Первым из этих периодов в жизни человека являются годы юности, на которые выпадает, пожалуй, один из наиболее ответственных жизненных выборов - выбор профессионального пути, имеющий кардинальное значение для всей дальнейшей жизни. Причем этот выбор необходимо осуществить еще в период обучения в школе в 15-17 лет. При этом юноши и девушки должны осознавать, что выбор профессии - это не только предпосылка успешной самореализации в будущей трудовой деятельности, но и одно из важнейших средств обеспечения успеха и в других сферах жизни.
Следует отметить, что к этому периоду жизни личность подходит психологически подготовленной к принятию ответственных жизненных решений, связанных с дальней жизненной перспективой.уЕсли в подростковом возрасте ближайшая жизненная перспектива превалирует над дальней, то, как подчеркивал А. С. Макаренко, она уже не имеет столь существенного значения в 15-16 лет [1958; 75]. "Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит" [Кон, 1978, 288]. Эта мысль И. С. Кона подтверждается и рядом психологических исследований, свидетельствующих о том, что с переходом от подросткового к юношескому возрасту увеличивается озабоченность человека своим будущим, расширяются хронологические границы жизненной перспективы, повышаются самооценка личности и ее уверенность в своих силах [Кон, 1984; KHneberg, 1967; Demo, Savin-Williams, 1983]. Советские психологи убедительно показали, что возраст ранней юности (15-17 лет) является именно тем периодом жизни, когда ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой у юношей и девушек развивается потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы; центральным компонентом той социальной ситуации, в которой находятся старшеклассники, является профессиональное самоопределение [Эльконин, 1971; Давыдов, 1986; Божович, 1968].
Но сформированность определенных психологических механизмов еще не означает, что эти механизмы автоматически "сработают" в столь сложной ситуации, какой является выбор профессионального пути. И человеку зрелого возраста нелегко решать альтернативные жизненные проблемы, хотя у него уже есть необходимый для этого жизненный опыт, да и сама жизнь вынуждает принимать ответственные решения. Именно этой суровой жизненной необходимости недостает юношам и девушкам старшего школьного возраста, чтобы несколько абстрактные представления о будущем превратились в действенную жизненную перспективу. Этот факт отмечают психологи и социологи, изучающие особенности формирования жизненной перспективы у молодежи. Так, И. С. Кон приходит к выводу, что образы будущего в юности ориентированы прежде всего на результат, а не на средства его достижения, т. е. жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами [1984, 207]. Изучая содержание самих целей в сфере профессиональной деятельности, М. X. Титма подчеркивает, что "основная масса молодежи еще не ставит перед собой в процессе профессионального самоопределения достаточно высоких целей и не мобилизует себя на их достижение" [1982, т. 1, 113].
Данные исследований жизненной перспективы школьников и учащихся ПТУ обнаруживают, что у значительной части респондентов наблюдается абстрактное, недостаточно содержательное представление о будущем [Орлов, 1978; Чудновский, 1980]. Хотя в тех же исследованиях были выделены типы отношения к будущему, характеризующиеся большой протяженностью, реалистичностью, дифферен-цированностью, цельностью перспективы, ее тесной связью с актуальной жизненной ситуацией. Есть ряд данных, свидетельствующих о том, что содержание жизненной перспективы молодежи существенно изменяется от поколения к поколению. Так, одно исследование, проведенное в 1926 г. среди школьников старших классов, было повторено в 1969 г. Оказалось, что за этот период кардинальна изменилось содержание жизненных целей молодежи, которые в значительно меньшей степени в конце 60-х годов имели индивидуалистический, меркантильный характер, намного чаще упоминались цели, имеющие общественное значение [Гурова, 1971]. Нужно сказать, что поколение шестидесятых годов в целом отличалось романтическим отношением к действительности, что весьма наглядно проявлялось в социологических исследованиях, обнаруживавших безусловную доминанту содержания труда над его другими компонентами [Человек ..., 1967]. У школьников старших классов в 2/3 случаев фиксировалась восторженно-оптимистическое отношение к будущему [Невельштейн, 1969]. Хорошо известны и проблемы, непосредственно связанные с романтическим восприятием мира, прежде всего профессионального, которые фиксировались в социологических исследованиях того времени. Это - преобладающая ориентация на ряд не очень распространенных профессий, окруженных романтическим ореолом, стремление подавляющего большинства старшеклассников к высшему образованию [Шубкин, 1970].
Каковы же представления о будущем, жизненные и профессиональные представления юношей и девушек, готовящихся к самостоятельной жизни в середине 80-х годов? Каковы особенности их жизненной перспективы? Как эта перспектива связана с потребностями общества и молодежи? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в последующих главах книги. В них будут изложены результаты социологических и социально-психологических исследований, основанных на том понимании структуры, параметров и содержания жизненной перспективы, которое было представлено в данной главе.
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ МОЛОДЕЖИ В СИТУАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На это обращает внимание М. X. Титма, который видит в переходе от понятий "подготовка", "воспитание" к понятиям "включение" и "самоопределение" существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия [1982, т. 1, 149}. Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.
Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим--жизненными целями, планами и ориентациями. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.
Обращаясь к современному положению дел в области профессионального самоопределения молодежи, исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда [Кон, 1980, 138}. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути. Об этом пишет В. А. Ядов, подчеркивая, что при исследовании самоопределения личности "особенно ощущается плодотворность междисциплинарного подхода к проблеме. В самом деле, работы социологов показывают нам, насколько велико значение в структуре ценностно-нормативного сознания и в определении жизненных путей индивидов общесоциальных и конкретных условий их жизнедеятельности. Но из этих работ мы почти ничего не узнаем о воздействии на этот процесс собственной активности индивидов. Исследования же психологов, наоборот, показывают, сколь велика роль индивидуально-психических особенностей в регуляции и саморегуляции поведения личности... Социальные условия принимаются в таких исследованиях либо за абстрактную "данность", либо они учитываются в очень конкретном описании экспериментальной ситуации" [1985, 72].
Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация, своя среда и атмосфера. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; частичная или полная реализация личности в профессиональном труде [Кудрявцев, Шегурова, 1983]. Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, но ограниченной перспективы профессиональной деятельности. Именно в этом смысле "самоопределение - одновременно и самоограничение" [Кон, 1984, 204]. На этой переломной фазе профессионального самоопределения, связанной непосредственно с выбором профессии, мы в дальнейшем и сосредоточим анализ, объектом которого станут юноши и девушки старших классов средней школы, для которых выбор профессии приобретает исключительно важное значение.