Смекни!
smekni.com

Полихудожественное овладение фототворчеством. (стр. 5 из 9)

Изобразительный ряд: репродукции картин русских ху­дожников Ф. Васильева «Ствол от дуба», Ван Гога «Олива-ветер», И. Левитана «Вад вечным покоем», «Разлив».

—22—


Практические задания: проанализировать пейзаж в суро­вом, грозном, напряженном настроении (линия и светотень резкие, напряженные), сделать коллаж из репродукции гра­фики. Подобрать репродукции графических работ, в которых представлены различные средства художественной вырази­тельности и техники исполнения. По возможности дать крат­кое описание.

Самообразование: познакомиться с разделами книг 18, 65, 66.

Тема 9. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОТОИСКУССТВА И ПУБЛИЦИСТИКИ

Содержание: Лирическая пейзажная фотография Н. П. Андреева, Ю. Н. Еремина, С. К. Иванова-Аллилуева. Пред­ставители фотопублицистической школы А. Шайхет, М. Аль-перт, Г. Зельма, А. Шишкин, С. Фридлер, Д. Бальтерманц, А Устинов, М. Редькин. Современные фотопублицисты и ху­дожники В. Генде-Роте, Н. Рахманов, В. Резников. Литов­ская фотография (Э. Ракаускас, А. Суткус). Зарубежные жанристы Р. Дуано, А. К. Брессон. Отечественные мастера репортажа А. Гаранин, Г. Колосов, Л. Шерстенников и др.

Зрительный ряд: работы изучаемых фотохудожников.

Практические задания: подготовить реферат с использова­нием источников 2, 3, 12, 30, 38, 40, 52, 74, 75, 77.

Тема 10. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СЛОВЕСНЫЙ РЯД ФОТОГРАФИИ

Содержание: Художественное проникновение в действи­тельность автора — писателя, поэта. Открытие для себя ми­ра и выражение его в словесной форме. Выразительные сред­ства литературы. Эпитеты, метафоры, рифма, ритм, образное значение слова. Емкость и внутреннее содержание литератур­ного образа. Яркость образной речи и возможности визуали­зации текста. Основные положения литературной критики. Произведения публицистов, писателей, отражающих реалии современности (очерки, рассказы).

Практические задания. Написать стихотворное или про­заическое сопровождение к снимкам. Выполнить серию сним­ков как иллюстрацию к стихам и прозе, взятых из произве­дений местных писателей. Коллективное сочинительство.

Самообразование: прочесть книги по технике стихосложе­ния и пользованию звучащим словом.

-23-


Тема П. ФОТОЖУРНАЛИСТИКА. ПРОБЛЕМНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ. ЖАНРЫ ФОТОПУБЛИЦИСТИКИ

Содержание: Репортажная фотография — основа фото­журналистики. Документальность — основное качество ре­портажа. Творческий замысел, изобразительное решение в репортажной фотографии. Приемы репортажной съемки: дли­тельное наблюдение, «скрытая камера», «привычная камера » и т.д. Этика фотожурналиста. Передача отношения к собы­тиям, проблемам, людям. Требования к журналистской фо­тографии: оперативность, выразительность, правдивость, моментальность. Формы фотожурналистики: фотоочерк, серия, иллюстрация, фотозарисовка. Фотоочерк как особая форма фотоповествования. Отличие фотоочерка от фоторепортажа. Композиция фотоочерка. Монтаж и расположение кадров.

Практические задания: подготовить проекты фотоочерков: «Одинокая старость», «Забытые друзья», «Трудная задача».

Самообразование: дополнить знания чтением источников 2,8, 16, 17, 70, 51, 52.

Тема 12. МУЗЫКА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ РЯДУ

Содержание: использование музыкальных образов для усиления зрительного восприятия слайд-фильма. Подбор симфонических произведений, песен, фрагментов из оперных и балетных спектаклей в соответствии с тематикой зритель­ного ряда. Монтаж звуко-музыкальной композиции. Озвучи­вание мыслей и чувств с помощью музыкальных образов.

Практические задания: произвести подбор музыкальных фрагментов к тематическому слайд-фильму.

Самообразование: дополнительно просмотреть источники 33, 54.

Тема 13. ВИДОВАЯ И ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ФОТОПУБЛИЦИСТИКА

Содержание: Создание плана съемки с целью получения серии видовых снимков городского пейзажа, экзотических мест, создание этнографических фотоколлекций: пейзажи и коренные жители данных мест с их обычаями, традициями, характером. Лиризм и поэтика национального пейзажа.

Практическое задание: сделать серию пейзажных снимков по теме «Уголок России — Отчий дом».

—24—


Самообразование: дополнительно изучить источники 2, 31. 38, 51, 52, 76.

Тема 14. ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Содержание. Устное и письменное слово. Понятие о крас­норечии. Произношение гласных звуков; Звук и жесты. Дик-ционные упражнения, пословицы. Этюды-игры на тему рус­ских народных пословиц. Интонация. Поэзия. Эмоциональ­ность речи. Логические и психологические паузы. Словесное действие, действие звуком. «Кинолента видений». Разговор­ная, бытовая и литературная речь. Ритм в языке, темп речи, Искусство разговора. Образная речь. Звучание стиха. Умение в поэзии чувствовать, видеть.

Публицистический театр. Отражение образа времени и насущных проблем современности. Широта аудитории и от­носительность грани «зритель-актеры» в публицистическом театре.

Народный образ красоты в одежде. Целостность художе­ственного образа в народном костюме, его передача в фото­графии. Образный строй одежды, узоры и вышивки. Празд­ник — образ счастья желанной жизни. Ощущение целост­ности мира в календарных праздниках. Включение в празд­ник театрализации, игры, действий, символических образов.

Практические задания: подобрать и воспроизвести звуко­вое сопровождение к слайд-фильму: подготовить выступле­ние на открытии выставки; выразить атмосферу народного праздника в серии снимков о народном гулянии.

Самообразование: подготовить дополнительные сообщения по источникам: 5, 20, 22.

Тема 15. СОЦИАЛЬНО-ПРОБЛЕМНАЯ ФОТОПУБЛИЦИСТИКА. ФОТОРЕПОРТАЖ

Содержание: Фоторепортаж — основа публицистической фотографии. Метод наблюдения и репортажный метод — основа серийного фотоповествования. Развертывание пробле­мы во времени, проектирование фотоциклов и концептуальной фотографии. Изучение объекта съемки, поиск актуальных сюжетов и образных ассоциаций.

Практическое задание: сделать серию снимков, отражаю­щих современные проблемы города, поселка.

—25—


Тема 16. ИСКУССТВО КНИГИ И ПОЛИГРАФИЯ. АЛЬБОМНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Содержание: Множественность полиграфического издания, его массовость и общедоступность. Современные виды поли­графической продукции: журналы, плакаты, марки, открытки, наклейки, буклеты, каталоги, книги. Искусство фотокаталога и фотокниги. Процесс издания фотоальбома. Соединение изо­бражения с текстом. Иллюстрация и дизайн книги, ее конст­руирование, компановка текста и изображения, выбор шриф­та. Анализ композиции книжного дизайна: обложка, титуль­ный лист, расположение текста и изображения.

Изобразительный ряд: демонстрационные экземпляры различной современной полиграфической продукции с фото­иллюстрациями.

Практическое задание: выполнить упражнение по постро­ению композиций и шрифтово-текстового элементов для фо­токниги на компьютере.

Тема 17. ПОРТРЕТНАЯ ФОТОПУБЛИЦИСТИКА. ФОТООЧЕРК, РАБОТА НАД НИМ

Содержание: Репортажный портрет — проявление творче­ского начала в фотографии. Изучение человека, его характе­ра, внешних черт. Полипортрет. Проектирование и разработ­ка фотоочерка, съемка в различной обстановке, изучение че­ловека, создание серии по материалу фотоочерка. Фотозари­совка.

Изобразительный ряд: фотоочерк В. Тарасевича «Поеди­нок».

Практическое задание: выполнить фотозарисовки на тему «Наши школьные друзья».

Тема 18. ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И НОВЫЕ

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Содержание: Специальные свойства телевизионного зре­лища. Трансляционные возможности телевидения (передача произведений других искусств). Эффект присутствия. Монтаж различных планов изображения. Расширение сферы вырази-

-26-


тельных возможностей с помощью видеокамеры, электронно­го компьютерного изображения. Компьютер, как электронный карандаш.

Изобразительный ряд: изображения, выполненные техни­кой компьютерной графики, графического дизайна.

Практические задания:, написать рецензию на выставку.

Тема 19. ЗАЧЕТНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФОТОГРАФИИ

Содержание:

— составление экспозиционного плана отчетной выставки;

— подобрать фотографии, образующие композицию фото­книги и написать к ней литературный ряд;

— подготовить проект фотоочерка и осуществить съемку по теме «Природа и мы», «Помни имя свое»;

— осуществить съемки и монтаж с озвучиванием слайд-фильма «Вдохновение».

Третий год творческой подготовки

ФОТОТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Тема 1. ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ПРИРОДЫ. ЛИРИКА ПЕЙЗАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ

Содержание. Настроение природы, ее выразительность и чувства человека. Гармония с природой, линейная и воздуш-ная перспектива, пейзаж в графической технике, характер пейзажа (романтический, реалистический). Построение про­странства в пейзаже. Соотнесение настроения в природе с настроением человека. Эффекты космичности, легкости, тоно-световые соотношения и детали в выражении образа. Русский пейзаж, его особенности, ритм чередований форм, символов. Единство строений с природой. Особенности фотосъемки пейзажа.

Изобразительный ряд: репродукции картин русских ху­дожников XIX века Н. Рериха, И. Левитана, И. И. Шишкина, А. Куинджи, К. Саврасова, фотопейзажные произведения русских авторов.