Смекни!
smekni.com

Функция цветовой детали в лирике М.Ю.Лермонтова (стр. 4 из 5)

На лазурный цвет накладывается золотой. Море освещается золотым лучом солнца. Мне кажется, луч символизирует некий дар судьбы для паруса. Однако и это не то, чего он хочет. Душа паруса требует бури. Золотая идиллия не для него.

Исследуя это стихотворение, я открыла и характер самого поэта- мятежный, его нежелание жить спокойной жизнью. Мне кажется, что парус покинул край родной для того, чтобы понять смысл жизнь, понять, для чего он существует и как жить дальше.

§5

Конечно, поэту-романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, любит и «росой обрызганный душистый ландыш», и «малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка», и «холодный ключ», играющий в овраге.

В этих строчках из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...»25. Лермонтов передаёт своими цветовыми оттенками пробуждение природы, свежесть. Лирического героя природа успокаивает, делает его молодым. В этом стихотворении показана спокойствие, чистота невинность природы. Поэт использует яркие тёплые цвета (жёлтый, малиновый, золотой, зелёный). Этими цветами Лермонтов передаёт свои чувства, движения своей души, которые приводят его к мысли о необычной гармонии, о божественном счастье, царящем в мире.

Здесь желтый цвет, как мне кажется, символизирует насыщенность, зрелость нивы, а не увядание. Этим же содержанием наполнены, на мой взгляд, и другие цвета первой строфы: малиновый, зелёный. Всё говорит, что жизнь вокруг лирического героя насыщенна, полноценна.

Поэт очень бережно относится к природе. Для него каждая мелочь как драгоценность, что-то важное, и, причём, только ему видная и заметная. Природа, её цветовая насыщенность, помогает ему обрести себя, постигнуть бога, понять смысл своего существования.

Хочется отметить, что Лермонтов описывает не конкретный пейзаж, а лишь вспоминает все любимые явления природы, самые светлые впечатления. И они вызывают минуты умиления, нежности, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве. Только благодаря природе переживает он такие мгновения, так как она, в отличие от человеческого мира, являет собой плоды рук Творца в неискаженном, чистом образе.

Мне кажется, Лермонтов пишет не просто стихи, он будто рисует картину, используя цвета, которые передают его чувства в тот момент, когда он создаёт произведение. Цветовые детали помогают нам понять внутренний мир поэта.

§6

Очень удачно поэт использовал краски в стихотворении «Первое января». В стихотворении есть место, где Лермонтов дал волю своей фантазии. Множество нежных и светлых оттенков: зелёный, алый, желтый, лазурный, розовый. Цвета неброские и поддерживают тематику мечты, которой посвящено стихотворение. Особо выделяются эпитеты, соединяющие в себе и конкретный признак, и вызываемое им чувство. «Лазурный огонь» глаз – это и голубые глаза и «небесные» то есть чистые, невинные.

«Розовая улыбка» это и цвет, и возникающее по ассоциации представление о молодости.

В этом стихотворении мы видим истинный характер Лермонтова. Ему не хочется играть, жить в маске, а хочется быть настоящим: добрым чутким, отзывчивым. Четвёртая строфа сразу начинается с чудесного описания «Зелёная сеть трав», которая покрывает как одеяло спящий пруд. Эта строфа полностью посвящена описанию вечера, который крадётся на деревню и на аллею. Лермонтов и здесь показывает своё особое отношение к природе, он не хочет мешать безмятежному сну природы, боится потревожить её. Желтый цвет листьев, как мне кажется, символизирует богатство природы по сравнению со светским обществом. В этом месте он может быть настоящим, не играть, не надевать маску, для него эта мечта - спасительный островок, в который никто никогда не вмешается, даже светское общество-пустыня.


VI

"Кавказу как будто суждено быть колыбелью

наших поэтических талантов, вдохновителем и

пестуном их музы, поэтическою их родиною!"

(Белинский)

П

рирода Кавказа подействовала в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления. Изображения же Кавказской природы в произведениях Лермонтова необыкновенно точны. Иннокентий Анненский27 пишет об этом: «Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе»28.

облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев в вихре вальса. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, как Гете29 (у него нет этой детальности описаний), ни охотником, как Тургенев30 (у него нет в описаниях ни выжидания, ни выслеживания, - скорее что-то открытое, беззаветное).

Из поэтических изображений Кавказской природы видно, что Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечный воздух.

Светает - вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там:… 31

Уж в горах солнце исчезает,

В долинах всюду мертвый сон,

Заря, блистая, угасает,

Вдали гудит протяжный звон,

Покрыто мглой туманно поле,

Зарница блещет в небесах

Кавказская природа для поэта - это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью.

Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы. «Цветов» в его поэзии почти нет. Розы и лилии у него - это поэтические прикрасы, а не художественные ощущения: «бела, как лилия, прекрасна, как роза» - все это только мелкая монета поэзии. Конь поэта топчет цветы, пока сам поэт смотрит на облака и звезды. Цветы являются у него разве в виде серебряного дождя. Но главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях. Кроме того, поэту доставляло особенное эстетическое наслаждение соединение блеска с движением - в тучах, в молнии, в глазах; поэзия его «полна змей»; чтоб полюбоваться грациозной и блестящей змейкой, как часто прерывает он рассказ. У него змейка то клинок, донизу покрытый золотой надписью: …то «сталь кольчуги иль копья, в кустах найденная луною». Он видит змей в молнии, в дыме, на горных вершинах, в реках и в черных косах, в тонкой талии, в тоске, в измене, в воспоминании, в раскаянии.

...лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок,

Скользила бережно32

Из-за изобилия картин экзотической природы Кавказа, поэта часто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени.

Природа Кавказа (и, в частности, изображаемая Лермонтовым) может быть не только буйной,

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

-но и спокойной, безмятежной.

Такой же спокойной, по мнению Ираклия Андроникова33, изображается природа в знаменитом стихотворении «Из Гете»:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты34.

Содержание лермонтовского стихотворения и его основные мотивы не совсем совпадают с переводимым оригиналом. Некоторые исследователи считают, что обращение к Гете послужило поводом для создания собственного произведения. Но возможно, оно навеяно Лермонтову службой на Кавказе. Представим такую картину: вечер в горах. Устало тянется по дороге колонна войск. Застыли в молчании окрестные вершины, зажигаются первые звезды. И угасают дневные заботы, мелочными кажутся земные страсти, тревоги и желания. Остается ощущение бренности нашей жизни на земле. «Подожди немного, отдохнешь и ты…»

Стихотворение это передаёт спокойствие гор, мирное существование с человеком. Здесь горы как бы помогают человеку обрести себя, найти покой и истинный путь. Интересно, что с точки зрения цвета художественное пространство здесь окрашено в чёрно - серый цвет. Но этот цвет не создаёт традиционного негативного ощущения. Напротив, здесь он ассоциируется с ночной прохладой, свежестью, со спокойствием, с определённой гармонией и в природе, и в душе человека. Цветовые детали здесь не яркие, как было в предыдущих стихотворениях, а приглушённые, почти невидимые, вызванные скорее ассоциациями. Почему именно такой цвет вызывает у поэта в то время мысли о гармонии и покое? Наверное, сейчас сложно это понять. Я думаю, что поэту часто хотелось отдохнуть от многоцветия окружающего мира, хотелось уйти туда, найти гармонию в том, что не раздражало бы взгляд контрастами, что не заставляло бы волноваться, что давало бы возможность отдохнуть. Но…это только моё мнение, которое многим покажется небесспорным.