Смекни!
smekni.com

Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. (стр. 20 из 26)

Это противоречие в сознании старшеклассников - одно из ярких свидетельств несогласованности профессиональной перспективы. Школьники отдают предпочтение профессиям, условия труда которых нередко противоположны тем, какими бы они их хотели видеть. Следовательно, вопрос об условиях труда приобретает первостепенное значение для профессиональной ориентации. Очевидно, что тяжелые условия только тогда могут не отталкивать большинство школьников от профессии, когда они будут видеть за ними более привлекательную отдаленную перспективу. И второе. Экстремальность условий многих видов физического труда самоочевидна, а вот умственный труд высокой квалификации, который так привлекает молодежь, нередко предстает в ее глазах как своеобразная игра творческих сил человека, которая ничего, кроме радости озарения, не приносит. Скрытая экстремальность такого труда, успех в котором требует огромного напряжения и самоотдачи, остается "за кадром". Необходима специальная работа в этой области, чтобы старшеклассники осознавали трудности и проблемы, которые связаны с жизненной перспективой человека, занимающегося такого рода профессиональной деятельностью. Простой пример - отличники больше устают, менее удовлетворены состоянием своего здоровья и проведением свободного времени, чем другие ученики. А ведь это - прообраз успешного высококвалифицированного умственного труда в будущем.

Таким образом, анализ взаимосвязи актуальной жизненной ситуации, непосредственной профессиональной и отдаленной жизненной перспективы позволяет сделать вы-• вод о том, что по многим показателям обнаруживается рассогласованность, противоречивость данной системы. Для формирования единства профессиональной и жизненной перспективы необходимы исследования факторов, на основе которых возможна целенаправленная регуляция сознания и поведения молодежи в сфере профессиональной деятельности. Важнейшая роль в этом принадлежит факторам внешней социальной среды (школа, семья, средства массовой информации). Но их воздействие, как в фокусе, преломляется в ценностных ориентациях личности, которые и становятся субъективным фактором, определяющим долговременную перспективу развития личности в различных сферах жизнедеятельности. Именно к анализу ценностных ориентации, их структуры и типологии мы обратились при поиске механизмов формирования единства профессиональной и жизненной перспективы личности.

7. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Значение ценностного подхода к изучению жизненной н профессиональной перспективы обусловлено местом ценностных ориентации в структуре жизненной перспективы, их ролью в процессе профессионального самоопределения личности. Жизненные цели и планы являются, как подчеркивалось в предыдущих главах, событийным воплощением ценностных ориентации, которые находятся на более высоком уровне диспозиционной структуры личности [Ядов, 1979] и в силу этого определяют общую социальную направленность жизнедеятельности. Противоречия, возникающие на этом зфовне, приводят к рассогласованию жизненной перспективы в содержательном и хронологическом аспектах.

Выбор определяющих направлений жизненного пути, основных линий самореализации личности - это прежде всего выбор главных жизненных ценностей, среди которых ценности труда, профессиональной деятельности могут занимать различное место - от всепоглощающей доминанты до весьма несущественного объекта ориентации. В соответствии с этим будут формироваться и жизненные цели, планы и притязания молодежи, определяющей свой профессиональный путь.

Социологи, изучающие проблемы профессионального самоопределения молодежи, приходят к выводу о том, что ценностные ориентации следует рассматривать как "основные компоненты механизма, осуществляющего внутреннюю регуляцию такой разновидности социального поведения, как выбор профессии" [Матусевич, Оссовский, 1982, 27]. Следует, конечно, учитывать, что регуляцию профессионального самоопределения нельзя однозначно связывать с ценностными ориентациями. Несмотря на тесную связь с мотивационной сферой личности, они все же не выступают непосредственными побудителями и регуляторами поведения, а лишь определяют основные жизненные ориентиры, путь к которым не всегда оказывается пройденным. Об этом свидетельствуют известные феномены несовпадения вербального (построенного на ценностных суждениях и предпочтениях) и реального поведения. Однако очевидно и то, что, в конечном счете, система поведения вырастает из системы ценностей человека. И если из непосредственно измеренных ценностных предпочтений не удается вывести реальные жизненные приоритеты человека, то причина кроется не в том, что ценностные ориентации и поведение не связаны, а в том, что связь эта неоднозначна, противоречива.

Причина возникающих в данном случае противоречий, как это ни парадоксально, заключается в том, что люди безоговорочно принимают многие социальные ценности только потому, что эти ценности имеют положительную социальную окрашенность, являясь символом приобщения к передовой культуре. Если, скажем, высокий уровень образования, творческий труд или чтение художественной литературы - ценности, которые глубоко укоренились в общественном сознании, то вряд ли можно, не считаясь с этим, отрицать их значение н для себя. И хотя реальными жизненными ценностями для человека могут быть, к примеру, добросовестный исполнительский труд и общение не с книгами, а с людьми, прежде всего с близкими, он тем не менее, отдавая дань принятым ценностным стереотипам, будет стараться получить высшее образование, не испытывая интереса к учебе, приобщиться к творческому труду, ке занимаясь творчеством, приобретать книги, не читая их. Разумеется, сущность данной проблемы можно свести к чисто теоретической дискуссии, выделив, как это нередко делается в социологической литературе, различные компоненты в структуре ценностных ориентации: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Тогда декларированные, принятые "на словах" ценности составят лишь когнитивный аспект ценностных ориентации (так называемые ценностные представления), а реально действующие ориентации останутся "за кадром" социологических опросов, опирающихся на рациональные мнения и оценочные суждения респондентов.

Однако проблема состоит в том, что именно в когнитивных ценностных структурах возникают исходные моменты формирования противоречивой, несогласованной жизненной перспективы, которая обусловливает многие серьезные трудности профессионального и жизненного самоопределения личности не только в юности, но и в зрелые годы жизни. Мы уже отмечали возможность проявления данных противоречий при формировании отношения личности к ценностям, которые могут быть реализованы в профессиональной деятельности, за счет этой деятельности и вне ее. К проверке соответствующей гипотезы обратимся далее, а сейчас рассмотрим наиболее общую структуру ценностей.

полученную в результате исследования образа жизни населения УССР* (табл. 22).

Таблица 22. Иерархия жизненных ценностей, представленных в сознании различных возрастных категорий населения УССР*

Ценности

возраст 30 лет

до 30 лет и старше

%

ранг

%

ранг

Материальное благополучие Работа, труд Семья Мир между народами, предотвращение войны Жилье Здоровье Общение, контакты, взаимопонимание с людьми Политические, идеологические и моральные ценности социализма Отдых, удовольствия, развлечения Познание (в том числе прекрасного), творчество Сфера услуг, снабжение Место в жизни Социальное признание Самостоятельность, независимость, свобода

34,7

29,1

27,7

16,2

13,8

12,5

10,2

4,7

4,5

3,7

3,0

2,2

1,7

0,4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

32,3

22,4

21,5

22,9

8,2

20,5

4,5

4,2

6,9

2,3

4,4

1,2

0,8

0,2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

* Респонденты могли указать несколько ценностей. Поэтому сумма процентов превышает 100 %.

Результаты, представленные в таблице, получены при ответе респондентов на вопрос "Что для Вас означает хорошо жить?" В анкете вопрос был открытым - респонденты могли высказать несколько суждений о том, что для них прежде всего означает "хорошо жить". Кодировка ответов осуществлялась по типам суждений, отражающих жизненные ценности, приведенные в таблице. Благодаря открытой форме вопроса, ценностные суждения не могли быть навязаны респондентам извне, что нередко случается при изучении ценностных структур сознания с помощью закрытых вопросов с заранее сформулированным списком жизненных ценностей.