Смекни!
smekni.com

История государственного управления в России: опыт и проблемы (стр. 4 из 17)

В центре существовало два ведомства: казна и дворец. Дворец ведал личными землями великого князя, казна была хранилищем денег и государственным архивом (своеобразной канцелярией). Дворцовое хозяйство делилось на пути (части), ведавшие отдельными областями деятельности: сокольничий (княжеская птичья охота), конюший (конюхи, лошади и луга), ловчий, чашничий, стольничий и т. д.[5, с.111]

Изменяется содержание статуса «боярин». Теперь так называют не крупных землевладельцев, а высшее управленческое звено Московского княжества, ближайшее окружение князя. Примерно в это же время титул главы Московской Руси начинает включать в себя все удельные титулы, некогда дававшие самостоятельность от центральной власти, что означает окончательное завершение удельного периода.[1, с.58]

Складывание русского централизованного государства, как уже отмечалось, имело ярко выраженную специфику. Доминирующим фактором в этом процессе был внешнеполитический — получение и укрепление независимости, противостояние Золотой Орде. внутренние, социально-экономические, были недостаточно зрелыми, что в конечном счете привело к изменению типа феодального развития страны.

Социальное и правовое положение различных категорий русского общества к концу XV в. принципиальных изменений не претерпело. В Судебнике 1497 г. появляются два новых положения: разрешение перехода крестьян от одного владельца к другому только в Юрьев день и появление кабального холопства — вида личной ненаследственной зависимости, оформлявшейся в виде договора.[16]

Вечевые собрания в XIV — первой половине XV в. в Московском княжестве имели иную социальную и политическую окраску — это были вечевые сходки непривилегированного населения в экстремальных ситуациях: таким было вече в Москве 1382 г. в отсутствие Дмитрия Донского и 1445 г. — в отсутствие Василия II. К концу XV в. некогда важный орган управления — вече — навсегда исчезает.[17, с.40]

Превалирующей тенденцией развития Московского государства являлось усиление авторитарной власти великих князей и перерастание ее в самодержавную монархию. Начиная с Ивана Калиты они именуются великими князьями всея Руси. Иван III (1462-1505) получил титул великого государя.

Усиливается значение постоянно действующей Боярской думы. Состав, права и компетенция думы не были четко определены законом, по Судебнику 1497 г.[16] ее приговоры (решения) получили силу закона. В начале XV в. численный состав думы составлял 10-15 чел., в конце века — 18-20 чел. В составе думы были бояре (10-12 чел.), окольничие (5-6 чел.). В думу входили введенные дьяки (позже они стали называться думными). Основу думы составляли большие, позже — введенные бояре, представители высшего слоя бояр, имеющие в кормлении города и волости, выполняющие наиболее важные поручения князя.

В XV в. центральный государственный аппарат еще не сложился, но функционировали два высших органа: Государев двор (Дворец) и Казна, впоследствии — Казенный двор. В это время завершается объединение дворов русских княжеств с двором великих князей московских. В ведении главы двора — дворского — находились все слуги князя: оружничий, ловчий, кравчий, стряпчий, рында, ясельничий и др. Двор контролировал великокняжеские земли, занимался тяжбами о земельной собственности. Для сбора разного рода податей существовал ряд чиновников — данщики, боровщики, бельщики, ямщики, бобровники, закосники, бортники и др.

Казна была не только главным финансовым хранилищем, но и государственным архивом и внешнеполитическим ведомством. Казначей — глава казны — выполнял и некоторые другие общегосударственные задачи: ведал ямскими, поместными, холопьими делами. Впервые в 1450 г. упоминается казенный дьяк, в 1467 г. — казенный подьячий — должностные лица, ведущие делопроизводство этого органа. На Казенном дворе находился печатник — хранитель большой государственной печати.

В конце XV в. возникает приказная система. Приказ в то время — нерегулярное поручение боярам или дьякам. Эти должностные лица реализовывали поставленные перед ними задачи без вспомогательного аппарата. С усложнением задач им в помощь давались подьячие, собранные в избе (канцелярии). Процесс образования изб растянулся на несколько десятилетий. Аппарат приказов был небольшим: в середине XV в. он насчитывал 50 чел., к концу века — 200 чел.

В административном отношении Русское государство делилось на уезды — города с принадлежащими им землями. Затем уезды стали подразделяться на станы и волости. Наместники назначались великим князем из числа крупных феодалов. Должностные лица ведали всем управлением на местах, а также финансами и судопроизводством и служилыми людьми в городах. Они были обязаны содержать свой аппарат, имели свои военные отряды для поддержания внутреннего порядка. Административный аппарат состоял из тиунов, судей, доводчиков (лиц, осуществлявших вызов в суд) и праведчиков (судебных исполнителей).

Все местное управление базировалось на системе содержания, получившей название кормления, т. е. содержалось за счет населения.

Наряду с кормлением в конце XV в. завершается оформление второго важнейшего принципа функционирования системы управления — местничества. Многочисленное боярство, съехавшееся в Москву, упорядочивается при помощи специальных списков родословия; устанавливается порядок их старшинства, в соответствии с которым они занимают должности на службе у великого князя. На основании местничества формируется управленческий аппарат. Позже утверждение этого принципа потребовало создания специальных родословных — родословных столбцов, чтобы легитимно определять иерархическое место каждого служилого человека.[13, с.215]

Судопроизводство по Судебнику 1497 г. было разграничено на суд светский и церковный. Высшей судебной инстанцией был государь, его указы являлись важнейшим источником законотворчества. Важнейшие уголовные и политические процессы рассматривались Боярской думой. Судебные органы были двух типов: государственные и вотчинные. На местах судили кормленщики: наместники и волостели. [16]

В январе 1547 г. великий государь Иван IV официально венчался на царство и принял титул царя. Царь обладал всеми высшими полномочиями государственной власти: законодательной, судебной, исполнительной, военной.

Царь являлся наместником Бога на земле. Он вступал в свои права через особый обряд, обладал особыми знаками власти, его особа была священна. С принятием нового титула происходит переход от вассалитета к подданству

Важнейшим государственным органом управления по-прежнему являлась Боярская дума. При Иване Грозном в ее составе резко уменьшается число бояр и возрастает «худородная» часть думы: 10 бояр, 1 окольничий, 1 кравчий, 1 казначей и 8 думных дворян (бывшие дети боярские). К концу века общая численность думы достигла 30 чел. Новым элементом в составе думы были думные дьяки, что было связано и с усложнением рассматриваемых проблем, и с усилением делопроизводства.

В особо важных случаях в состав думы входил Освященный собор — митрополит с епископами, что определялось необходимостью решения проблем, находившихся на стыке государственных и церковных интересов.

Вел думу царь, но его присутствие было необязательно. Без его участия решение могло быть окончательным либо им утверждалось. По крайней мере, два типа решений нуждались в обязательном утверждении царя: местнические дела и наказания за тяжкие преступления.

При всем обширном круге вопросов, рассматриваемых думой, главным стало законотворчество. В Судебнике 1550 г. указывалось, что все новые законы нуждаются в утверждении Боярской думой. Каждый новый закон имел следующую преамбулу: «Царь указал, а бояре приговорили».[18]

Со дня коронации Ивана IV из думы выделяется комната, или ближняя дума, получившая название «избранная рада». В ее состав входили князь А. Курбский (давший ей название), князь Д. Курлятев, митрополит Макарий, священник Сильвестр и др. Возглавлял раду А. Адашев — глава Челобитного приказа, фактический координатор правительственной деятельности. Избранная рада явилась творцом всех крупнейших реформ Ивана IV.

Наряду с Боярской думой, представительным органом феодальной аристократии и администрации в XVI в. является Земский собор, важнейший институт сословно-представительной монархии. В XVI в. земские соборы созывались четыре раза. Собор созывался по решению царя, в грамотах определялись его численность и социальный состав. Не возбранялась посылка большего количества представителей, посылка меньшего числа была нарушением. Присутствовали в полном составе Боярская дума, руководители приказов, Освященный собор, руководство посадского населения. Выборными были 40 дворян и 33 представителя городского населения, но и они присылались на собор по должности или чину — перед нами руководители всех звеньев управления.

На общем собрании участников собора царь или патриарх зачитывал документ, в котором излагались обсуждаемые вопросы. Собор делился на статьи (сословные категории), члены которых после обсуждения подавали письменное мнение. Боярская дума суммировала мнения, царь утверждал соборный приговор. Собор заседал до тех пор, пока не заканчивал обсуждение вопросов. Судебник 1550 г. не определял легитимности подобных решений, но поскольку последней процедурой было соборное крестоцелование, это означало обязательство исполнять соборный приговор, что имело юридическое значение.[19, с.101-102]

Окончательно сложилась система приказов. Теперь приказы функционировали как органы центрального государственного управления с самостоятельными структурными подразделениями и многочисленным административным аппаратом. К концу XVI в. приказное управление охватило все сферы государственного и царского управления.