Меньше всего новый спектакль напоминает "Театр у микрофона", в чем его легко было заподозрить. Оба брата - явно нездоровый, с воспаленными глазами Иван (Николай Иванов) и молчаливый Алеша (Андрей Финягин) - довольно скоро уходят со сцены, и начинается то ли вертеп, то ли балаган, то ли рассказ калика перехожего - в спектакле звучит особый инструмент, колесная лира, с которой и ходили они по Руси. В углу сцены возникает огромная гора деревянных крестов (говорят, похожая есть в родной Гинкасу Литве, в Шяуляе) - и эти кресты становятся подручным материалом для Инквизитора. То он лезет на эту гору, чтобы водрузить на самой вершине телевизор со своим изображением, то прибивает к кресту буханки хлеба, словно оспаривая поступок Христа, который отказался обратить камни в хлебы, ибо "какая же это свобода, если послушание куплено хлебами?" Действие карамазовской легенды происходит в Испании XVI века, во времена инквизиции, но в спектакле Гинкаса все на русской почве, все узнаваемо и понятно.
Художник Сергей Бархин, художник по свету Глеб Фильштинский и композитор Александр Бакши создают необычный фон постановки: на сцене постоянно что-то двигается, звучат обрывки голосов и музыкальных фрагментов, вспыхивает и неожиданно гаснет огонь. Инквизитор, желая быть понятым, отчаянно кричит и выходит прямо в зал. Молчат лишь двое: непрошено явившийся Христос и еще - странный великовозрастный младенец в коляске, который, похоже, ко всему безучастен, хотя на самом деле решается его будущее. Но он безмолвствует, почти как народ в "Борисе Годунове". Дети или ученики. В романе Ивану - 24 года, а Алеше - всего 20. Алеша, ужаснувшийся легенде брата об Инквизиторе, или Антихристе, в поисках другой правды придет к старцу Зосиме, и тот разрешит его сомнения, ответив заодно и Ивану на его монолог о слезиночке ребенка: "Деток любите особенно, ибо они живут для очищения сердец наших и как некое указание нам".
Московские новости 03.03.06. Журналист Нина Агишева
Достижения:
- Номинант Российской национальной премии «Золатая маска-95» за спектакль «К. И. из Преступления».
- «Золотая маска-96» за спектакль «Казнь декабристов».
- Лауреат премии «Хрустальная Турандот-95» за лучшую режиссуру сезона — спектакль «К. И. из Преступления».
- Премия "Хрустальная Турандот" и Гран-при Белградского БИТЕФа ("К.И. из Преступления").
-«Золотая маска» за лучший спектакль («Комната смеха»)
-Премия «Чайка» и Гран-при фестиваля «Балтийский дом» («Черный монах»)
-Государственная премия РФ 2000 («К.И. из Преступления», «Казнь декабристов», «Пушкин. Дуэль. Смерть »).
-Премия Станиславского 2001-2002
Материал:
1) Общество Культура 2006г. статья Ирины Воробьевой « В театр - на работу души»
2) Ваш досуг 17.02.06. «Кама Гинкас: Вся «Нелепая поэмка» - провокация»»
3) Елена Володина – Кама Гинкас: «Я приехал принимать роды»
4) Этери Кекелидзе – «Зачем люди ходят в театр, когда есть телевидиние и кино»
5) Московские новости 03.03.06. Нина Агишива – «М.Н.» об учениках Камы Гинкаса
6) «Я редко обольщаюсь, редко радуюсь»
7) Ноябрь 98 «Золотой петушок» А. Пушкина в постановке Камы Гинкаса в МТЮЗе. Лилия Шитенбург
8) 03.06.99 Ирина Трухлина «Классик в «пятом углу»»