Смекни!
smekni.com

Отчёт методического объединения учителей русского языка и литературы моу сош №39 о проведении методического семинара по теме. (стр. 5 из 8)

Отчий край... То задумчивая роща напоминает о былом, то тихая ласковая река Пенка у мелового холма прошепчет о событиях, минувших двести лет назад4.

Здесь, в селе Красном, родился чародей русского театра, но жизнь готовила крепостному мальчику огромные нравственные испытания4.

Нелегкий путь, пройденный мальчиком из крепостной семьи от подмостков домашнего деревенского театра до сцены Московского Малого театра, известен почитателям Щепкина. Однако испытания судьбы не сломили этот редкий алмаз человеческого таланта.

«Мы и природа».

Первое, что мы увидели, выйдя из чащи лесной посадки, были и речка, и лес вдали, и небольшая полянка, ограждённая почти со всех сторон камышами.

Как ни ярок был день, как ни золотило солнце местность - всё же мы решили остановиться поближе к высоким деревьям, отдающим от своей высоты тень.

В течение дня всё было так интересно. Берёза по-детски встряхивала ветвями, точно восторженно приветствуя нас. Молодые листья лепетали, да вторили им необычные звуки тишины. Вокруг радостно кивали синенькими головами первые весенние цветы. Птичьи голоса тревожили наше уединение. Освещенная лучами солнца, речка так и манила своей обманчивой прохладой и негромким шепотом.

Увы, и даже эта красота природного мира не успокоила нашу грусть от
вида брошенных то там, то здесь пустых бутылок, бумаг, консервных банок,
остатков продуктов питания. .

(Текст составлен на основе творческого союза учителя и учащихся по жизненным экскурсионным впечатлениям.)

« Белогорье».

Миллионы лет назад на месте нашего Белогорья бушевал Мировой океан.Через тысячелетия море ушло, оставив нам меловые горы, холмы и впадины.

Столетия спустя в золотом веке русской литературы А. С. Пушкин словно о крае Белогорья напишет: « Пригорки, рощи и долины весны огнем оживлены...».

А в серебряном веке русской литературы И. А. Бунин, проезжая Белгород, расскажет о своих впечатлениях увиденного в книге « Жизнь Арсеньева»: «Кругом громадные тополя! В долинах под Белгородом милая скромность вишневых садов, мелом белеющих хат».

Минут годы, и каждый белгородец узнает о славных земляках: о гордости русского национального театра Михаиле Семеновиче Щепкине, о художниках Станиславе Косенкове и Григории Гридчине, поэтах Виталии Буханове и Игоре Чернухине, музыкантах Михаиле Эрденко и Василии Ерошенко, мастере инженерного искусства Владимире Шухове.

Любой белгородец знает, что в Свято-Троицком соборе чудотворная икона Николая Ратного и святые мощи Иосафа не только знамение Белгородчины, но и всей России.

Иным становится внешний облик города Белгорода, но самые лучшие страницы святого Белогорья навсегда будут запечатлены в нашей памяти.

IV. Творческие работы учащихся

Стихотворение по первым буквам алфавита

Кислинской Дарьи,ученицы 8 класса «А» МОУ СОШ №39

Все буквы в алфавитном порядке

А- Алфавит-начало начал,-

Б Брат-учитель мне сказал,-

В В путь открытий он ведёт,

Г Году знаний придаёт.

Д День за днём учи его:

Е и Ё- не всё равно!

Есть, единство-

Ж Жизнь…лишь в них, в словах этих

З Золотых.

И Иди вперёд! Ищи в пути свой

Й Йод!

К Коли хочешь стать ты мной,

Л Лень забудь, мой дорогой!

М Мама, мамочка твоя…

Н Навсегда она права!

О Очень любим мы её,

П Папу тоже заодно.

Р Родный, Родина славна!

С Счастьем полнится страна.

Т Трёхцветный триколор

У Учись познавать

Ф Флага Российского синий простор.

Х Хочешь

Ц Ценить

Ч Человека труда?

Ш Шагом пройди

Щ Щедрость Земли, щедрость Творца!-

Э Это всё закономерно. К

Ю Юности алфавитный наказ,

Я Ясный и короткий рассказ…

Сочинение ученицы 11 класса «А» МОУ СОШ № 39

Машко Ольги.

Н.Островский и наш край

На примере Островского миллионы

людей будут учиться, как надо жить,

бороться, побеждать, как надо любить

свою Родину.

М.Шолохов

Стремительно началась жизнь Николая Островского...

Из станционного буфета и с электростанции, где он проходил школу пролетарской науки, жизнь вела его в Революцию. Острое чувство социальной несправедливости заставляло забрасывать камнями контору помещика, подвигало спорить с преподавателем закона божьего, а затем расклеивать листовки и прятать оружие. А как только в Шепетовке создаётся комсомольская организация – Николай Островский в её рядах. Пятнадцати лет он уже боец Красной Армии, в шестнадцать – кавалерист Первой Конной армии, родившейся на нашей белгородской земле.

Время властно поворачивало Николая Островского, как и его героя Павла Корчагина, навстречу всем ветрам и бурям.

В своей вере в Революцию Корчагин был свят. Он ни разу не усомнился в её правоте, в той великой цене, которую потребовала она. Он готов был платить за неё снова и снова, каждый день своей кровью, всеми своими жизнями. Всеми – потому, что он их пережил не одну. Он падал, сраженный осколком, в кавалерийской атаке. Умирал от тифа, как умер каждый девятый из той тысячи, что построили, вопреки всему – голоду, холоду, лишениям, бандитским налётам, узкоколейку, топливную артерию Киева. Но «воскрес», снова вернулся в Киев, включился в активную жизнь… его свалила болезнь после того, как спасал лесосплав на Днепре.

Среди тех, кто с Николаем Островский строил поздней осенью узкоколейку в Боярке под Киевом, был и наш земляк, лично знавший Островского, Григорий Моисеевич Осипенко. «Живы в памяти те суровые дни: холод, грязь, отсутствие еды да вдобавок опасность со стороны бродящих вокруг бандитов. Вещие слова Жухрая: «Вот где сталь закаляется», - истинные для тех, кто во имя Революции, светлого будущего отдавали свои жизни» (из воспоминаний Г.М.Осипенко). Дорогу построили… Но Островскому не суждено было видеть первый поезд на этой дороге. В восемнадцать лет дают себя знать невероятный труд, бессонные ночи, ранения. Потом… Потом жизнь его сложилась так, что даже в то необыкновенное время обыкновенной её назвать было нельзя. Полная потеря зрения и способности двигаться, целый список тяжелейших болезней – в дополнение к параличу и слепоте. И при этом – напряженная литературная работа, создание книг, известных во всём мире. Прекрасно описаны им герои шестого съезда РКСМ: «…Тысячи сливались здесь в единый мощный трансформатор никогда не затухающей энергии». Это Павка Корчагин и Серёжа Брузжак, Гришутка Хороводько и Рита Устинович… Велик список его товарищей, которые любили жизнь и во имя этой жизни отдали свои.

«Как закалялась сталь» - интереснейший роман.

«Как закалялась сталь» всегда была с теми, кто защищал высокие идеалы и служил человечеству. Ударники пятилеток, солдаты Великой Отечественной войны, космонавты, строители БАМа открывали эту книгу, и бесстрашный Павка Корчагин становился с нами рядом.

«Как закалялась сталь…». В то время, когда Островский заканчивал свою книгу, началась в нашем городе первая застройка улицы, которую впоследствии назовут именем автора этой книги. До 1929 года на месте теперешней улицы Островского был пустырь. Начатое строительство было прервано войной.

Старожилы белгородцы рассказывали, что после освобождения города от фашистских варваров эту начисто разрушенную улицу стали восстанавливать ребята, которым было по 14-16 лет. Не было строительных материалов – собирали осколки кирпичей, окна стеклили банками, «создавали» по крупицам из пепла дома. А на самом первом доме прикрепили таблицу «Улица Н.Островского». в перерывах ребята вслух по очереди читали книгу «Как закалялась сталь».

На празднике улицы в 1964 году присутствовали друзья Николая Островского – П.И.Новиков, Г.М.Осипенко, которые передали в музей книги – реликвии о писателе, пламенном борце за революцию. Большую работу по пропаганде писателя проводит библиотека имени Н.Островского.

При библиотеке открыт народный музей писателя. Особенно дорог нам стенд «Белгородцы – корчагинцы». С особым чувством всматриваемся мы в лица земляков - корчагинцев. Филипп Иванович Наседкин – один из первых комсомольцев Белгородчины, известный писатель, лауреат премии Ленинского комсомола. «Великими голодранцами», ненавидя, называли враги первых комсомольцев.

Конец 20-х годов. Время грозное, время великих перемен. Филипп Наседкин был не только свидетелем перемен, происходивших в стране, он сам был одним из той армии сражающихся, которые, не боясь преград и трудностей, глядя опасности прямо в глаза, нашли мужество выступить против заскорузлой косности, пережитков старого, против равнодушных, не желавших без боя уступать место новому.

Трудно было пареньку, только вступившему в большую жизнь. Каждый поступок требовал смелости и решительности.

И всегда, и в труде или отдыхе, в центре событий был Филипп Наседкин. Не по нраву пришёлся кулакам независимый, постоянно становившийся им поперек пути комсомолец. Зверски избивают его кулаки, желая убить непокорного комсомольца.

Долго был Филипп Наседкин на грани жизни и смерти. Враги поражались упорству паренька, откуда в нем, не таком уж физически сильном, столько веры в то, что выживет. Выжил. Снова вернулся в строй комсомолец Наседкин, теперь уже секретарь Березовского Райкома комсомола Воронежской области.

Работа, работа, работа. Постоянная. Напряженная.

Грозный 41-й год Наседкин встречает на посту секретаря ЦК ВЛСКМ.

Окончилась война. Огромные физические нагрузки, трудности, жизненные невзгоды военного времени не прошли для него даром. С ужасом ощущал он, как неумолимо ухудшается зрение, расплываются, исчезают в тумане встревоженные лица родных, друзей. Врачи советовали: «Брось работу, уезжай в деревню, там тишина, покой, смотришь – и поправится зрение». Но беда всегда беда…Её не излечишь…трагично в рассвете физических и духовных сил чувствовать себя изолированным от кипучей жизни. Но Филипп принадлежит к людям, которых вдохновлял подвиг жизни Николая Островского. Недаром называют его «младшим братом» Н.Островского.