Прежде чем обратиться к проблемам профессионального самоопределения личности в том аспекте, который связан с изучением представлений о будущем, необходимо рассмотреть вопрос о том, как эти представления интегрируются в целостную систему, объединяющую ценностные ориентации, жизненные цели и планы. В систему представлений о будущем включаются и другие компоненты, среди которых, с одной стороны, мечты, фантазии, грезы, составляющие желаемую, но не обязательно осуществимую картину будущего, а с другой - тревоги и опасения, ожидания неприятных событий, которые с определенной вероятностью могут произойти в жизни каждого человека и которых, по возможности, ему следует избегать.
Первым шагом в описании этой сложной системы должен стать поиск понятия, отражающего содержание и структуру будущего человека как важнейшей составной части его жизненного пути. В социологической литературе предложен ряд понятий, которые могут быть применены для интегративного описания будущего: "жизненная ориентация" [Титма, 1978, 44], "жизненная программа" [Со-хань, 1985, 199], "образ потребного будущего" [Немиров-скнй, 1984, 86]. Однако каждое из этих понятий раскрывает одну из сторон системы представлений о будущем. М. X. Титма связывает жизненную ориентацию главным образом с иерархией форм жизнедеятельности, представленной в сознании человека. Жизненная программа, по определению, данному Л. В. Сохань, представляет идеальный образ основных целей и результатов жизнедеятельности личности. Как совокупность целей жизнедеятельности личности рассматривает образ потребного будущего В. Г. Немировский. Эти понятия выполняют существенную методологическую функцию, позволяя интегративно описывать совокупность ценностных ориентации или жизненных целей, для целостной характеристики путей и средств реализации которых используется понятие "жизненный план" [Титма, 1975, ПО; Коган, 1984, 140; Сохань, 1985, 200].
С помощью рассмотренных выше понятий обобщенная характеристика будущего осуществляется по отдельным его составляющим. Более высокий уровень обобщения связан с использованием понятия "перспектива" применительно к жизненному пути человека. Оно употребляется в трех основных значениях, имеющих общий источник - латинское слово "perspicio" (ясно вижу): система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; вид вдаль; планы, виды на будущее [Советский ..., 1981, 1004]. Первые два значения связаны с особенностями отражения предметного мира, непосредственно включенного в поле зрительного восприятия человека. Они используются для характеристики восприятия пространства. В последнем значении понятие перспективы очерчивает ту область отражения человеком мира, которая связана с восприятием и осознанием времени как пространства развития и самореализации. Таков и обыденный смысл, который мы вкладываем в это понятие, когда говорим о "перспективном деле", "неперспективной работе", о "работнике с перспективой", "перспективах роста" и т. п. Нет иного понятия, которое имело бы столь богатые смысловые ассоциации с временем жизни человека, его прошлым, настоящим и будущим, возможностями развития, проблемами выбора жизненного пути. Это, по-видимому, и послужило одним из оснований для его введения в язык психологической .науки в тот период, когда в ней стали активно разрабатываться проблемы, связанные с изучением человека во времени, с исследованиями жизненного пути личности.
Впервые научное обоснование понятие "временная перспектива" получило в работах К. Левина, который использовал его для описания целостного видения человеком своей жизни в прошлом, настоящем и будущем [Lewin, 1964; Левин, 1980]. Проблему временной перспективы К. Левин рассматривал в рамках разработанной им концепции "психологического поля в данный момент времени", согласно которой элементы прошлого опыта и представления о будущем объединяются в психологическом настоящем, независимо от их реальной хронологической удаленности. Включаясь в психологическое поле данного момента, прошлое и будущее приобретают побудительный потенциал, определяющий временную перспективу и особенности поведения человека. Поэтому в психологии и сложилась традиция рассматривать временную перспективу как понятие, отражающее содержание времени жизни не только в будущем, но также в прошлом и настоящем. Для описания представлений человека о будущем, как правило, используется понятие будущей временной - перспективы, которая определяет "способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий" [Cottle, Klineberg, 1974, 14}. Основная проблема в исследовании будущей временной перспективы состоит в поиске тех ее параметров, которые оказывают воздействие на деятельность человека, формирование и развитие его психики. В связи с этим в многочисленных исследованиях выделен ряд параметров, измерение которых позволяет оценивать будущую временную перспективу как благоприятный или негативный фактор развития личности и ее жизненного пути [Pulkkinen, 1984; De Voider, Lens, 1982; Sande, 1972; Орлов, 1978]. В качестве основных параметров рассматриваются продолжительность, реалистичность, дифференцирозанность, оптимистичность, согласованность перспективы. Продолжительность характеризует хронологический "размах" событий будущего, она свидетельствует о том, насколько далеко способен человек заглядывать в будущее. Как показывают исследования, увеличение продолжительности будущей временной перспективы положительно связано с повышением жизненной удовлетворенности и улучшением состояния здоровья человека [Томэ, 1978; Thomae, 1983]. ^Реалистичность перспективы - это способность личности -разделять в представлениях о будущем реальность и фантазию, - концентрировать усилия на том, что имеет реальные основания для реализации в будущем. Особенностью детской перспективы, как показал К. Левин, является нерасчлененность реального и фантастического уровней зо временной перспективе. Однако и у многих людей зрелого возраста будущая временная перспектива недостаточно реалистична, что является одним из показателей инфантильности личности, которая в этом случае не способна эффективно сосредоточивать свои усилия на реальных направлениях эффективной самореализации. Оптимистичность перспективы определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов относительно своего будущего, а также степенью уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Исследования показывают, что оптимистичность перспективы тесно связана с реальными жизненными достижениями и с социальной интегрированностью личности; наименее оптимистична будущая временная перспектива у правонарушителей и алкоголиков [Хомик, 1985; Pulkkinen, 1984]. г При несогласованности перспективы, когда человек недостаточно связывает будущие события с прошлыми и настоящими, возникает феномен "временной некомпетентности", который негативно сказывается на степени адаптированности личности к конкретным условиям жизнедеятельности [Munnichs, 1983]. Несогласованность перспективы связана с низкой субъективной актуальностью событий жизни, с переживанием времени как чрезмерно растянутого [Головаха, Кроник, 1984]. Дифференцированность будущей временной перспективы характеризует степень расчлененности будущего на последовательные этапы. Выделяют два основных этапа: ближайшая и отдаленная перспектива. Самостоятельное значение каждого из этих этапов, особенности их формирования в детстве к юности и влияние на развитие личности убедительно показаны А. С. Макаренко [1958], работы которого сыграли столь же существенную роль в изучении проблем перспективы в рамках советской психологии, как исследования К. Левина в развитии данной проблематики в западной психологии. При различных методологических подходах к пониманию роли будущего в формировании и развитии личности А. С. Макаренко и К. Левин в конкретных исследованиях обнаруживали сходные данные, свидетельствующие о том, что разделение ближайшей и отдаленной перспективы является важнейшим моментом развития личности, характеризующим переход от детства к юности, к. решению важнейших задач жизнеустройства, к выбору жизненного пути, к становлению социальной зрелости и самостоятельности личности.
Данные психологических исследований обнаруживают прямую или опосредованную связь рассмотренных параметров будущей, временной перспективы с такими существенными личностными характеристиками, как самооценка, я - концепция, мотивация достижения, догматизм, тревожность, импульсивность, локус контроля и ряд других [Rabin, 1978; Tromsdorff, 1983]. Основной вывод, к которому приходят практически все исследователи, состоит в том, что уровень развития будущей временной перспективы, критерием которого выступают ее продолжительность, оптимистичность и реализм, степень дифференцированности и согласованности, связан с уровнем психического и социального развития личности. В этом смысле вполне можно употреблять понятия, почерпнутые из обыденного опыта и связанные с оценкой личности с точки зрения ее "перспективности" или "бесперспективности", поскольку важнейшие личностные качества, определяющие степень активности человека в различных сферах жизни, в большей мере присущи людям с развитой, гармоничной будущей перспективой.
Можно, разумеется, предположить, что именно изначальное присутствие таких личностных качеств, как социальная интегрированность, жизненная удовлетворенность, отсутствие тревожности и импульсивности, внутренний контроль, высокий уровень мотивации достижения, является фактором формирования оптимальной будущей перспективы, а не наоборот (как этого хотелось бы тому, кто с формированием представлений о будущем связывает надежды на возможность повышения жизненной активности и гармоничного развития личности). Такое предположение было бы вполне правомерным, если бы те или иные компоненты и параметры будущей перспективы не составляли в определенном аспекте содержание указанных выше личностных качеств. Действительно, социальная интегриро-ванность - это не только способность человека найти свое место в обществе, в деятельности его различных институтов. Самой этой способности не могло бы быть, если бы человек, прежде чем определить свое место в социальной системе, не согласовал бы свои цели и планы с перспективой развития данной системы. Жизненную удовлетворенность нельзя рассматривать только как одномоментное переживание полноты настоящего. В отличие от удовольствия, извлекаемого из текущей ситуации, удовлетворенность жизнью охватывает и прошлое, и будущее, т. е. перспективу, которая нередко позволяет человеку ощутить высокое чувство жизненной удовлетворенности, даже тогда, когда он находится в бедственном положении. Импульсивность - это неуправляемость поведения с точки зрения будущих результатов, а тревожность - чувство страха и опасения прежде всего за будущее. Поэтому нет более эффективного психологического пути воздействия на эти личностные качества, чем изменение отношения человека к будущему, формирование и коррекция будущей перспективы.