натюрморта. Отражение характера человека, времени, в котором он живет, его интересов через натюрморт.
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выбор предметов и места их расположения. Сочетаемость предметов между собой и их сочетаемость с фоном. Народные мотивы в натюрморте. Техника съемки натюрморта. Общие черты и отличие натюрморта в живописи и фотографии. Передача формы, фактуры предметов. Работа со светом. Синкретизация натюрморта с музыкой, живописью, театральным действием.
Значение изобразительных средств в создании художественного образа в натюрморте. Развитие композиционного мышления в предметных формах. Роль освещения, рефлексов, тона в создании эмоциональности образа. Натюрморт и театр, создание фотосерии с использованием натюрморта.
Изобразительный ряд: К. Серов «Девочка с персиками»; К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», М. Врубель «Роза в стакане», П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой», натюрморты голландских художников.
Практические задания: съемка натюрмортов в разных эмоциональных состояниях: «веселый», «нежный», «торжественный», составление предметной композиции с включением в кадр источника света, передать настроение, ' атмосферу кадра через освещение, идущее из глубины, составить предметную композицию по народным мотивам.
Самообразование: подготовить реферат по источникам 1, 57, 74, 75.
Тема 10. ДРАМАТУРГИЯ. ЛИТЕРАТУРА И ФОТОГРАФИЯ. АУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Содержание. Реализм в отражении действительности в романах Ф. М. Достоевского. Превращение фактов в образы. Литературный «фотографизм». Интенсивное постижение визуальной информации. Алгоритм чтения: вычленение ключевых слов, смысловых опорных пунктов, определение доминанты текста. Составление алгоритма восприятия и освоение стереотипов. Исследование действительности в литературе художественными средствами. Образность мышления в поэзии и фотографии, единство вербального и визуального видения мира. Литературная и фотографческая метафо-
—33—
pa. «Фотографичность» изображения в поэзии и художественной прозе. Многозначность слова в литературе и неоднозначность фотообразов. Алгоритм восприятия литературного и экранного повествования. Экранизация в кинематографе и фотоиллюстрирование. Яркость поэтических образов — основа образного воплощения в фотографии. Литературный ряд как выражение духовного состояния лирическогоо героя фотокниги, документального и художественного фильма-размышления.
Изобразительный ряд: просмотр экранизации русской классики.
Литературный ряд: книга О. Бергольц «Дневные звезды» и фильм-экранизация (режиссер И. Таланкин), произведения классиков русской литературы, в которых есть «фотографизм», яркая поэтичность и визуальность восприятия текста.
Практические задания: подготовить фоторассказ по заранее написанному сценарию с текстом на сюжетной основе по теме «По дороге в школу», «История в походе». Проиллюстрировать выдержки из стихотворений С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Матвеевой фотографиями. Написать литературный ряд к серии снимков.
Самообразование: подготовить доклад по теме, используя источники 9, 72.
Тема П. БЫТОВОЙ ЖАНР И ЖАНРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ
Содержание. Особенности бытовой живописи, ее сходство и отличие от жанровой фотографии. Возникновение жанровой фотографии в XIX веке. Влияние искусства передвижников на ее становление. Динамичность и психологизм жанровых сюжетов. Использование репортажного и постановочного методов съемки. Направления жанровой фотографии (лирические, социальные снимки, фотоюмор).
Изобразительный ряд: репродукции картин И. Репина, И. Крамского, Н. Ярошенко; жанровые снимки М. Дмитриева, А. К. Брессона.
Практические задания: подготовить подборку жанровых снимков по одному из направлений, написать текст для оформления в фотокнигу.
Самообразование: подготовить реферат по источникам 1. 16, 40, 74, 75.
—34—
Тема 12. ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ В ФОТОГРАФИИ. ФОРМЫ ФОТОИСКУССТВА ТЕМАТИКА ФОТОВЫСТАВОК И ВЕРНИСАЖЕЙ
Содержание. Отношение к реальной действительности. Способы лирического, комического, драматического видения мира. Социально-философская тематика в фотографии, превращение фотодокумента в эпические фотоснимки. Разработка тематики фотовыставок и вернисажей, составление экспозиционного плана.
Практические задания: провести художественный анализ выставок по каталогам и в процессе непосредственного их посещения.
Самообразование: для дополнения знаний изучить источники 12, 16,38, 40, 39, 51.
Тема 13. МУЗЕЙ — ХРАНИЛИЩЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДУХОВНОГО ОПЫТА
Содержание. Интерьер и экспозиция музея. Виды художественных музеев: изобразительных искусств, быта, городского искусства, народного творчества. Изученность произведений искусства, последовательность осмотра.1 Музеи России. Музеи, связанные с фотографией: политехнический, исторические, литературные, изобразительных искусств. Фотомузеи в Шяуляе, Нижнем Новгороде, музеи народного искусства в Москве, Суздале.
Изобразительный ряд: посещение музейной экспозиции, слайды, представляющие коллекции отечественных музеев.
Практические задания: составить экспозиционный план музея детского фототворчества региона.
Тема 14. ИСКУССТВО КНИГИ И ПОЛИГРАФИЯ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ФОТОРАССКАЗ
Содержание. Анализ композиционного построения книжного дизайна: обложки, титульного листа, гармония и баланс пятен. Искусство фотокаталога и фотокниги. Создание макета, компановка снимков, оформление пояснительного текста, комментария, текста-представления; авторский ката-
-35-
лог и каталог общестудийной коллекции снимков. Дизайн книги и каталога, разновидность макетов.
Изобразительный ряд: фотальбомы, фотокниги, фотокаталоги.
Практические задания: собрать материал и подготовить макет фотокниги «Воплощение мечты» с развернутым прозаическим или поэтическим текстом.
Самообразование: подробнее ознакомиться с искусством
полиграфии по книгам 18.
Тема 15. СИМВОЛИКА И ОРНАМЕНТИКА НАРОДНОГО ИСКУССТВА. СИМВОЛИЧЕСКАЯ И АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ. НАРОДНЫЕ МОТИВЫ
Содержание. Основы народного декоративно-прикладного искусства, его основные мотивы, процесс обобщения реального мира в природных изделиях. Символика цвета и формы. Древние образы в резьбе по дереву, узоры вышивок на полотенце. Виды орнамента: геометрический, растительный, орнитоморфный, зооморфный, антропоморфный и полиморфный. Мотивы орнамента в народном искусстве: солярные знаки птицы, женские фигуры, воды, вечно живой природы: линии, волнообразные ритмы, деревья и другие. Символы связи земли и света: птица — пробуждение природы, солнца и воды — образ коня.
Изобразительный ряд: слайды из коллекции музея народного искусства, этнографического музея.
Музыкальный ряд: колыбельные, свадебные, народные песни.
Практические задания: сделать серию снимков с использованием народных мотивов: избы, внутреннего убранства, деревянной посуды, народных костюмов, прялки, колыбели, посиделок. Примерная тематика: «Мать-Земля», «Солнцеворот», «Пейзаж с наличниками», «Народный мастер», «Сказительница», «Древо жизни», «У прялки», «В горнице высокой».
Самообразование: дополнительно изучить источники 7, 19, 42, 49.
-36-
Тема 16. СИНТЕЗ СЛОВА, МУЗЫКИ И ФОТОГРАФИИ
Содержание. Развернутость повествования в музыке, экран iron фотографии, просмотр фотоэкспозиции во времени. Выражение в музыке эмоциональных состояний. Народные и духовные мотивы в музыке, передача настроений, чувств, откровения и т. д. Ведущая и побочная темы, слежение за чувством, настроением. Развитие художественной мысли в музыке. Мотивы сопереживания, сочувствия (валторна). Близость видеоряда и музыки: преобладание образного мышления, ритм и временная протяженность. Ритм и тональность в фотографии и музыке. Звуковой строй, созвучия, мажорный и минорный лад. Конкретизация мысли и чувства в фотомузыкальном синтезе. Использование музыки для сопровождения поэтического текста, прозы, комментариев к снимкам, текста-диалога со зрителями. Разработка видео- и звукоряда.
Музыкальный ряд: пятая симфония П. И. Чайковского.
Практические задания: осуществление постановки слайд-фильма с использованием художественного синтеза «Слово— музыка—фотография».
Тема 17. СИНТЕЗ ФОТОГРАФИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Содержание, Проявления художественности в фотографии в умении находить главное, существенное. Информативность и фактография — важные стороны фотоизображения. Выражение видения через реальный факт в фотографии и передача отношения к снимаемому через композицию. Возможности образного общения в живописи.
Изобразительный ряд: произведения живописи и фотографии для сравнительного анализа.
Практические задания: подготовить мини-выставку на основе художественного синтеза «Фотография — изобразительное искусство» на тему «Путь к успеху».
Тема 18 СОЕДИНЕНИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ФОТОТВОРЧЕСТВА
Содержание. Связи человека с природным миром. Выражение представлений народа о мире и человеке. Своеобразие
-37-
школы. Созвучность традициям. Чувство красоты и эстетические качества природных материалов. Природа и фантазия в фотографии. Аналогии с природными формами. Анализ экспозиции декоративно-прикладного искусства с точки зрения возможной синкретизации с фотографией: единство материала, пластического решения, стиля, авторства, приверженость школе, традиции. Подбор возможного фоторяда: оживление среды художественного производства через пейзаж. Создание галереи портретов народных мастеров.