Первый шаг – через назидание себя на святейшей вере вашей, то есть на христианской вере. Мы назидаем себя, изучая Библию и повинуясь ей. Постоянное общение со Словом направляет нас по пути праведности и предупреждает об опасностях на этом пути.
Второй шаг – молясь Духом Святым. Молиться Святым Духом – значит молиться под руководством Духа согласно воле Божьей, как показано в Библии или как Дух подсказывает каждому верующему и ведет его. Молитва Духом Святым отличается от молитв, которые произносятся механически или бесконечно повторяются без какого-либо реального участия Духа.
Ст. 21 Третий шаг – верующие должны сохранять себя в любви Божьей. Здесь любовь Божью можно сравнить с сиянием солнца. Солнце сияет всегда. Но когда что-то становится между нами и солнцем, мы не пребываем в солнечном свете. Точно так же происходит и с любовью Божьей. Она всегда изливает на нас своей свет. Но если между нами и Господом становится грех, то мы, по сути, больше не наслаждаемся Его любовью. Сохранять себя в Его любви мы можем, прежде всего живя святой и благочестивой жизнью. А если между нами вдруг станет грех, мы должны исповедать его и тут же оставить. Наша задача – не позволять ничему становиться между нами и Богом.
Наконец, мы должны с готовностью ожидать милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. Здесь милость от Господа нашего относится к Его неизбежному возвращению, когда Он возьмет Свой народ домой на небеса. В дни мрака и отступничества мы должны сохранять свет благословенной надежды, горящий в наших сердцах. Он будет давать нам утешающую и очищающую надежду (1 Фес. 4,18;1 Ин. 3,3).
Ст. 22 Определенная духовная проницательность необходима тогда, когда мы имеем дело с жертвами отступничества. Священное Писание делает различие между тем, как мы должны относиться к активным пропагандистам лжекультов и к тем, кто обманут ими.
Но в общении с теми, кто обманут лжеучителями, Иуда рекомендует поступать иначе9 и дает два различных направления действий. И к одним мы должны быть милостивы. Мы должны проявлять к ним сострадательный интерес и стараться вывести их из сомнений и споров и помочь обрести твердое убеждение в Божественной истине.
Ст. 23 Есть и те, кто стоит на краю пропасти, готовый сорваться в огонь отступления. Их мы должны спасать сильным, решительным предупреждением и наставлением, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.
В ВЗ одежда прокаженного считалась оскверненной, и ее нужно было сжигать (Лев. 13,47–52). Сегодня, имея дело с людьми, погрязшими в сексуальных грехах, мы должны помнить, что материальные вещи, например, такие как одежда, часто возбуждают страсти. Видя эти вещи или чувствуя их, мы мысленно ассоциируем их с определенными грехами. Поэтому, имея дело с оскверненными людьми, мы должны проявлять осторожность и избегать того, что могло бы стать искушением в нашей личной жизни.
IV. КРАСИВОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ (Ст. 24–25)
Ст. 24 Иуда завершает Послание красивым благословением. В нем выражены хвала и поклонение Всемогущему. Он может спасти (Евр. 7,25), утвердить (Рим. 16,25), помочь (Евр. 2,18), покорить (Флп. 3,21) и может соблюсти. Он может хранить нас в совершенном мире (Ис. 26,3), Он может сохранить залог наш на оный день (2 Тим. 1,12), Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем (Еф. 3,20) и Он может соблюсти нас11 от падения.
Это последнее обетование особенно актуально в дни отступничества, на которые ссылается Иуда. Но обещания Его на этом не заканчиваются. Он может поставить нас пред славою Своею непорочными в радости.
Это поистине замечательно! Когда мы вспоминаем, кем мы были – мертвыми из-за прегрешений и грехов; когда мы думаем о том, кем мы стали теперь – жалкими, немощными, неловкими слугами; а затем подумаем, что однажды мы предстанем абсолютно непорочными перед троном Всемогущего, радуясь великой радостью, – какая же это благодать!
Ст. 25 Он не только наш Хранитель и Совершитель, Он – Бог Спаситель наш . Как чудесно, что мы настолько не безразличны Богу, что Он стал нашим Спасителем в том смысле, что предопределил в Своем плане отдать на заклание непорочного Агнца – Своего безгрешного Сына. Он – единый Премудрый, ибо в конечном счете вся мудрость исходит от Бога (ср. Иак. 1,5).
Свою мудрость мы можем почерпнуть лишь из источника мудрости – единого мудрого Бога.
Бог и Спаситель наш достоин славы и величия, силы и власти. Слава – наивысшая честь, которой Он заслуживает за все, что Он есть, и за все, что сделал для нас. Величие – достоинство и великолепие, которыми Он наделен как Вседержитель вселенной. Сила – бесспорное господство, являющееся Его суверенным правом. И власть, или авторитет, – могущество и исключительное право управлять всем, что сотворено Его руками.
Он был достоин хвалы в прошлом, Он достоин ее в настоящее время, Он будет достоин ее во всей вечности. Отступники и лжеучителя будут стараться лишить Его славы, умалить Его величие, роптать против Его силы и оспаривать Его власть. Но все истинные верующие будут всегда прославлять Его и наслаждаться Им ныне и во все веки. Аминь.
Bigg, Charles. The Epistles of St. Peter and St. Jude. Edinburgh: T. & T. Clark Ltd., 1901.
Coder, S. Maxwell. Jude: The Acts of the Apostates. Chicago: Moody Press, 1958.
Green, Michael. The Second Epistle General of Peter and the General Epistle of Jude. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1968.
Ironside, H. A. Epistles of John and Jude. New York: Loizeaux Bros., Inc., 1931.
Kelly, William. “Lectures on the Epistle of Jude”, The Serious Christian. Vol. I. Charlotte, N.C.: Books for Christians, 1970.
Mayor, J. B. The Epistle of St. Jude and the Second Epistle of St. Peter. Grand Rapids: Baker Book House, 1965.