Смекни!
smekni.com

Функция цветовой детали в лирике М.Ю.Лермонтова (стр. 2 из 5)

§2

Полагаю, стихотворение « Выхожу один я на дорогу[5] » принадлежит к лучшим его творениям. Поэт взволнован величием, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим «кремнистый путь», и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. Здесь желание «забыться и заснуть» соотнесено с ночным покоем земли, что спит в «сиянье голубом». Голубой цвет здесь многозначен: мы представляем одновременно и космичность образа, и его внутреннее содержание. Голубой цвет ассоциируется с чистотой помыслов, с беззлобностью, с нежностью. Такова Земля для поэта. Далее, от ночного пейзажа мысль переходит к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевной тревоги. Поэту «больно и... трудно» оттого, что нет «свободы и покоя», но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о «холодном сне могилы». В заключительных строчках стихотворения появляется образ дуба как символ вечной жизни.

§3

Мне понравилось в поэзии Лермонтова именно то, как он раскрывает людям глаза на их жизнь, как он пытается расшевелить своё поколение. Поэт нашёл новые художественные средства, каких ещё не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают, нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров показывать их объективно «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.

Наиболее запоминающейся темой для меня стала тема свободы, которую мы можем проследить на протяжении всего его творческого пути. Эти стихи запомнились мне тем, что из них видно, как страдает поэт, как ему тяжело живётся, он мечется, как птица в клетке, он хочет простора, свободы, чтобы ему дали вкусить настоящей жизни, без ограничений, но он так и не успел насладиться жизнью.

Лермонтов томится как в темнице; ему «скучны песни земли», и вся жизнь со всеми ее радостями, светлыми надеждами и мечтами - не что иное, как «тетрадь с давно известными стихами». Человек не больше как «земной червь», «земля - гнездо разврата, безумства и печали». Ему так тяжело на ней, и так глубоко он ее ненавидит, что даже в самые высокие минуты, когда ему удается мечтой уловить блаженство нездешних миров, его преследуют зловещие тени земные, и он страшится поглядеть назад, чтобы «не вспомнить этот свет, где носит все печать проклятия, где полны ядом все объятия, где счастья без обмана нет».

§4

Михаил Юрьевич не был равнодушен к жизни своего поколения. В стихотворении «Дума»[6] он осуждает бездействие поколения, равнодушие ко всему. Никто даже не вспомнит их, ведь оно пройдёт «без шума и следа». Деньги свои они тратят на развлечения, прячут завистливо свои таланты. Очень известно в этом плане стихотворение «Смерть поэта»[7], Этот шедевр моментально сделал Лермонтова всемирно известным, это стихотворение переписывали, подпольно распространяла, и так один из экземпляров попал в руки Николая I под заголовком «Воззвание к революции»

За это «воззвание» Лермонтов был сослан на Кавказ, а само стихотворение долго находилось под запретом.

§5

На мой взгляд, романтические стихи поэта были своеобразны. Если Пушкину нужно было постоянное ощущение влюблённости, и его стихи были пылкие, все пропитаны этим чувством, то у Михаила Юрьевича они были грустные и непохожие на любовные. Он в своих стихотворениях показывает всю трагичность этого чувства. Наверное, он никогда не испытывал взаимной любви. Этим они и интересны. Но очень хорошо поэт показывает любовь к Родине, желание изменить её, сделать её лучше, он любит простую Россию: крестьянскую, любит её просторы, леса, поля. Это видно не только в стихах, но и в картинах.

§6

Самая яркая тема у Лермонтова- это тема поэта и поэзии. В стихотворении «Пророк»[8] Михаил Юрьевич показывает поэта - изгнанника, который нужен людям, но они боятся его, боятся правды. Лермонтов предупреждает поэта о том, что его ждёт, что не так легко быть поэтом, но ведь настоящего поэта это не должно смущать. В поэме поэма «Демон» мы видим, как в образе всеми гонимого демона нам предстаёт сам поэт.

Вся жизнь Лермонтова – это эмоции, которыми до краёв были пропитаны его стихотворения. Этим они и привлекают: чистотой, вспыльчивостью, вольнолюбием.

§7

По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. «В ней,- по выражению Белинского, - все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия: несокрушимая мощь духа, смирение жалоб, благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, льющиеся в полноте умиренного бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося от самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева - все, все в этой поэзии: и небо, и земля, и рай, и ад».9

По словам И. Андроникова, не много было поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор посредством стиха и прозаической фразы, звучание которых составляет неизъяснимую прелесть, заключённую в музыкальности каждого слова и в самой поэтической интонации. Немного рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели бы его так - динамично, объемно, красочно. Его мысли, обретшие художественную форму, сделали известными многие стихотворения поэта. Это и «Дума», «Не верь себе»10, «Демон»11, «Сказки для детей»12. Поэт выплескивает небывалые в то время в светском обществе откровения:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви.

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

§8

Я считаю, что за тринадцать лет творчества Лермонтов совершил, если так можно выразиться, лирический подвиг. Опоэтизировал всегда заедающую душу серую обыденность жизни, заронил в нее искру страсти, любви и надежды. Прекрасно, что на лирическом опыте такого поэта, как М. Ю. Лермонтов, нам выпало осваивать страну мечты, страну горнего духа.

Творческая жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, но необычайно интенсивной. В очень еще неровном юношеском творчестве, порою ориентированном на известные литературные образцы, отчетливо проступало абсолютно самостоятельное художественное начало, тот самый неповторимый «лермонтовский элемент» 13(В.Г. Белинский), присутствие которого и делало поэзию Лермонтова явлением необыкновенным.

На мой взгляд, цветовая деталь в произведениях Лермонтова - одна из самых ярких деталей.

IV

В живописи Лермонтов подобен был гениально одаренному музыканту, который, создавая свою нотную грамоту, смело берется писать грандиозные оперы. (Пахомов Н.)

П

очему же в произведениях Лермонтова так красочно объёмно, динамично показаны образы и природа? В этом Лермонтову-поэту помогал глаз художника.

Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.

Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. Даже, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней.

До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических произведений Лермонтова, которых, пожалуй, могло быть больше, если б великий поэт не раздаривал их не всегда достойным того друзьям и приятелям.

Среди произведений поэта мы видим картины написанные маслом, акварелью, а также множество чрезвычайно живых рисунков и зарисовок. И становится ясно, что поэт родился еще и художником, которому лишь «злая судьба» помешала сравняться по силе с выдающимися мастерами своего времени!

Линии в его рисунках отличаются четкостью и ясностью, образы характерностью, а динамика композиций подчинена теме. Одна только «Юнкерская тетрадь» 1832-1834 годов хранит в себе, поистине, фейерверк великолепных рисунков и зарисовок. Качество их и отношение к делу говорит о том, что рисовал поэт не «просто так» - для проведения досуга, а тогда лишь, когда его захватывала мысль, которую он перелагал на бумагу свежо и с большой выразительной силой. Когда же, бывало, меткость глаза изменяла художнику, или, когда «с лету» не удавалось попасть в цель, тогда линия настойчиво уточнялась - до тех пор, пока не отвечала мысли и образу. Лучшие рисунки одного только этого альбома - среди которых находятся истинные шедевры - говорят нам о (ни кем, увы, незамеченном) рождении уникального явления в искусстве! Как письма Ван – Гога14являются творением живописца, так рисунки Лермонтова, никогда не позирующие перед зрителем, - есть великое откровение души поэта.