Смекни!
smekni.com

Функция цветовой детали в лирике М.Ю.Лермонтова (стр. 1 из 5)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

Городского поселения. Рабочий посёлок Солнечный

Солнечного муниципального района

Хабаровского края.

Реферат

по литературе.

Функция цветовой детали в лирике

М.Ю.Лермонтова

Выполнила: Чернецкая Вероника Олеговна, ученица 11 «А» класса

Руководитель: Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы

Солнечный

2007
Когда художник касается бумаги - что-то рождается в мире! Если же одаренный художник еще и великий поэт, то мир этот являет собой особые свойства, не вмещающиеся ни в поэзию, ни в «чистую» графику или живопись. Есть здесь и обратная связь, ибо гений наполняет собой все, чего бы ни касался, и перо рисующее следует тому же позыву, что и перо пишущего

Пахомов Н.

План

I. Введение. Творчество М.Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории мировой культуры.

II. Библиографическая справка

III. Художественный мир поэта.

§1 Стихи Лермонтова - мотивы одиночества, разочарования в жизни.

§2 « Выхожу один я на дорогу » -гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий

§3 Тема свободы

§4 «Дума» - осуждение бездействие поколения.

§5 Романтические стихи поэта были своеобразны

§6 «Пророк»-судьба поэта - изгнанника

§7 Сложность и богатство мотивов в лирике Лермонтова.

§8 Лирический подвиг Лермонтова.

IV. Живопись в творчестве Лермонтова

V. Цветовая деталь в лирике Лермонтова.

§1Своеобразие пейзажных стихотворений."Люблю я цепи синих гор..."-точность передачи ощущений

§2Любимый лермонтовский пейзаж - горы и облака. Отражение в цветовых оттенках надмирной высоты и недосягаемости

§3«Тучи» - отражение в цветовых деталях идеи стихотворения.

§4« Парус» значение цветовой детали в идейно- художественной структуре стихотворения

§5«Когда волнуется желтеющая нива...» Природа, её цветовая насыщенность, помогает лирическому герою обрести себя, постигнуть бога, понять смысл своего существования

§6«Первое января»- символика цветовых деталей в стихотворении.

VI. Тема Кавказской природы в стихах М.Ю. Лермонтова

VII. Заключение .

I

Введение

Наверное, для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым. Вот уже несколько лет они соперничают в моей душе, а долгое время я не знала, кому отдать предпочтение. То на долгие недели пленял меня беспечно - ироничный автор «Евгения Онегина», то вдруг я попадала в плен к неистово - мрачному создателю «Демона». Чтение Пушкина для меня всегда отдых, развлечение. Погружение в Лермонтова, наоборот, - напряженная работа сердца и мысли. Пушкин ясен, как солнце, Лермонтов загадочен, как луна. Именно загадочностью пленило меня его творчество, своим особым стилем, который невозможно сравнить с каким - либо другим поэтом Золотого века литературы.

Творчество М.Ю. Лермонтова, на мой взгляд, – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории не только нашей отечественной, но и мировой культур.

Еще при жизни поэта В.Г. Белинский произнес пророческие слова о том, что имя Лермонтова «в литературе сделается народным именем, и гармоничные звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы между толками ее о житейских заботах». [1]

Именно гармоничность прежде всего привлекла меня, когда я обратилась к его поэзии, работая в рамках проекта «Цветовая деталь в русской литературе».

Цель исследования: показать своеобразие цветовой детали в лирике М.Ю. Лермонтова.

Основные задачи исследования:

1. собрать и систематизировать литературно- критический материал по названной теме;

2. провести текстуальный анализ стихотворений Лермонтова;

3. оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.

В ходе работы я собирала необходимый справочный материал, изучила данную тему в трудах литературоведов. Творчество Лермонтова достаточно изучено. Наиболее интересными мне показались работы Д.Е.Максимова, В.И.Коровина, Белинский В.Г., И. Андроникова, Коровина В., Мануйлова В. А., Ивановой Т. А., Недумова С. И[2]. Именно их исследования я взяла за основу своей работы.

II

Биографическая справка

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии. В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке.

По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его - Кропотовка - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически - настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого «армейского офицера».

Семейное их счастье продолжалось, по - видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась. После смерти горячо любимой жены Юрий Петрович был вынужден уехать в своё поместье. До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий. Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения, и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой.

Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы», Пензенской губернии, где и протекало все детство поэта. Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. В 1828 г. Лермонтов поступает в Московский университетский Благородный пансион, в котором пробыл около двух лет.

Из русских писателей на него влияет сильнее всего Пушкин, пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных - Шиллером, особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит образы, нужные ему для выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого состояния. Его гнетет печальное одиночество; он готов окончательно порвать с внешней жизнью, создать «в уме своем мир иной, и образов иных существование». Весною 1810 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет на «нравственно - политическое отделение». В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не захотел остаться на второй год, на том же курсе и переехал в Петербург, вместе с бабушкой. Незадолго до этого умер его отец. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10 ноября 1832 г., «сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого поэт - юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собою»[3]

Что же послужило причиной дуэли между Лермонтовым и Мартыновым? Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за «напускной байронизм», за «страшные» позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся «вечно печальной» дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал».

Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов».

III

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слёзы разлуки

С

(Лермонтов о своих стихотворениях)[4]

§1

тихи Лермонтова отличаются своеобразием, навеяны одиночеством, разочарованием в жизни. Герои его произведений ищут гармонии с окружающим миром, как и сам поэт. Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Поэт безнадежно одинок. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство - любовь. В его любовной лирике нет ни строки о счастливой, взаимной любви. Она приносит не радость и счастье, а грусть и страдания. Лермонтов грустит, причем искренне, о том, что в жизни все так ничтожно. Да и сама жизнь – «пустая и глупая шутка»4. Как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез.