Смекни!
smekni.com

Полихудожественное овладение фототворчеством. (стр. 8 из 9)

Практические задания: подготовить экспозиционный план вернисажа (синкретичного комплекса) «Народное искусство — фотография» на темы «Мастера и школы», «Мир Приир­тышья», «Узоры Сибирские»).

Тема 19. ФОТОГРАФИЯ. РИСУНОК. СЛОВО

Содержание. Красота мира в фотографии. Подражание живописи, ее творческие возможности. Специальные техно­логии позитивной печати, использование мягкорисующей оптики. Поиск сочетаемости изобразительных форм в изобра­зительных искусствах и фотографии. Ритм сочетаемости снимков и графических изображений, произведений живопи­си, скульптуры. Разработка комплексного экспозиционного плана. Единая концепция выставочного комплекса (верниса­жа) с использованием нескольких видов искусства. Словесный ряд из литературных произведений, дикторский текст, пере­вод экспозиции в слайд-фильм.

Практические задания: подготовить экспозиционный план вернисажа (выставочного комплекса) с использованием нескольких видов искусства. Словесный ряд, рисунки и фо­тографии на тему «Вдохновение».

Тема 20. СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР. ФОТОВЕРНИСАЖ—СПЕКТАКЛЬ

Содержание. Народная игровая и праздничная культура. Игра как отражение души народа. Игра как основа искус­ства. Игра в драме, музыке, песне, народные игры-сценки. Особенности театрального действия в современном спектакле. Восприятие спектакля и образное обобщение. Пластические оформление образа во внешнем облике авторов, речи, музы­ке, стихах. Система мизансцен и световая партитура. Син-

-38-


кретизация фотопроизведений с паузами театрального дейст­вия. Отдельные фрагменты спектакля с использованием стоп-кадров. Выражение режиссерской «киноленты видений» в виде фотоизображений, сопровождающих спектакль. Соот­несение смысловых частей спектакля в фотоснимках. Психо­логическое усиление восприятия действия при помощи фото­искусства.

Практические задания: посмотреть спектакль ТЮЗа и разработать на его основе сценарий фотовернисажа—спек­такля.

Тема 21. СЛАЙД-ФИЛЬМ КАК ФОРМА ЭКРАННОГО

ТВОРЧЕСТВА

Содержание. Слайд — статичное изображение. Фазы слож­ного движения. Выбор выразительного момента в пределах художественной задачи. Выражение идеи движения, прочи­тываемой па основе признаков. Сжатость признаков. Форми­рование зрительного ряда слайд-фильма. Сопроводительный текст, построение фразы, комментарий изображения. Выбор музыкального и словесного ряда слайд-фильма. Способы усиления эмоциональности содержания, лиризма и т. д. Жан­ровые разновидности слайд-фильма: документальный, очер­ковый, видовой, сюжетный, событийный и т. д.

Изобразительный ряд: демонстрация слайд-фильма.

Практические задания: Сделать слайд-фильм с коммен­тарием на тему о путешествии.

Самообразование: дополнительное чтение источников 72, 74, 71.

Тема 22. ФОТОГРАФИЯ - ПРАЗДНИК (синкретичный комплекс)

Содержание. Фольклорные традиции как органическая связь музыки, поэзии, игры, пластики движений. Музыкаль­ный и театральный фольклор в составе фотовернисажа. Особенности фольклорного музицирования, образность музы­кально-поэтического и хореографического языка. Использо­вание народной музыки. Родной музыкальный язык и нацио­нальное мышление. Народное песенное искусство. Музыкаль­ная импровизация и фольклорная драматургия. Звуков-'?: Форма повествования. Инсценизацня обрядов и обрядодействие.

-39-


Костюм, как выражение внешнего облика человека. Го­ловные уборы, ритуалы раскрашивания лица. Женский и мужской силуэты. Ансамблевый образ и идеал. Нравственное содержание народных образов. Костюмно-масочное ряжение. Народный образ красоты в одежде — природность, гармония с человеком, отсутствие вычурного. Целостность художест­венного образа. Праздник — образ счастья желанной души. Ощущение целостности мира в календарных праздниках. Включение в праздник театрализации, игры, действий, сим­волических образов.

Практические задания: Подготовить по сценарию народ­ного праздника формы использования фотографии в виде слайд-фильма на большой экран, фотовыставку по народным мотивам, сеансы экспресс-портретирования во время празд­ника (фестиваля).

Тема 23. КРИТИКА И ПРОПАГАНДА

ФОТОХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ФОТОРАБОТ

Содержание. Критерии оценки выставочных работ и син­кретичных комплексов, вернисажей: актуальность, ориги­нальность художественного видения, цельность композицион­ного решения, единство содержания и изобразительного решения. Анализ фотовыставки. Выделение приоритетных направлений в фотоискусстве. Система организации фото­выставочной деятельности, студийной организации творчест­ва. Критерии оценки фотопроизведений.

Практические задания. Написать рецензию на выставку, фотовернисаж, фотокнигу. Провести отбор работ и оценку снимков.

Самообразование: использовать в работе источники 17, 40, 77.

Тема 24. ЗАЧЕТНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФОТОГРАФИИ

Содержание:

— подготовить синкретичный комплекс «Фотография —
декоративно-прикладное искусство»;

— подготовить программу фотофестиваля;

— подготовить авторскую экспозицию работ; сделать критический анализ фотовернисажа,

40


Литература:

1. Агафонов В., Пожарская С. Г. Фотобукварь, М., 1993,

2. Альперт М. Беспокойная профессия. М.: Искусство, 1973.

3. Бальтерманц Д. Избранные фотографии. М.: Планета, 1977.

4. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Рус­ская свадьба. М.: Современник, 1985. — 330 с.

5. Березкин В. Истоки сценографии /Художник и сцена/, составитель В. Н. Кулешова. М.: Сов. худ-ник, 1988. — с. 272—300.

6. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М.: Ис­кусство, 1972. — 151 с.

7. Белов В. Лад: очерки по народной эстетике, т. 3. М.:
Мол. гв., 1982. — 293 с.

8. Бычков П. Фотолюбители о фоторепортаже. М.: Искус­ство, 1958.

9. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. М., 1994.

10. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта: за сорок театраль­ных вечеров. — М.: Проев., 1988. — 350 с.

11. Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: рассказы о русской народной игрушке. М.: Дет. лит., 1977.

12. Волков-Ланнит Л. Искусство фотопортрета. М.: Искус­ство, 1966.

13. Вудхед Г. Творческие методы печати в фотографии. М., 1978.

14. Вайсфельд И.В. Кино как искусство. М.: Знание, 1983.

15. Вайсфельд И.В., Демин В.П. и др. Встречи с X музой: Беседы о киноискусст­ве. М.: Просвещение, 1981.

16. Вартанов А.С. Фотография: документ и образ. М., 1983.

17. Васильев А. А. От замысла. Творческая фотография: от замысла к воплощению. М.: ЗНУИ, 1988. —58 с.

18. Грюнталь В. Фотоиллюстрация, светопись, трансформа­ция, фотомонтаж. — М., 1966.

19. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.

20. Градова К., Гутина Е. Театральный костюм. М., 1976.

-41-


21. Гусев В. Е Русский фольклорный театр XVII —начала XX века, Л., 1980.

22. Гусев В. Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977.

23. Доренский Л. Динамичность фотокадра. М., 1962.

24. Дыко Л. П., Головня А. Фотокомпозиция. М., 1962.

25. Дейн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981.

26. Екельчик Ю. Изобразительное мастерство в фотографии. М., 1951.

27. Есенин С. А Ключи Марии // Собрание сочинений в 3-хт.т., т. 3. М., 1977.

28. Ефимова Л. В., Белогроская Р. М. Русская вышивка и кружово. М., 1985.

29. Журналы: «Юный художник», «Детское творчество», «Декоративно-прикладное искусство», «Народное творче­ство», «Искусство в школе».

30. Журналы: «Фотография», «Фотомагазин».

31. Иванов-Аллилуев С. Фотосъемка пейзажа. М., 1971.

32. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного творчества. Альбом / сост. Г. П. Дура-сов, Г. А. Яковлева. М.: Сов. Россия, 1974.

33. Кабалевский Д. С. Сила искусства. М., 1981.

34. Крауш Л. Первые шаги в фотографии. М., 1971.

35. Козинцев Г. Пространство трагедии. М., 1973.

36. Киноэнциклопедический словарь. М., 1986.

37. Канцедикас И. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1986.

38. Морозов С. А. Творческая фотография. М., 1985.

39. Малышев В. Искусство видеть. М., 1985.

40. Михалкович В. И., Стигнеев В. Н. Поэтика фотографии. М.: Искусство, 1989.

41. Мир глазами детей. Фотоальбом. М., 1972.

42. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фолькло­ре. Младенчество. Детство. М., 1991.

43. Можаева Е. М., Хейфиц А. Матрешка. — М., 1969.

-42-


44. Можаева Е. М. Русские игрушечные кони. М., 1976.

45. Маршак И. И. От кадра —к сюжету фильма. МГУК, 1996.

46. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

47. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992. — 495 с.

48. Наппельбаум М. От ремесла к искусству. М., 1958.

49. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобр. искусство, 1983. — 343 с.

50. Образцов С. Эстафета искусства. М.: Искусство, 1988.

51. Песков В. Шаги по росе. М., 1963.

52. Песков В. Отечество. М., 1972.

53. Плужников Б. Особые приемы фотографии. М., 1982.

54. Пожидаев Г. Страна симфония. М., Музыка, 1968.

55. Поллак П. Из истории фотографии. М., 1983.

56. Пиреметева М. Е. Все венки да поверх воды. Тула, 1983.

57. Практика Пейзажа, портрет, натюрморт / практика лю­бительских фотосъемок /Сост. В. М. Журавлева. М., 1992.

58. Работнова И, П., Яковлева Б. Я. Русская народная вы­шивка. М., 1957.

59. Русский народный костюм. Альбом/ Сост. Ефимова Л. М., 1989.

60. Русская деревянная игрушка: Альбом. Текст Н. В. Та-ранновской. Л., 1968.

61. Русская фотография сер. XIX—начала XX века. Фотоаль­бом. / сост. Е. В. Бархатова. М., 1996.

62. Родченко А. Статьи, воспоминания. Автобиографические записки. М., 1982.

63. Разлогов К. Э. Феномен видео: аудиовизуальная культура // Техника кино и телевидения. 1987, № 12, с. 29.

64. Русский дом. М., Новгород, 1993.

65. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996.

66. Сокольникова Н. М. Художники, книги, дети / энциклопе­дический словарь юного художнинка /. М., 1983.

67. Симонов А. Г. Фотосъемка. М.: Искусство, 1977.

43-


68. Стародуб Д. О. Азбука фотографии. М.: Искусство, 1990.