Идеи представляют собой абстрактные, обобщенные суждения, построенные либо на основе опыта, либо на чисто умозрительной основе. В любом случае идея рассматривается как отражение объективной реальности.
Идея местного самоуправления получила соответствующее терминологическое обозначение не так давно — на рубеже XVIII—XIX столетий. Немецкие исследователи Г. Штимпфл и X. Шоллер датируют "рождение" понятия "местное самоуправление" событиями Великой французской революции, что отражает, по их мнению, факт самостоятельности общины по отношению к государству[3].
При обращении к теме возникновения местного самоуправления, его терминологической идентификации непременно сталкиваешься с необходимостью установления соотношения между самоуправлением местным и самоуправлением вообще. Если говорить о временном аспекте появления этих понятий, то местное самоуправление стало предвестником категории самоуправления. О распространенности такого мнения свидетельствуют различные источники. Уже упоминавшиеся Г. Штимпфл и X. Шоллер прямо отмечают, что понятие "самоуправление" впервые стало употребляться в связи с местным самоуправлением. Солидарны с этой точкой зрения авторы монографии "Институты самоуправления: историко-правовое исследование". При анализе германского местного самоуправления XIX в. они указывают, что понятие "самоуправление" формируется в правовой науке в 1850-е гг., а до того и законодательство, и административная наука Германии, вели речь только о местном и территориальном управлении[4].
Сведения о более раннем происхождении местного самоуправления мы находим у Л. Велихова. Характеризуя значение термина "самоуправление", он отмечает, что наиболее полно и широко его толковали еще в Англии ХVIII столетия, откуда данное понятие было заимствовано в 50-е гг. XIX в. Германией и в 60-е гг. Россией[5].
Бытие идеи местного самоуправления связано с широким духовным наследием (общей самоуправленческой идеей, учением о естественных правах человека, формационным и цивилизационным подходами, идеей муниципального социализма, взглядами буржуазных просветителей, социалистов, представителей других направлений научной мысли), она впитала в себя все наиболее ценное из общественного багажа человечества.
Вряд ли будет ошибкой признание наиболее действенного влияния этих идей именно на уровне местного самоуправления — по линии закрепления в законодательстве, реализации на практике, освещения в теории. Хотя в середине 80-х гг., как я уже отмечала, в нашей стране наблюдался интерес к проблемам самоуправления народа, в тот момент о местном самоуправлении если и говорили, то только в критическом, негативном плане, называя его явлением сугубо буржуазной демократии. Однако этот интерес быстро пошел на убыль. Научный акцент сместился в сторону местного самоуправления в силу его практической значимости, широкого юридического регулирования, политико-социальной актуальности. Вот почему уместен следующий вывод: местное, самоуправление (во всяком случае в современной России) предстает в виде наиболее развитой формы самоуправления. При этом нельзя также не видеть серьезного воздействия концепции местного самоуправления на политическую и правовую практику западных стран, что указывает на приоритет местного самоуправления в ряду форм самоуправления.
В качестве идейного начала местного самоуправления выступает учение о естественном праве, которое со времен античности является важным философско-идеологическим течением. Прошедшее эволюцию от наивных представлений до разветвленной системы научно обоснованных взглядов и правовых принципов, естественное право без сомнения оказало существенное воздействие на идею местного самоуправления. Суть теории естественного права выражается в представлениях о справедливости, которые заключены в общечеловеческих принципах равенства.
Признание категорий справедливости, равенства и свободы национальными законодательствами различных стран, нормами международного права позволило легализовать всеобщее избирательное право, возможность граждан участвовать в управлении местными делами и решать их. Концепция самоуправления и местного самоуправления претерпевала определенную эволюцию, которая, по мнению Ю. И. Скуратова, объяснялась сменой воззрений о том, что только "имущие граждане", прежде всего земельные собственники и торговцы, должны участвовать в управлении, на идеи об образовании "правильного народного государства", выступающего как "часть самоорганизации новейшего индустриального общества"[6].
Действительно, реорганизация местного самоуправления в XVIII и XIX вв. непосредственно соприкасалась с избирательной реформой, проводившейся в странах Западной Европы. Французская революция способствовала избранию муниципалитетов всем народом, а не только так называемыми активными (т. е. платившими налог). Реформа избирательной системы в Англии 1885 г. узаконившая всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, увеличила число избирателей на парламентских и местных выборах вдвое[7]. Таким образом, идея естественных прав, воплощенная в юридических институтах, усилила самоуправленческую доктрину положениями об участии в осуществлении управленческих функций всех граждан. Если первоначально идея местного самоуправления в основном преследовала цель развития у граждан чувства принадлежности к одному сообществу, то впоследствии она стала употребляться в связи с политическими и личными свободами людей. В этом и проявляется сопряженность философского учения о естественных правах и доктрины мутного самоуправления.
На становление идеи местного самоуправления оказали влияние представители утопического социализма и коммунизма (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон и др.), развившие основополагающие принципы организации человеческого общежития — принципы равенству участия и свободы. Как отмечается в отечественной научной литературе, "большинство теоретических концепций и политических движений, так или иначе связанных с самоуправлением, находились под влиянием социалистических идей".. Однако нельзя просто взять этот тезис на вооружение, не уточнив некоторые моменты. Не отрицая воздействия на практику местного самоуправления социалистических идей, заметим, что практическое реформирование местной власти преследовало самые разнообразные цели. К примеру, революции 1789 г. во Франции и 1917 г. в России радикально изменили систему управления местными делами. Не случайно в программных документах партии большевиков местное самоуправление именовалось революционным. Реформирование земского и городского самоуправления в 60-е гг. прошлого века предполагало развитие хозяйственной сферы и улучшение финансового положения территорий местного самоуправления, демократизации, хотя и в ограниченном виде, местной жизни. Напротив, прусская городская реформа (1808 г.) задумывалась как противовес революционным преобразованиям. X. Шеер, подчеркивая консервативную сущность данной реформы, отмечает, что она была не продуктом идейного влияния Французской революции, а скорее продуманным политическим противоядием по отношению к революционным идеям[8].
Влияние на местное самоуправление оказывали не только идеи, ставшие общечеловеческим достоянием, но и взгляды, имевшие ограниченный характер, пусть и весьма популярные в свое время. Это, например, идея муниципального социализма, зародившаяся в середине XIX в. в Англии. Муниципальный социализм представлял собой совокупность программных положений и установок, направленных на обеспечение возможно более полной демократизации местной жизни. Первое требование, которое содержалось в муниципальных программах политических партий,— наделение городской и сельской общины правами более широкой автономии. Еще одна задача заключалась в увеличении представительства населения в органах местного самоуправления-
В русской литературе муниципальный социализм характеризовался как построение всей общинной жизни по одному широкому принципу— все более полный демократизации местной жизни, служения интересам широких масс[9]. Приверженцы идеи муниципального социализма надеялись путем последовательных реформ, изменения государственной и общественной жизни без резких скачков и потрясений перестроить современную жизнь на новых основаниях. Создание на местах оплотов демократии, способных противостоять центральным органам, расширение прав местного самоуправления в политической сфере трактовались сторонниками муниципального социализма чуть ли не как коренное изменение власти в обществе.
Однако понятие "муниципальный социализм" ничего общего с социализмом в обычном значении этого слова не имеет (это не детище социалистических идей). Требования муниципального социализма выставлялись не только в программах партий социалистического толка, но и в положениях большинства буржуазных партий. Течение муниципального социализма возникло в период, когда никаких социалистических партий не было. Как подчеркивает М. А. Курчинский, "нередко процесс муниципализации городского хозяйства был наиболее активным там, где городское управление находилось в руках консерваторов, для которых муниципализация городских служб является не требованием прежде всего справедливости и равенства, а требованием практического смысла, выгодности и жизненного опыта"[10]. Тем не менее, по свидетельствам современников, социалисты внесли заметное оживление в общинную жизнь,