Смекни!
smekni.com

50 Глава Массовые психические состояния и проявления (стр. 2 из 46)

Функциональные разновидности настроений.......................................................................................... 204

Механизмы воздействия на массовые настроения'................................................................................... 205

Игра на притязаниях................................................................................................................................. 205

Проблема осуществления притязаний...................................................................................................... 207

Прогнозирование массовых настроений.................................................................................................. 209

Прогнозирование на «проблемных сетях»............................................................................................... 210

Основные выводы...................................................................................................................................... 212

Глава 2.4. Массовые настроения в революциях, контрреволюциях
и «перестройках»
.................................................................................................................................... 214

Динамика массовых настроений в Чили (1970-е—1980-е гг.)................................................................ 215

Притязания С. Альенде............................................................................................................................. 215

Достижения А. Пиночета.......................................................................................................................... 216

Крах А. Пиночета..................................................................................................................................... 218

Массовые настроения и хомейнистская революция в Иране................................................................... 220

Антишахские настроения......................................................................................................................... 220

Притязания Р. Хомейни............................................................................................................................. 222

Хомейнистская революция........................................................................................................................ 223

Консервация настроений.......................................................................................................................... 224

Массовые настроения и «перестройка» в СССР....................................................................................... 225

Структуры и люди..................................................................................................................................... 226

Перестройка настроений........................................................................................................................... 228

Превентивная акция................................................................................................................................... 229

Провал....................................................................................................................................................... 230

Основные выводы............. :.................................................................................................... ;................. 235

Часть 3. Массовые социально-психологические явления................................................................... 237

Глава 3.1. Психология религии............................................................................................................. 239

Корни религии.......................................................................................................................................... 240

Социально-психологические функции религии....................................................................................... 244

Психология веры....................................................................................................................................... 246

Религиозный культ: психология религиозных действий......................................................................... 248

Психология суеверий................................................................................................................................ 251

Мотивы обращения к религии.................................................................................................................. 253

Основные выводы...................................................................................................................................... 254

Глава 3.2. Психология моды ................................................................................................................ 256

В поисках сущности моды........................................................................................................................ 257

Психологические механизмы моды.......................................................................................................... 259

Двойной механизм моды........................................................................................................................... 259

Факторы модности.................................................................................................................................... 260

Мода как массовое подражание................................................................................................................ 261

Конформизм как фактор моды.................................................................................................................. 262

\ Социально-психологические функции моды......................................................................................... 263

Элементы распространения моды............................................................................................................. 264

Парадокс модника..................................................................................................................................... 266

Модник-антимодник (модник-индивидуалист)........................................................................................ 267

Модник-суггестор (модник-массовик)..................................................................................................... 269

Влияние моды на психологию масс.......................................................................................................... 271

Основные выводы...................................................................................................................................... 273

Глава 3.3. Психология слухов и сплетен.............................................................................................. 274

Слухи и их разновидности........................................................................................................................ 275

Источники и условия возникновения слухов........................................................................................... 279

Особенности циркуляции слухов............................................................................................................. 282

Противодействие слухам.......................................................................................................................... 284

Психология сплетни................................................................................................................................. 286

О пользе слухов и сплетен........................................................................................................................ 289

Основные выводы...................................................................................................................................... 290

Глава 3.4. Психология массовой коммуникации................................................................................ 292

Теоретическое осмысление....................................................................................................................... 293

Массы и массовое сознание.

Массовое — значит общее, присущее всем или большинству. Или, в другом варианте, «масса» — это когда всего много, так сказать, свалка всего на свете. Однако в обоих этих наибо­лее распространенных случаях речь не идет о научном определении.

Общедоступные словари поражают способами ухода от ясных и четких определе­ний понятия «масса». Советский энциклопедический словарь использует это поня­тие как очевидное и «накопительное», не считая необходимым останавливаться на нем специально, причем прежде всего истолковывая его в естественнонаучном смыс­ле: «Масса — одна из основных физических характеристик материи». С этим связаны понятия «масса покоя», «масса прибавочной стоимости» и «масса прибыли». Они располагаются между словами «Масса - город в центральной Италии» и «массаж». Словарь иностранных слов также ставит на первые места физическое и химическое значение слова, лишь в конце приводя: «массы — широкие круги населения, народ». В этом направлении ориентированы и специальные гуманитарные словари.

Напри­мер, отечественные философские словари ограничиваются производными от слова «масса» понятиями («массовая коммуникация», «массовая культура», в лучшем слу­чае — «теории массового общества» и «массовое сознание»)1. В «Энциклопедическом социологическом словаре» предлагаются к рассмотрению исключительно «массы на­родные». Они определяются как «социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. В социологии понятие... используется... преимущественно в этнографичес­ком смысле или для противопоставления личности, а также в концепциях "массового общества"» («Энциклопедический социологический словарь», 199'5). 1 Например, см.: Философский словарь. М., 1980. С. 203-205, а также: Философский энциклопедиче­ский словарь. М„ 1983.

Энциклопеди­ческий словарь по политологии, помимо понятий «массовая коммуникация», «мас­совое сознание», «теории массового общества», предлагает еще и «массовые настрое­ния». Но в то же время один из наиболее популярных психологических словарей во­обще предлагает вместо понятия «массы» ограничиться «массовидными явлениями» («Психология: словарь», 1990), к которым относит такие разнородные явления, как «совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы пове­дения», «многообразные виды поведения толпы», «социально-психологические осо­бенности народов» и даже «общественное мнение». В целом же оказывается, «массовидные явления — предмет исследования в психологии больших групп, психологии пропаганды, психологии торговли».

Теории «массы»

Термин «массы» в обществознании впервые появляется в контексте аристократичес­кой критики социальных перемен XVII-XIX веков. Впервые англичанин Э. Берк и француз Ж. де Местр назвали пугающую тогдашних аристократов силу «толпой» или «массой». Л. Г. Бональд выступал против разрушения средневековых социальных групп и корпораций, что превращало, на его взгляд, общество в «массу изолирован­ных индивидов». Поначалу это были образные, описательные и оценочные, идеоло­гические выражения, однако со временем они превратились в научные понятия.

Первым признанным теоретиком масс в конце XIX века стал Г. Лебон (1896). Главной моделью для него была толпа, рассматриваемая как психологический фено­мен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже повода, вызвавшего об­разование данной толпы. В толпе образуется социально-психологическое («духов­ное») единство массы — «душа толпы». Она проникается определенными общими чувствами, взаимовнушение дает ей значительное приращение энергетики, в толпе глушится, исчезает сознательная личность.

Однако модель массы исключительно как толпы давно не является общепризнан­ной. В современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы. При­чем в целом ряде концепций подчеркивается, что эта модель находится в определен­ном противоречии с новыми эмпирически фиксируемыми тенденциями — нарастани­ем атомизации, некоммуникабельности, отчуждения между людьми. Со временем, базовой моделью массы стала не толпа, а скорее, публика — суетящегося участника беснующейся толпы сменил комфортно устроившийся в своем кресле зритель. Уже Г. Тард (1901) требовал «перестать смешивать толпу и публику». В первой, утверж­дал он, люди физически сплочены, а во второй рассеяны, первая «гораздо более не­терпима», вторая более пассивна. Отсюда Тард настаивал на замене понятия «толпа» понятием «публика».