Смекни!
smekni.com

«Христианско-православные идеалы русской культуры». Выполнил студент группы м 191 – 1 Сафронов Александр Евгеньевич Орел 2009г. Вступление. (стр. 3 из 7)

Десятинная церковь.

Рядом с княжеским двором поднялась многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Он был построен в 991-996 г. Греческими мастерами. В середине 11 века церковь с трех сторон была обстроена галереями, что характерно для древнерусских храмов домонгольской эпохи. За образец была принята церковь Большого Императорского Дворца в Константинополе, также посвященная Богоматери и в истории искусства именуемая Фаросской. Современники считали Форосскую церковь совершенной и называли храмом, красотой превосходящим знаменитые библейские святилища. Поражала красотой и великолепием и Десятинная церковь, о которой ныне может рассказать только ее фундамент. Его вернули из небытия археологи, раскопав в 1908 г. Как и все храмы Киева 11 века, десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) п традициях византийского зодчества. Только плинфу здесь использовали особую – светло-желтую и необычно тонкую (всего 2-3 сантиметра толщины). Из такого же материала были построены и дворцы, ее окружавшие. В отделке Десятинной церкви широко использовалась мозаика.

Ученые до сих пор спорят как выглядел этот храм, решить эту непростую задачу помогают тщательный анализ археологических раскопок и уникальная находка: выложенный древним мастером из необожженного кирпича рисунок западного фасада храма. На протяжении нескольких десятилетий, пока не был построен главный храм Киева – храм Святой Софии, десятинная церковь оставалась самым значительным и самым почитаемым храмом Руси. В 1240г. Во время нашествия Батыя, десятинная церковь была разрушена.

Собор Святой Софии в Киеве.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30 начале 50 годов 11 столетия по указанию великого князя Киевского был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов – Собор Святой Софии (что значит Премудрости Божией). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции. Для архитектуры святого собора в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства. Огромный пятинефный собор с большими хорами палатами, светлыми и широкими, имел купол с необычным взлетом в самом центре, перед алтарем, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В 11 веке Софийский собор был 13 купольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Число глав (куполов) церковного здания в древнерусской архитектуре было исполнено глубокого символического смысла. 13 куполов символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. 4 главы ближайшие к центральной, напоминали о 4 евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре на стене центральной обсиды,- сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Ее руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Вишневый цвет ее одеяния символизировал страдания. Если древние фрески едва проступают на стенах собора, то мозаики (изображения или узоры, выполненные из цветного непрозрачного стекла – смальты) так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол, как символ Церкви Небесной и алтарь – символ церкви земной.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Самый древний из дошедших до наших дней в своем былом облике храмов Киевской Руси находиться не в Киеве, а в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине 11 века. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную Церковь. Ученые полагают, что собор строили константинопольские мастера. Как и все киевские храмы того времени, он был возведен из плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладки «с утопленным рядом». Слой раствора скрывал ряды плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Такие «утопленные ряды» чередовались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент выполненный с помощью чуть розоватого раствора из за добавленного в него толченого кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую легкость. Кирпичный орнамент изящно огибал оконные проемы, стелился по стене крестами или поясами меандра. В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и притвором, помещением западной стороны храма. Из за него храм получался вытянутым, прямоугольным. Один из самых красивых элементов архитектуры Спасо- Преображенского собора – тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Внутреннее пространство Спасо-Преображенского собора обладает необычным свойством, которое называют пластикой архитектуры. В покое стен чувствуется перетекание тяжести от одной опоры к другой, перед глазами выстраивается все сложное многообразие арочных переходов. Русская архитектура начинала здесь триумфом света, величия и необычайной гармонии. Стены храма задают ритм внутреннему пространству и построив объем, создают красоту крупных весомых и как бы круглящихся объемов. В Спасо-Преображенском соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти. Мудрое и высокое наследии Византии, может быть нигде более так не ощущается в архитектуре древней Руси.

Новгородская архитектура.

11 век в древнерусской архитектуре – это эпоха «трех Софий». Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилось в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от южной Руси – Киева, Чернигова, Переяславля – строился храм, тем больше в нем черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии киевской – София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие творчески преобразили его до неузнаваемости.

Софийский собор в Новгороде Великом.

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славиться многолюдством и богатством. Киевские князья «сажали» на престол своих старших сыновей. Вплоть до середины 12 века княжеская власть в Новгороде располагала немалыми правами; новгородский князь, используя неисчислимые богатства города, мог возводить огромные величественные храмы. В 1045 – 1050г. Повелением князя Владимира Ярославича, возвели один из самых известных соборов древней Руси – Софию Новгородскую. Храм стал символом города, и даже в бой новгородские ратники ходили с кличем: «За Святую Софию!». Собор построен из плинфы и камня, и, хотя кладка грубее и проще, чем в Киеве, все арки и своды сооружены в традиционной для того времени манере «с утопленным рядом». Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей с запада на восток. В середине храма – крестообразное обширное пространство, увенчанное куполом. Несмотря на то что основные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новгородской во многом совпадают, они производят совершенно разное впечатление. Тринадцать куполов Софии Киевской как бы постепенно, от господствующей центральной главы к боковым, переходят в основной храмовый объем. Новгородский храм выглядит суровее, монументальнее и компактнее. Пять его мощных куполов высоко подняты над кубическим монолитным храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внешний облик северного Софийского Собора гораздо строже, его стены массивны, почти полностью лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. В интерьере новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создает впечатление необычной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы прорезают внутрихрамовое пространство, разделяя его на кубические граненые части. Таким образом Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы. В 11 веке София Новгородская возвышалась громадой розоватой плинфы над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые ворота немецкой работы, попавшие в Новгород в 1187г. как трофей. Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение Святых Константина и Елены, пророков, а также некоторые другие. Позднее храм был оштукатурен, и белые стены его стали в еще большей степени восприниматься как сплошной, непроницаемый, плотный массив, создающий впечатление бесстрастной и величественной простоты. Один из современных историков новгородской архитектуры писал: «Даже в наши дни, среди многоэтажной застройки Софийский Собор не утратил главенствующего значения в архитектуре Новгорода». Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен оккупантами. В послевоенное время его отреставрировали с любовью и старанием, но, к сожалению, многие драгоценные фрески погибли безвозвратно.