование: ознакомиться с материлом в источниках 48, 25.
Тема 13. ПОЭЗИЯ ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ, ФОТОГРАФИИ, КИНО
Содержание- Исследование действительности в литературе художественными вербальными средствами. Образность мышления в поэзии и фотографии, единство вербального и визуального видения мира. Литературная и фотографическая метафора «Фотографичность изображения реальности в поэзии, художественной прозе». Многозначность слова в литературе и неоднозначность фотообразов. Алгоритм восприятия литературного и экранного повествования. Экранизация в кинематографе и фотоиллюстрирование. Использование
—14—
фольклора для проектирования фотоидеи. Полифоничность повествования средствами экранной фотографии-
Изобразительный ряд: экранизация книги О. Бергольц «Дневные звезды (режиссер И. Таланкин).
Практические задания: Выявить общее и отличия в художественной реальности фильма и литературного источника, текста и фотоальбома, сопровождаемого этим текстом. Проиллюстрировать при помощи фотографий выдержки из стихотворений С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Матвеевой, Л- Ахматовой.
Самообразование: Дополнительно просмотреть источники: 14, 16.
Тема 14. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
Содержание: Описание бытовых реалий, пейзажа в былине. Изображения на предметах быта- Составление гекалогии семьи. Ощущение времени с картинах русских художников. Обращенность к будущему. Наследование художественных форм. Народный художественней язык. Освоение материала, формирование художественных принципов, раскрытие эстетических качеств. Узорное творчество, керамика, деревянная скульптура, плетение из лозы, резьба по дереву-
Изобразительный ряд: слайды, коллекций этнографических музеев.
Практические занятия: зарисовать или составить из вырезных силуэтов композицию, которая послужит основой для объединения с фоотографиями в технике коллажа.
Самообразование: подготовить сообщение по источнику 32.
Тема 15. ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Содержание. Натура как, основа пейзажа, его понимание, виды и ландшафты индустриального, убанизированного и естественного пейзажа. Композиция природных форм, включение в кадр людей, архитектуры, скульптуры, животных. Ритм и свет в пейзаже- Особенности съемки в различное время года. Периоды освещения и их влияние па, передачу настроения в пейзаже. Тональное решение пейзажа.
Изобразительный ряд: фотопейзажи С. И. Саврасова, Н. П. Андреева, Ю- Еремина, Э. Ракаускаса.
-15-
Практическое задание. Сделать три пейзажа в разной тональности: светлой, темной и нейтральной, пейзажи знакомых мест, с включением в кадр людей, архитектуры и животных.
Тема 16. ХОРЕОГРАФИЯ И БАЛЕТ В ФОТОГРАФИИ
Содержание. Зарождение пластического знака, язык жестов, плясок, пластический код. Перевод явлений жизни на язык хореографии, изображение животных, людей, эмоциональная выразительность движений, отражение природных стихий в танце- «Связь времен» через танец. Организация движений человеческого танца по законам музыкальной гармонии, понимание танцевальных образов, эстетика танца. Особенности фотосъемки танца.
Изобразительный ряд: картины русских художников на тему о балете.
Практические задания. Сделать серию снимков о работе танцевального коллектива или о постановке балетного спектакля.
Тема 17. ЖАНРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ
Содержание. Умение наблюдать, не вмешиваясь в события. Методы «привычной» и «скрытой» камеры. Приемы перс-дача момента и его выразительности. Сюжеты для жанровых снимков. Творческий замысел и его воплощение.
Зрительный ряд: картины художников-передвижников, жанровые снимки русских фотохудожников М. Дмитриева, А. Карелина и др.
Литературный ряд: стихи Н. А- Некрасова, русские пословицы, отражающие жизненные ситуации и характер людей.
Практические задания. Компановка экспозиционного блока выставки по тематическим подборкам: «Друзья-подрупг>, «Школьное детство — пора золотая» по 15 снимков в подборке. Собрать из отдельных фрагментов экспозиции коллекцию. Сделать жанровый снимок по темам «Путь к успеху», «Встреча со зрителем».
Самообразование: ознакомиться с источниками и подготовить сообщение по теме (1,3, 16, 60- 70, 74).
—16-
Тема 18 МУЗЫКА — ОСНОВА УСИЛЕНИЯ ОБРАЗНОСТИ. ОПЕРНАЯ МУЗЫКА И ФОТОГРАФИЯ
Содержание. Сходство и различие музыки и изобразительного ряда. Развитие ассоциативного мышления и воображения при слушании музыки. Ритм, временная протяженность, логика развития и оформления художественной мысли в музыке, кино. Восприятие музыки как процесс становления музыкального образа. Оперная музыка — отражение художественной реальности пьесы, восприятие визуального ряда в окружающем мире, и опере, фотографии и кино и соответствующие музыкальные ассоциации. Характеристика персонажей, атмосферы действия в опере.
Изобразительный ряд: снимки в жанре абстрактной, фантастической фотографии-
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский. Пятая симфония, оперная музыка Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Практические задания: сравнить фотографии с воспроизведением нотных записей музыкальных отрывков, определить т о i i а л ь! / о с т ь. образные особенности, указать, есть ли синкретизм.
Самообразование: дополнительно проработать источники 1, 54-
Тема 19. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ. ФОТОЦИКЛЫ, СЕРИИ. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В ФОТОГРАФИИ
Содержание. Уровни цельности при организации фотовыставок. Концепция в фотографии как единый замысел при органнизации визуального материала- Способы обобщения и образной оценки явлений при съемке. Выбор изобразительного решения. Принципы объединения снимков в циклы, серии. Образный рассказ в фотографии. Передача личностного {тачала в сериях снимков. Приемы построения многокадрового фотоповествования. Взаимосвязь снимка и текста. Необходимость творческой подготовки к съемке. Художественный стиль, метод и творческая индивидуальность фотомастера. Репортажный, документально-постановочный методы съемки, фотосъемка — экспромпт, фотосъемка по заданию. Изучение натуры, предварительный выбор точек съемки, оптимальные