Смекни!
smekni.com

Историко-религиозное содержание праздника Троицы. Христианский догмат о Троиц. (стр. 2 из 3)

О христианстве, например, и об отличиях между его многочисленными направлениями мы судим, прежде всего, по их внешней стороне: культе, поведению, обрядах и прочее. Внешняя сторона проявления религии легче всего наблюдается и «бросается в глаза». А уже после «наружного» проявления, мы начинаем судить о том, как это наружное выявляет религию и верующего, что за этой «наружкой» проявляется.

Особенно важное значение внешняя сторона религии имеет в исторически давних, традиционных, религиях. В католичестве, православии, лютеранстве, англиканстве, армяно-григорианстве нередко вся религия сводится и проявляется в обрядах и праздниках, особенно, в праздниках. В православии и католичестве, например, каждый день – церковных праздник в честь Бога, его небесной канцелярии да святых угодников. Подсчитано, если бы верующий католик или православные каждому святому ежедневно уделял хотя бы три минутки, то для почитания всех святых ему понадобилось бы три года.

Обычно, верующий православной церкви помнит знаковых для его жизни святых, помнит и почитает значительные для него праздники. Так, все праздники в православии делятся на каждодневные (на честь святых данного дня), недельные (на честь дней недели), местные (престольные, региональные, национальные), значительные, великие и двунадесятые. Двунадесятые, в честь священного для христианства числа 12, еще делятся на праздники Господские (в честь Господа Бога, главным образом Христа: Троица, Рождество, Сретение, Крещение, Вход в Иерусалим, Преображение, Воздвижение креста, Вознесение,) и богородичные (Рождество Богородицы, Успение, Введение во храм, Благовещение).

Праздники, в том числе великие и двунадесятые, устанавливались на протяжении длительного исторического времени. Окончательный их цикл установился где-то к 14-16 столетию, а его внешнее проявление и понимание/истолкование до сих пор наполняется различным содержанием.

Так, праздник в честь святой Троицы буквально переполнен языческим содержанием и обрядами, до сих пор неоднозначно отмечается и понимается верующими христианами. Обратимся к свидетельствам историческим и церковным.

В Киевской Руси праздник Троицы вообще не отмечался. Он был труден для понимания, слишком нудный и пустой для, как сейчас говорят, менталитету русского человека. И до тех пор, пока на смену греческим попам не пришли попы из местного населения, понимание Троицы и внедрение праздника на ее честь не прививалось русскому народу. Русский человек праздновал и отмечал красочные, привычные и оправданные его жизнью бытовые и земледельческие праздники своих родненьких языческих богов. Священники из русских понимали, принимали и жили всем этим вместе со своим народом. И когда, особенно после падения Византии в 1453 году, влияние чужих греческих священников, а вместе с ними и византийского православия, прекратилось, попустительством и содействием русских священников христианские праздники, в том числе и мутная по своим представлениям Троица, начали наполняться народным языческим содержанием. Таким образом христианский праздник Троицы органически слился с весенним праздником полевых русалок, которые назывались «Зелеными святками» и «Русалиями». После окончания весенних полевых работ, после расцвета растительного буйства весны, восточные славяне прославляли полевых и лесных русалок: украшали зелеными ветками свои жилища, девушки в венках из веток и травы водили хороводы, гадали на суженых. Все эти обряды были восприняты нашим одомашненным христианством. В результате, - христианская Троица начала органически сливаться с языческими обрядами, с которыми она не расстается до сегодняшнего дня.

Современные священники в своих проповедях и публикациях доказывают, что празднование Троицы установлено еще апостолами в честь сошествия на них Святого Духа на 50-тый день после воскресения Иисуса Христа. Во всех заявления единодушно говорится, что во времена Ветхого завета Бог проявил себя как Бог Отец, в лице Иисуса Христа – как Бог Сын, а в момент сошествия на апостолов огненных языком, одаривших учеников Христа знанием всех языков (Деяния, глава вторая), - как Дух Святой. Словом, на праздник еврейской Пятидесятницы явила себя вся троица лиц библейского Бога.

Священники единогласно пишут, что уже апостолы отмечали праздник Троицы и ссылаются на текст деяния святых апостолов (глава вторая) и послание апостола Павла к коринфянам (1 коринфянам, 16:8). Но в цитируемых текстах говорится не о христианской Троице, а об иудейском празднике Пятидесятницы, которые всеми первоначальными христианами вместе с апостолами отмечался только как праздник иудейский, а не христианский.

Впрочем, Русская православная церковь иногда набирается смелости признать историческую несостоятельность самого праздника Троицы, и сплошь языческое содержание ее обрядов, и позднее внедрение ее в круг церковных праздников, и много другого интересного. Изложим эти признания словами Интернетовского портала «Православное чтение. Сборник душеполезных текстов» от 3 июня 2001 года в статье о празднике Троицы Марии Свешниковой. Она справедливо пишет:

«Святая Троица - один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории.

Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском».

Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе.

В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, "органично вошедших" во все славянские христианские обряды.

В конце XIX века еще встречалось бытование старинного праздника Семик, который приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. В этот день "девушки шли в лес завивать березу. Выбрав деревья, девушки завивали их - связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница. При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой.

Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском. Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности.

В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей ее имени.

Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского (известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому старцу.