Смекни!
smekni.com

Функция цветовой детали в лирике М.Ю.Лермонтова (стр. 3 из 5)

Но больше всего Лермонтов любил акварель, которая давала размытые воздушные цвета. Отсюда некоторая «отрешенность» колористических гамм и цветовых сочетаний полотен Лермонтова, роднящая его палитру с лучезарной и золотоносной. Получается и в живописи любимыми цветами Лермонтова были золотой и лазурный.

Где зрела таинственно мерцающая палитра и как рождались цветовые гармонии Лермонтова? О внутреннем действе мы можем только догадываться, а о «внешнем» их проявлении нам в восторженном заблуждении сообщает сослуживец и поклонник таланта Лермонтова Ю. Арнольди: «Он писал картины гораздо быстрее, чем стихи, нередко он брался за палитру, сам еще не зная, что явится на полотне, и потом, пустив густой клуб табачного дыма, принимался за кисть». Надо полагать, Арнольди несколько погорячился, при

писав Лермонтову «скоростное» письмо. Интересно другое. Наблюдательный товарищ поэта верно подметил некую «запредельность» дум поэта. И в самом деле, Лермонтов не только достоверно «снимал виды» окрестностей, но активно и художественно убедительно участвовал в «сотворении» их. Сознание поэта было многомерно, а потому красочные и весьма разнообразные виды Кавказа служили ему поводом, неким трамплином, с помощью которого воображение Лермонтова взмывало в места нездешние...15 И даже там, где композиции приближаются к жанру, - и там мы ощущаем, персонажи их неким игралищем «в руках» одинаково могучей и красочной природы, певцом которой был дивный живописный дар Лермонтова! В случае с Лермонтовым
невыразимой словом ипостасью стало изобразительное искусство, ибо, к счастью для культурного человечества, - гений Лермонтова не ограничился одной лишь поэтической формой. А то, что жизнь поэта вместилась в исторически краткое мгновение, лишь понуждает нас помнить о том, что истинное Отечество его было не здесь... Настоящее призвание Лермонтова было рисование, которое он использовал всего лишь как средство для выражения таинственного причастия великой души невидимому, а для известного большинства еще и неведомому, миру. Но, как говорят, талантливый человек гениален во всём.

V

В смерти нет жизни, а в жизни есть природа,

а в природе есть гармония, гармония должна быть в человеке,

(И. Андроников)

§1

Ч

тобы увидеть цветовую деталь, мне кажется, нужно прежде сказать о своеобразии пейзажных стихотворений поэта.

М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения.

В стихотворении "Люблю я цепи синих гор..."16 он описывает красочный закат в горах:

Ярка без света и красна

Всплывает из-за них луна...

Или

На западе вечерний луч

Еще горит на ребрах туч

И уступить все медлит он

Луне — угрюмый небосклон...

Каждое слово стихотворения пронизано настроением, образом, цветом. А затем — стремление, полет, стук копыт, и замирает дыхание:

Однажды при такой луне

Я мчался на лихом коне...

...Туманный месяц и меня,

И гриву, и хребет коня

Сребристым блеском осыпал...

Лермонтов очень хорошо чувствовал ритм жизни. Человек стремителен в желаниях, мыслях, действиях. Но срок его жизни короткий, и, вырвавшись из круговерти, можно успеть увидеть, для чего мы рождены.

...И долго так мой конь летел...

И вкруг себя я поглядел:

Все та же степь, все та ж луна...

Мы - крохотная часть природы, ее осколок, мы не можем укротить ее, хотя уже и выбились из-под материнского крыла. И Лермонтов очень тонко заметил, как луна

Казалось, упрекала в том,

Что человек с своим конем

Хотел владычество степей

В ту ночь оспаривать у ней!

§2

Любимый лермонтовский пейзаж - горы и облака: не огонь, клокочущий в недрах земли, но влажно-воздушная стихия, облекающая ее вершины. В отличие от Пушкина, у которого тучи, обычно темные или серые, низко нависают над землей….

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;17

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.18

- в лермонтовских тучах и облаках, бесконечно подвижных в своих формах и цветовых оттенках, существенна, прежде всего, их надмирная высота и недосягаемость, легкость и безграничная свобода.

§3

Подробнее я бы хотела остановиться на стихотворении «Тучи»19

Всего лишь две цветовых детали использует Лермонтов: «степью лазурною» «цепью жемчужною». Но они создают очень рельефные образы: можно без труда представить картину лазурного неба и уплывающих вдаль лёгких облаков, каждое из которых одиноко в этом небе так же, как и лирический герой стихотворения.

«Степью лазурною» - так метафорически поэт называет небо. О том, что это именно небо, нам помогает догадаться цветовая деталь. В нашем представлении возникает образ, который связывает землю и небо: степь - земля, лазурь - небо. Лазурный цвет, таким образом, становится символом земной и небесной бескрайности, свободы. Но идея всего стихотворения накладывает ещё один оттенок смысла на этот образ: в этой лазурной степи всё по большому счёту, одиноко, бездомно.

«Жемчужный» цвет тучек так же наполнен особым смыслом. С одной стороны - белый, переливающийся цвет (вполне логичный для описания туч) передаёт красоту этого образа, такого простую и такую очевидную. Но с другой стороны, ассоциативно рождает впечатление о чистоте, отстранённости - а потому холодности. Их красота - только внешняя. Внутри они холодны, так же белы, а потому почти что пусты. Нет тех страданий, которые испытывает лирический герой, нет любви к Родине, а сеть просто бесцельное существование.

Таким образом, цветовые детали здесь полностью отражают идею стихотворения.

§4

Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи - рефлексия20, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Эти мысли пронизывают многие стихотворения Лермонтова. Одно из них - хрестоматийное стихотворение « Парус».

Об этом стихотворении написано достаточно много, но я бы хотела обратить особое внимание на значение цветовой детали в идейно- художественной структуре стихотворения.

Природа в «Парусе» по-лермонтовски живописна. Глазам открывается целая палитра красок: голубая (туман), лазурная (море), золотая (лучи солнца), белая (парус).

Благодаря этим цветам легко рисуется картина спокойного лазурного моря и одинокого паруса.

Я заметила, что в творчестве Лермонтова белый цвет-символ одиночества. Это можно проследить и в стихотворениях « Утёс»21, «Листок»22

«1831-го января»23 «Одиночество»24: «Редеют бледные туманы над бездной смерти роковой», Дубовый листок оторвался от ветки родимой…»

И всё-таки в этом стихотворении, на мой взгляд, белый цвет наполнен более многогранным значением.

Белый цвет в моём представлении - цвет особо не яркий и не броский, но всё-таки выделяется на спокойном нежном золотисто-лазурном фоне. Он одновременно и гармонирует, и контрастирует с общим фоном. Не близко ли это к идее стихотворения?

В сочетании с «туманным» (тоже белым - по ассоциации) цветом

«голубого моря» белый цвет наполняется символическим содержанием неясности. И, правда, в жизни паруса всё неясно, всё туманно.

Значим в стихотворении и синий цвет («В тумане моря голубом», «под ним струя светлей лазури»)

В первой строфе создаётся картина туманности, неясности судьбы паруса. Голубой цвет моря говорит нам о внешнем спокойствии природы. Но это действительно только внешнее спокойствие. Что там, в этих голубых туманных недрах? Какая опасность или какое счастье в них таится? Чувствуется тревога, спрятанная внутри этих строчек. Лирическому герою, который сейчас наблюдает за парусом как будто с какой-то высокой горы, хочется познать тайну жизни паруса, блуждающего в голубом море, ведь с этим парусом он сопоставляет и свою жизнь. Голубой цвет, таким образом, здесь цвет, символизирующий неясность, какую-то таинственность в жизни как паруса, так и лирического героя.

Но для Лермонтова - замечательного, талантливого художника - не существует краски в единственном её значении. Синий цвет - яркая деталь и в третьей строфе. Теперь море, по которому плывёт навстречу судьбе парус, - лазурное. Это невероятно чистый яркий синий цвет, чаще всего применяющийся для описания неба. Мне кажется, что Лермонтов как бы сводит воедино две безграничных стихии, выводя на первый план тему свободы, идиллического счастья.