Смекни!
smekni.com

Полихудожественное овладение фототворчеством. (стр. 6 из 9)

Практические задания: подготовить подборку пейзажных снимков, близких по настроению, образному строю музыке П. И. Чайковского.

-27-


Самообразование: подготовить материал для диспута и вопросы по пейзажу по источникам 31, 51, 56.

Тема 2. СИНТЕЗ ИСКУССТВ В КИНЕМАТОГРАФЕ.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КИНО (ФИЛЬМЫ-РАЗМЫШЛЕНИЯ,

ПРИТЧИ, ФАНТАСТИКА). ФОТОФИЛЬМ

Содержание. Изобразительная природа кинозрелища. Преобладание изображения в кино. Восприятие киноизобра­жения. Характер зрительского видения в живописи, фотогра­фии, кино. Многомерность киноизображения. Эффекты при­сутствия. Авторская концепция фильма, отношение режиссе­ра к героям. Соотнесение смысловых частей и композицион­ных элементов. Экспозиция, вариации развития действия, кульминация, целостность сюжета в фильмах-размышлениях. Фотофильм и слайд-фильм •— прообразы кинематографа: общее и различие. Сценарий фотофильма, развитие фотосю­жета, музыкальное оформление, звуковой ряд.

Изобразительный ряд: операторская работа С. Урусевского «Летят журавли», фильмы Н. Михалкова, А. Тарковского.

Практические задания: изготовить фотофильмы по темам «Друзей моих прекрасные черты».

Тема 3. КОМПОЗИЦИЯ В ЖИВОПИСИ И ФОТОГРАФИИ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Содержание. Эмонациональная выразительность цвета, богатство нюансами, выразительность, красоты фактуры. Насыщенность цвета и его образное звучание. Изображение пятном в живописи и фотографии. Живописный образ в объ­еме. Ритмическая организация листа с помощью линий. Ли­ния как средство выражения образа. Характер различных линий. Ритм пятен как средство выражения, силуэтные обра­зы, их символика. Выражение характера через пропорции. Сравнительный анализ изобразительных решений в живо­писи и фотографии.

Изобразительный ряд: картины русских художников (ре­продукции): И. Левитан «Над вечным покоем», А.Куинджи «Березовая роща», К. Саврасов «Ранняя весна», Ф. Васильев «Перед дождем», портреты Д. Левицкого.

28


Практические задания: сделать серию снимков разных жанров, схожих по композиционному решению произведени­ям живописи.

Самообразование: дополнить свои знания по источникам 65, 66.

Тема 4. АРХИТЕКТУРА, КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА

ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ФОТОГРАФИИ. РУССКАЯ УСАДЬБА И ХРАМОВОЕ

ИСКУССТВО

Содержание. Истоки архитектуры. Отличие ее от других видов искусства, связь с фототворчеством. Организация ок­ружения и искусственной среды человека. Язык объемных форм и система пространственного построения; пространст­во, тектоника, симметрия, соразмерность целого и частей, нюансы и контраст.

Архитектура и среда. Три вида архитектурных компози­ций. Выражение миропонимания. Храмовое искусство России, Древней Руси, русское деревянное зодчество, русская усадь­ба. Планировка русской усадьбы. Архитектурное искусство в усадьбе (Кусково, Абрамцево, Шахматово, Михайловское). Парки, павильоны, беседки. Романтическая обстановка.

Основы планировочных схем. Комплексы срубов.

Комплексы храмового искусства: постройка, иконопись, предметы культа. Образы иконописного искусства, техника живописи. Единство внутреннего пространства храмов. Мо-ноолитность объемов, декоративные элементы. Композиция храма и окружающей среды.

Изобразительный ряд: фрагмент диафильма «Язык архи­тектуры», слайды архитектурных композиций, репродукции силуэтов городов, поселений, панорамные виды русских усадеб.

Музыкальный ряд: произведения итальянских композито­ров, отражающих материальный мир цивилизации (А. Ви­вальди и др.).

Практическое задание: сделать серию снимков о родном городе, поселке, изобразив архитектуру, людей, природные ландшафты в одной композиции. Скомпановать экспозицион-

—29-


иый блок на тему «Город и люди», «Природа и мы». Выпол­нить серию снимков «Дорога к храму», «Встречи в усадьбе» для мини-выставок в местах съемок.

Самообразование: просмотреть источники и альбомы 19, 47. 57, 70, 74, 75.

Тема 5. СИНТЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ФОТОГРАФИИ. КОЛЛАЖ

Содержание. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Язык — основа мастерства художника. Изучение строения природных форм, пропорций, конструк­ций, пластики, выражение отношений к изображаемому. Об­разный язык живописи как контраст с черно-белой фотогра­фией. Язык художественной выразительности графики: ли­ния, точка, пятно, тон и его близость к фотографии (фото­графике). Выстраивание тоновых отношений, нюансировка тона — основа передача пространства и выразительности графических образов.

Передача объема в скульптуре и архитектуре. Роль фото­графии в художественном отражении пространственной среды архитектурно-скульптурных форм.

Практические задания: Изготовить коллаж из сочетания фотографических элементов и графики на тему «Родные места» с выполнением дорисовок пейзажа.

Тема 6. СКУЛЬПТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ - ОСНОВА

ОБРАЗНОСТИ В ДРУГИХ ВИДАХ ИСКУССТВА, ИХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ФОТОГРАФИИ

Содержание. Передача внутреннего состояния человека в скульптуре. Образная сторона произведений, пластика дви­жений, выразительное использование различных материалов. Народные формы скульптуры. Использование в фотографии архетипического содержания скульптуры.

Изобразительный ряд: слайды из наборов «Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж» (произведения А. Ро­дена, Е. Лансере, А. Коненкова, М- Врубеля, средневековая скульптура, народное искусство).

30


Практические задания: сделать полипортрет одного чело­века, используя композиционные приемы скульптурных изо­бражений, близких по характеру изображаемого.

Самообразование: подготовить сообщение по теме с ис­пользованием источников 30, 64.

Тема 7. РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕКА. ПОЭТИКА ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ.

ПОЛИПОРТРЕТ

Содержание. Красота, выразительность пропорции чело­века, движений. Выразительность внутреннего через внешнее. Человек и одежда. Неотделимость образа человека от его трудах. Синкретизм представлений о единстве могучей силы и доброты — Добрый Молодец. Образ женщины. Птица-сча­стья, «лебедушка», «пава». Статность, плавность движений, текучесть линий одежды. Мудрость и особенности женских образов в народном искусстве. Красота материнства. Образ Богоматери. Народные идеалы материнства.

Передача внешнего содержания в портрете. Виды света и характер освещения. Выбор точки съемки. Нейтральный и предметный фон. Жанровый портрет. Влияние фона на характеристику портретируемого. План и масштаб изображения в портрете. Портрет у окна. Силуэтный портрет. Передача эмоционального состояния и национальных особенностей в портрете.

Передача внешнего сходства в портрете. Выбор точки съемки и характера освещения. Фон в портрете. Влияние фона на характеристику портретируемого. Жанровый порт­рет. План и масштаб изображения в портретной съемке. «Уз­наваемость» на фотографии. Особенности съемки полипорт­рета.

Изобразительный ряд: изучение фотопортретов М. Нап-пельбаума, П. Надара, С. Л. Левицкого, А. И. Денвера, А. Родченко, Э. Стейхена, А. Адамса, Д. М. Кэмерон, А. Саломона; репродукции: «Владимирская Богоматерь», картины Леонардо Да Винчи, Рафаэль «Сикстинская мадонна», Б. Йе­менский «Тишина», А. Венецианов.

Литературный ряд: стихи Н. Заболоцкого, текстовое со­провождение к детским портретам Л. Палея, передающие «высшее проявление Души человечески»; Ф. М. Достоевский о портрете.

31


Практические задания: сделать автопортреты is нескольких вариантах: студийный, в домашней обстановке, среди друзей по увлечению, автопортрет-коллаж. Проанализировать пять портретов по следующей схеме: контраст, внутренняя и внеш­няя динамика, точка съемки, ракурс, план, формат, равно­весие композиции. Сделать портрет на тему «Материнство». Скомпоновать коллаж «Генеалогия семьи: мои корни».

Самообразование: подготовить реферат по книгам 49, 39, 12. 48,

Тема 8. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ТЕАТРА,

ТЕАТР ДРАМЫ, ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ФОТОГРАФИИ. ЗРЕЛИЩНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Содержание. Особенности театрального действия. Сцени­ческая достоверность. Восприятие спектакля и образное обоб­щение. Пластическое оформление образа во внешнем облике актеров, речи, музыке, стихах. Система мизансцен и световая партитура в театре. Ведущая часть сценического образа. Сценическая атмосфера спектакля: декорации, режиссерское решение отдельных сцен. Сценическая реальность и действие. Соотнесение смысловых частей спектакля. Создание худо­жественной реальности в спектакле как выражение подтек­ста авторского повествования; «киноленты видений» (К. С. Станилавский). Развитие темы и раскрытие мысли автора. Фотофильм о спектакле, расширение спектра зрительского повествования при помощи фототворчества — основа теат­ральной фотографии.

Изобразительный ряд: видеоролик о спектакле В. Шек­спира «Король Лир».

Практические задания: сделать фотоочерк об актере с ис­пользованием следующих ситуаций: «Перед выходом па сце­ну». «Игра и творчество», «Жизнь в театре».

Самообразование: ознакомиться с книгами 22, 10.

Тема 9. ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ВЕЩЕЙ. ПРЕДМЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ. НАТЮРМОРТ И ТЕАТР. НАТЮРМОРТ И СЕРИЙНОЕ ФОТОПОВЕСТВОВАНИЕ

Содержание. Значение изобразительных средств в созда­нии художественных образов в натюрморте. Развитие ком­позиционного мышления. Роль освещения, рефлексов в соз­дании эмоционального образа. Композиционная организация

32-