Смекни!
smekni.com

Функция цветовой детали в рассказах А.П.Чехова (стр. 2 из 3)

Рассказ «ЗЛОЙ МАЛЬЧИК». Рассказ Чехова «Злой мальчик» - история о двух влюбленных, Иване Ивановиче Лапкине, «молодом человеке приятной наружности» и Анне Семеновне Зямблицкой, «молодой девушке со вздернутым носиком». Кроме черт внешности персонажей, из развернутой экспозиции (оканчивается словами «Он стоял в воде, глядел на молодых людей и ехидно улыбался») читатель узнает, что действие экспозиции происходит на берегу реки, где молодые люди «принялись за рыбную ловлю», и о взаимной любви героев. Я отношу диалог к экспозиции, а не к завязке, т.к. развитие дальнейшего действия, основываясь на заданных фактах (молодые, романтичные, влюбленные), отталкивается все-таки от проблемы, которой в рассказе служит даже не столько факт появления брата Анны Семеновны, гимназиста Коли, сколько то, что он говорит, его позиция по отношению к влюбленным: «А-а-а… вы целуетесь? – сказал он.- Хорошо же! Я скажу мамаше». Итак, проблема героев, мешающая их отношениям – «злой мальчик». Т.е. завязкой действия служит появление брата героини и проявление его «низкого, гнусного и мерзкого» характера. Далее – действие классически развивается по восходящей. Конфликт начинает разрастаться сразу после обозначенной реплики Коли, в его коротком диалоге с Лапкиным: « Надеюсь, что вы, как честный человек… - забормотал Лапкин, краснея. –Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко… Полагаю, что вы, как честный и благородный человек… - Дайте рубль, тогда не скажу! – сказал благородный человек. – А то скажу.Лапкин вынул из кармана рубль и подал его Коле. Тот сжал рубль в мокромкулаке, свистнул и поплыл.»Всего одна цветовая деталь в приведённом отрывке, но оттого её особая значимость. Лапкину стыдно, неудобно, неловко за то , что он целовал Анну Семёновну. За то, что этот поцелуй кто-то увидел. Он краснеет, как будто ему стыдно( цветовая деталь подчёркивает здесь психологическое состояние героя), как будто в нём заговорила совесть, но тут же безо всякой совести откупается рублём от «благородного человека» Коли.Отметим, что приведенный диалог служит моделью, по которой читатель может восстановить и остальные подобные разговоры, о которых автор говорит: «Весь июнь Коля не давал житья бедным влюбленным». Такое использование композиционного элемента позволяет, во-первых, не «затягивать» рассказ и сохранять интерес читателя к нему, а во-вторых, задействовать воображение читателя.Кульминация в рассказе спорна. Разумеется, можно обозначить событие, случившееся как-то раз за обедом как наивысшую точку действия. В поддержку такого мнения можно привести определение понятия «кульминация»: наивысшая точка напряжения в развитии конфликта, в которой раскрывается сущность противоборствующих характеров. Действительно, в этом эпизоде характеры героев раскрыты ярко:«Как-то раз, за обедом, когда подали вафли, он [Коля] вдруг захохотал,подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина: - Сказать? А?Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо вафли салфетку. Анна Семеновна вскочила из-за стола и убежала в другую комнату.» Но, с другой стороны, мы не узнаем ничего нового о героях. ЗастенчивостьЛапкина так же четко была показана в одном диалоге у реки (через использование незаконченных фраз и умолчаний), там же мы узнали о грубости и бестактности Коли, о смущении Анны Семеновны читатель мог догадаться хотя бы по тому, что она вела себя абсолютно пассивно перед наглостью младшего брата. К этим рассуждениям можно добавить и факты текста: после эпизода за обедом не происходит перелома действия. Читаем: «И в таком положении молодые люди находились до конца августа», - т.е. приведенный Чеховым эпизод подобен первому диалогу по роли в тексте. А где же, собственно, кульминация? Думается, перелом действия наступает с объявлением помолвки влюбленных. В тексте на это есть прямое указание: «И в таком положении молодые люди находились до конца августа, до того самого дня, когда, наконец, Лапкин сделал Анне Сергеевне предложение», - т.е. ситуация резко изменилась. С официальным обнародованием отношений герои получают право на встречи и поцелуи, а Коля лишается власти над ними. После предложенной кульминации действие быстро идет к логическому завершению – справедливому наказанию «злого мальчика» (в тексте действие по нисходящей представлено одним предложением: «Поговоривши с родителями и получив согласие, Лапкин, прежде всего, побежал в сад и принялся искать Колю»). Само наказание при таком рассмотрении композиции – развязка. Четкой и яркой при этом раскладе представляется и идея рассказа: показать нелепость и всесильность некоторых общественных традиций. Ведь чувство молодых людей не изменилось от объявления помолвки, не стало глубже и сильнее, но, тем не менее, теперь оно законно, дозволено, в отличие от «незаконной» влюбленности, которую эксплуатировал Коля. Характерно, что и сами молодые люди считали свои отношения до официального объявления неправильными – отсюда и слабость их перед наглостью гимназиста. Сам Коля не столько «подлец», сколько находится под властью традиций общества, подобно Лапкину и Анне Сергеевне. Чехов, заставляя нас смеяться над ситуацией, заставляет и задуматься над ее противоестественностью, которая из ребенка делает доносчика, а из влюбленных – преступников. А цветовая деталь помогает нам определить состояние героев.

§3

Рассказ «ПОЦЕЛУЙ». В рассказе так же немного цветовых деталей. Поэтому они получают особое значение. Одна из них связана с образом огня. "Здесь офицеры, утомленные ходьбой на гору, посидели, покурили. На другом берегу показался красный тусклый огонек, и они от нечего делать долго решали, костер ли это, огонь в окне, или что-нибудь другое: Рябович тоже глядел на огонь, и ему казалось, что этот огонь улыбался и подмигивал ему с таким видом, как будто знал о поцелуе". Штабс-капитан Рябович немногим выше той среды, в которой живет. Его попытка предпринять что-то самостоятельное, пойти, "не выдержав беспокойства", к дому фон Раббека в надежде на еще один подарок судьбы, закончилась осознанием нереальности его мечтаний. И "красный тусклый огонек", казавшийся Рябовичу союзником, близким и благожелательным, в финале отзывается иным: "Красная луна отражалась у левого берега; маленькие волны бежали по ее отражению, растягивали его, разрывали на части и, казалось, хотели унести...". Образ красной луны перекликается с другим, с красным полумесяцем израссказа "Враги"[24], в котором он становится символом трагической безысходности и отчужденности. Эта цветовая деталь явно наполнена для Чехова особым смысловым значением.. Рассказу свойственна удивительная психологическая достоверность, столь характерная для Чехова. И конечно же в значительной мере этот эффект создается благодаряцветовым деталям. В подобных случаях "особо показательна ограниченность авторского знания: автор может чего-то не знать- будь то внутреннее состояние персонажа в литературном описании или то, что выходит за пределы его кругозора при перспективном изображении; при этом речь идет именно о сознательных ограничениях, налагаемых для вящего правдоподобия автором на собственное знание".

§4