-17-
условия освещения. Творческий замысел, необходимые для его воплощения изобразительные и технические средства. Особенности творческой подготовки в различных жанрах. Отбор снимков. Творческая отчетность. Выбор и изменение темы, варьирование тем. Критерии оценки фоторабот. Составление экспозиционного блока. Виды фотовыставок, эскиз экспозиции, организация фотовернисажа.
Зрительный ряд: каталоги фотовыставок коллективных и авторских; фотоочерк В. Тарасевича «Поединок».
Музыкальный ряд: музыка М. Чюрлениса (мотивы о море).
Практические задания.1Проиллюстрировать фотографиями выдержки из стихотворений по тематическим блокам «Осенняя грусть», «Старый дом», «Весна» и представить их в виде макета фотокниги- Выполнить серию снимков на тему «Вдохновение», в которой бы раскрывалось творчество в самых различных видах.
Самообразование: дополнительно просмотреть источники: (40,74).
Тема 20. ПРАКТИКУМ ПО ФОТОТВОРЧЕСТВУ
— фотофильм по мотивам путешествия с озвучанием;
— мини-конкурс снимков с использованием спецприемов;
— снимки из предметов живой природы;
■— сделать серию снимков деятелей культуры города, поселка;
— представить фотоальбом снимков авторской коллекции
с литературным сопровождением и аудикассетой.
Второй год творческой подготовки
ИНТЕГРАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ФОРМ В ФОТОТВОРЧЕСТВЕ
Тема 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ФОТОГРАФИИ.
ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТ.
СОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, ПОДГОТОВКА
ПУБЛИКАЦИЙ, ОРГАНИЗАЦИЯ ФОТОВЫСТАВОК
Содержание- Проектирование фотоснимков и упражнения на зрительное восприятие. Организация творческого отбора, кадрирование. Печать фотоснимков, оформление и представление работ. Формирование фотообраза. Организация твор-
-18-
ческоп отчетности. Работа жюри. Критерии оценки и отбора выставочных работ. Принципы объединения снимков в экспозицию. Цельность композиции внутри стенда и всей выставки. Составление экспозиционного плана. Литературное и музыкальное сопровождение выставки и просмотров. Маршрут просмотра, обсуждение работ на выставках. Заполнение книги отзывов, ведение записей.
Изобразительный ряд: каталоги выставок разных уровней.
Практические задания: составить экспозиционный план предполагаемой выставки, сделать анализ зрительных отзывов, написать рецензию на выставку, провести обзор и анализ выставки с группой зрителей, скадрировать несколько снимков.
Самообразование: дополнительно просмотреть источники 16, 17, 18.
Тема 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КИНО (КОМЕДИЯ. ДРАМА). КИНОПУБЛИЦИСТИКА, ПРОБЛЕМНЫЕ ФИЛЬМЫ
Содержание: Изобразительная природа зрелища в кино. Преобладание изоображения в экранных искусствах. Восприятие киноизображения. Характер зрительского видения в живописи, фотографии, кино. Многомерность киноизображения, эффекты присутствия. Авторская концепция фильма. Соотнесение смысловых частей и композиционных элементов. Экспозиция, вариации развития действия, кульминация, культурный контекст, целостность сюжета, авторской идеи, эпизодов.
Особенности комедийного киносюжета и юмористические фотографии. Драматическое кино и социальная фотография. Публицистические фильмы, поднимающие важные проблемы и фотопублицистика.
Изобразительный ряд: просмотры авторской работы С. Урусевского «Летят журавли», «Неотправленное письмо», фильмы А. П. Довженко, кинокомедии Л. Гайдая, фильмы публицистического содержания.
Практические задания: проанализировать внутренний и внешний конфликты экранного повествования, сделать анализ конфликта фильма.
Самообразование: дополнительно просмотреть источники 14, 15, 36, 72,
-19-
Тема З. ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ: СЕРЕДИНА XIX ВЕКА
Содержание: Первые попытки создания художественного образа. Первый художник-фотограф Д. О. Хилл. Рождение искусства фотопортрета. Творчество Д. М. Кэмерои, Адам-Соломона, Надара, С. Левицкого, А. И. Деньера. Родоначальники жанровой фотографии О. Г. Рейландер, Г. П. Робинсон. Рождение документальной фотографии. Творчество Дж. Томсона, В. Каррика. Русский художник-изобретатель А. Карелин. Рождение социальной фотографии. Первые фотографы путешественники Д. Риис и М. Дмитриев. Оценка В. Стасовым развития фотографии в: XIX веке. Начало фотолюбительского движения в России.
Изобразительный ряд: репродукции работ фотохудожников начала XIX века.
Литературный ряд: романы Ф. М. Достоевского, В. Г. Короленко, А. И. Куприна.
Практические задания: написать реферат по истории зарождения фотообразного творчества.
Самообразование: использовать для реферата источники 38, 30.
Тема 4. ОСНОВЫ ЯЗЫКА ЖИВОПИСИ. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ С ФОТОГРАФИЕЙ
Содержание: Эмоциональная выразительность света и цвета, красота фактуры. Способы получения живописного пятна. Живость, пульсация цвета в живописи. Соотношение тона и цвета, насыщенность цвета и его образное звучание. Колорит «цвета в тоне», заданность его эмоциональным замыслом работы. Ассоциации по свету. Сходство и различие живописи с фотографией.
Изобразительный ряд: фрагменты картин с ярко выраженной фактурой живописного мазка: М. Врубель «Шестикрылый Серафим», Ф. Малявин «Две бабы». А. Архипов «Девушка с кувшином».
Литературный ряд: стихи о русской природе, созвучные живописи Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина. А. Майкова,
—20-
Музыкальный ряд: «Картинки с выставки» П. И. Чайковского.
Практические задания: Выделить в музейной экспозиции работы, насыщенные по смыслу и содержанию, дать им оценку и рассмотреть возможности их использования в фотографии. Подобрать зрительный ряд к музыкальному фрагменту, используя мажорное и минорное звучание контрастного по построению музыкального фона. Сделать серию снимков как отражение живописи виденных картин.
Тема 5. ФОТОИСКУССТВО КОНЦА XIX— НАЧАЛА X»X ВЕКА
Содержание. Первые классики фотографии А. Карелин, Г. П. Робинсон, П. Надар, А. И. Деньер. Влияние искусства импрессионистов на творчество фотохудожников. Немецкая портретная фотография (Н. Першайд, Р. Дюркооп, К. Пюйо, Г. Эрфрут). Английский фотопейзажист A.I Кейли. Виртуоз пейзажной съемки Л. Миссон. Основание общества художников-любителей «Дагер» Н. А. Петровым. Импрессионизм в портретном жанре. Творчество С. М. Саврасова, Б. Пашкевича. Мастер жанровой фотографии С. А. Лобовиков. Творчество Надара. Появление репортажа, развитие фотолюбительства, прикладной и жанровой фотографии. К. А. Тимирязев. Мастерство русского бытового фоторепортажа в работах М. П. Дмитриева. Своеобразие национального видения в американской фотографии А. Стиглица, Э. Стейхена, Г. Кэзибир. Выставка «Род человеческий». Французская жанровая фотография Э. Атже, А. Картье-Брессона, Р. Дуано. Портретное фотоискусство М. Наппельбаума. Композиционное новаторство А. Родченко. Немецкая художественная школа «Боухауз Дессау» и ее основатель Л. М. Надь. Фотограммы М. Рея, Э. Уэстона.
Изобразительный ряд: работы изучаемых фотохудожников.
Практическое задание: выполнить реферат по теме с использованием источников 38, 61, 74, 75.
Тема 6. ОСНОВЫ ЯЗЫКА СКУЛЬПТУРЫ. СЪЕМКА
СКУЛЬПТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ И НАТЮРМОРТОВ
СО СКУЛЬПТУРОЙ
Содержание: Отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства. Язык скульптуры — трехмерность,
-21 —
объем, пропорции, объем. Способы выполнения скульптуры: высекание, лепка, вырезание. Материалы, используемые скульптурой. Значение света и тени в скульптуре. Особенности освещения и съемки скульптурных композиций и натюрмортов со скульптурой.
Изобразительный ряд: фотографии мемориальных центров, египетская пластика, скульптура Микеланджело, Мирона «Рельеф с фигурами крылатого гения», М. Антокольский «Иван Грозный», слайды «Летний сад» г. Санкт-Петербург.
Музыкальный ряд: произведения А. Вивальди, Ф. Шопена.
Практическое задание: сделать серию снимков спортивных сюжетов, близких по содержанию к скульптурным фигурам на ту же тематику и осуществить их сравнение.
Самообразование: выполнить реферат по источникам 26, 34 на тему «Общность динамики формы и светотени в фотографии и скульптуре».
Тема 7. ФОТОИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА. ЗАРОЖДЕНИЕ ФОТОПУБЛИЦИСТИКИ
Содержание: Русский бытовой фоторепортаж и жанровая фотография М. Дмитриева. Социальные снимки М. П. Дмитриева и Э. Атже. Фотопортретная галерея М. С. Наппельбаума. Военный фоторепортаж П. Оцупа, П. Новицкого, А. Дорна. Новаторское фотомастерство А. Родченко. Абстрактное направление в фотографии М. Надь, Я. Функе, А. Патч, М. Рея и Э. Уэстона.
Изобразительный ряд: работы изучаемых фото художников.
Практические задания: подготовить реферат с использованием источников 8, 12, 38, 40, 48, 62, 74, 75.
■
Тема 8. ОСНОВЫ ЯЗЫКА ГРАФИКИ
Содержание: Язык художественной выразительности графики: линии, точка, пятно, тон. Соотношение черных и белых пятен, их размер, ритм, j композиционное расположение па плоскости — способ решения учебно-творческих задач. Выстраивание тоновых отношений, способы их получения, нюансировка тона — основа передачи пространства и эмоциональной выразительности художественного образа.