Своеобразная граница в отношении к различным условиям труда проходит в сознании учащихся 8-го и 10-го классов между работой в условиях, которые характерны для малоквалифицированного труда (монотонный, физически тяжелый и грязный труд), и теми видами работы, которые требуют хоть н экстремальных условий, но не однообразного и физически изнурительного труда. Это особенно наглядно проявляется в тех данных, которые касаются отношения старшеклассников к вредным для здоровья и опасным для жизни условиям работы. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но школьники предпочитают скорее рисковать жизнью, чем здоровьем. Конечно, можно было бы сослаться на юношеский максимализм и романтическую тягу к профессиям, окруженным ореолом риска и опасности. Но это было бы не совсем верно, учитывая общую тенденцию неприятия условий труда, которые нельзя оценить иначе, как противоречащие развитию и творческой самореализации личности.
По многим позициям различаются ответы юношей и девушек. Различия наиболее существенны в отношении к физически тяжелой работе, а также к работе, требующей частой разлуки с семьей. Вполне понятно, что девушки в значительно меньшей степени готовы к физическим перегрузкам и разлуке с семьей. В этом проявляется определенная доля реализма старшеклассников в оценке мужских н женских возможностей и потребностей в будущей профессиональной деятельности. Вполне согласованными с притязаниями на размер заработной платы, рассмотренными в четвертой главе, выглядят различия между юношами и девушками в отношении к работе - интересной по содержанию, но малооплачиваемой. Этот момент очень важен с точки зрения возможных направлений профориентационной работы. Есть все основания утверждать, что будущая заработная плата является фактором, который может быть использован в большей мере в привлечении к определенным профессиям юношей, чем девушек. Для последних важнейшим обстоятельством становятся благоприятные условия труда. Создание таких условий соответствует интересам не только будущих работниц, но и интересам всего общества, здоровье и духовное развитие будущих поколении которого зависят прежде всего от условий труда и быта женщины. И тот факт, что девушки отвергают неблагоприятные условия труда в большей мере, чем юноши, свидетельствует не столько об их меньшей готовности к самоотдаче, а скорее, о понимании значительной частью старшеклассниц тех ограничений, которые характерны для трудовой деятельности женщин.
Особый интерес представляет вопрос о связи показателен самоотдачи с жизненными притязаниями старшеклассников. Насколько притязания в сфере труда, социального продвижения и признания, а также материальные притязания согласованны с готовностью к их реализации в возможных экстремальных условиях?
Факторный анализ обнаружил отсутствие связи между уровнем притязаний и готовностью старшеклассников к самоотдаче при реализации жизненных целей. При анализе ответов учащихся 8-го и 10-го классов была выявлена приблизительно одна и та же картина. Первый фактор, объяснительная сила которого составляла 17 % разброса оценок в обеих группах респондентов, включал с высокими факторными нагрузками только вопросы по самоотдаче. Второй (соответственно 6 и 5 %) -вопросы по притязаниям, среди которых наиболее высокую нагрузку имели вопросы о будущей должности и образовании. Остальные факторы объясняли менее 3 % разброса оценок и были малоинформативны. Это позволяет утверждать, что уровень притязаний школьников по ряду позиций, связанных с будущим образованием, трудом, материальным потреблением, формируется в отрыве от представлений о возможных жертвах и ограничениях, связанных с реализацией данных притязаний. Тот, кто стремится к большим достижениям, отнюдь не считает, что для этого потребуется и больше самоотверженности, дополнительных усилий и определенных жертв. В связи с этим любопытны данные, полученные по структуре первого фактора. В него с отрицательным знаком и наибольшими нагрузками вошли следующие позиции: работа в отрыве от других людей, в условиях сурового климата, физически тяжелая, грязная и вредная для здоровья и жизни, требующая переездов, разлуки с семьей и постоянных жертв в сфере свободного времени. Мы уже подчеркивали, что старшеклассники предъявляют высокие требования к будущим условиям труда. И это не случайно. Образ жизни школьников в условиях крупного города не может формировать иных требований к труду. Человек, детство которого проходит в условиях относительного комфорта, когда нет необходимости заниматься тяжелым физическим трудом для обеспечения жизнедеятельности семьи, и к будущим условиям труда подходит с теми же мерками. Известно, что в крупных городах рабочие места с тяжелыми условиями труда пополняются за счет мигрантов, преимущественно из сельской местности. Однако и этот источник по мере урбанизации . будет во все меньшей мере удовлетворять потребности городов. Попытки решить эту проблему за счет внутренних ресурсов - малоперспективны в чисто практическом и малопривлекательны в социально-политическом аспектах. Тот факт, что молодежь не связывает свою перспективу с тяжелыми условиями труда, - это не только показатель ее отношения к такому труду, но и социальная оценка перспективы развития самой сферы труда в нашем обществе. С точки зрения трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников это означает, что основной акцент в данной работе должен ставиться не на агитации за такой, труд и соответствующие профессиональные устремления, а на подготовке молодежи к главной своей миссии -устранению такого труда в будущем, что и составляет ее профессиональную перспективу не в конъюнктурных, а в сущностных чертах.
Разумеется, нельзя оставить без внимания основной результат факторного анализа - разрыв между притязаниями и самоотдачей. Если это просто непонимание школьниками той простой истины, что в действительности присутствует прямая зависимость между успехами и достижениями, с одной стороны, и необходимостью прилагать дополнительные усилия, ограничивать себя во многом, нередко жертвовать комфортом, - с другой, то, наверное, необходимо вносить коррективы в процесс трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Эти коррективы должны касаться прежде всего профессиональной информации и пропаганды, в которой должны обязательно учитываться такие моменты, как разъяснение и демонстрация на конкретных жизненных примерах реальных трудностей и проблем, которые связаны с тем или иным уровнем профессиональных и жизненных притязании. Профориентационная работа в этом направлении, как уже подчеркивалось в предыдущих главах, может способствовать формированию реалистичной жизненной перспективы. Но она имеет значение и для повышения согласованности профессиональных планов и жизненных целей, поскольку не должно быть иного пути к жизненным целям, кроме того, который связан с напряжением сил и тратой энергии в конкретных условиях трудовой деятельности. И чем выше цели и притязания, тем к более сложным условиям должен быть готов человек, стремящийся к их реализации.
Данные о готовности к самоотдаче в будущей трудовой деятельности позволяют также в новом ракурсе взглянуть на особенности выбора профессии с различным характером труда. В профориентационной работе ведется активный поиск действенных средств пропаганды массовых рабочих профессий. В связи с этим важно знать, какие условия будущей работы предпочитают учащиеся, для которых эти профессии привлекательны.
Так, например, десятиклассники, избравшие рабочие профессии, проявили больше готовности работать дополнительно для приработка, чем те, кто ориентирован на профессии умственного труда высокой квалификации - 46% против 33 % (различия значимы на уровне 5 %). Противоположные данные получены при ответе на вопрос о готовности выполнять работу, связанную с частой переменой места жительства (соответственно 4 % и 36 % - различие на уровне 1 %). Следовательно, определенная дифференциация в структуре профессиональной перспективы у различных по ориентациям групп старшеклассников существует. Однако она не проявляется именно там, где, казалось бы, должна быть в первую очередь. Нет различий между рассмотренными группами по готовности выполнять физически тяжелую и монотонную, однообразную работу. Следовательно, профессии физического труда привлекают молодежь именно потому, что она идеализированно представляет себе реальные условия, характерные для очень многих из этих профессий. Поэтому и согласны выполнять физически тяжелую работу 20 % ориентированных на рабочие профессии и 28 % будущих высококвалифицированных работников умственного труда; выполнять монотонную, однообразную работу согласны по 11 % в каждой группе респондентов.