Смекни!
smekni.com

«Христианско-православные идеалы русской культуры». Выполнил студент группы м 191 – 1 Сафронов Александр Евгеньевич Орел 2009г. Вступление. (стр. 4 из 7)

Малые храмы Новгорода.

С 13 века храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства бояр, купеческих объединений и «концов» - районов Новгорода. Во второй половине столетия в городе замерло каменное строительство. Новгород избежал монголо-татарского нашествия, но был вынужден отбивать натиск немцев и шведов, а затем новгородцам пришлось принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. В то время вся разоренная Русь была вынуждена отказаться от постройки каменных храмов. В крупнейших городских центрах зодчие вынуждены были оставаться без работы на несколько десятилетий. Первой возобновила традицию каменного строительства Тверь, а вскоре вслед за ней и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в 14 столетии на новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Федора Стратилата на Ручью (1360г.) и Спаса на Ильиней улице (1374г.);в самом начале 15 века была построена церковь Петра и Павла в Кожевниках, отличающаяся удивительной завершенностью и зрелостью архитектурных форм. Во второй половине 13 - середине 14 веков новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. В этот период сооружались небольшие четырехстопные однокупольные храмы с почти кубическими по пропорциям зданиями. Малые размеры зданий диктовались не только тем, что для церковных построек более не пользовались средствами из городской казны, Новгород 14 – 15 веков переживал эпоху бурного расцвета, отдельные районы этого города были значительно богаче целых княжеств. Но каждая храмовая пристройка была рассчитана лишь на небольшой приход, а не на приход всей столицы Северной Руси. Прихожане собирали деньги на строительство, учитывая собственные интересы и возможности, их соседи должны были позаботиться о себе самостоятельно. Заказчики из числа разбогатевших горожан стремились к тому, чтобы их церковь отличалась от других изяществом форм и оригинальностью декора. Древние монументальные храмы с их строгими плоскостями стен, подчеркнутой простотой и геометризмом архитектурного убранства не знали украшательства. Купеческие и боярские церкви послемонгольской эпохи ушли далеко от сурового по духу зодчества 11 – 12 веков. Фасады храмовых зданий стали покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арочек и треугольничков. Раньше из восточного фасада вовсю высоту стены выступали полукруглые апсиды, а сама стена завершалась полукруглыми покрытиями – закомарами. Теперь при строительстве храма Николы на Липне апсиду опустили до половины высоты стены, а от закомар отказались в пользу трехлопастного покрытия. Киевские и новгородские храмы времен Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха возводили из камня и кирпича. Новгородские зодчие послевоенной эпохи перешли к другим строительным материалам: церковные здания главным образом выкладывались в основном из грубо обтесанных известняковых плит и валунов. Это придавало стенам храмовых построек волнистую поверхность, лишало их геометрической строгости. Новгородские кубические храмы 14 – 15 веков создают двойственное впечатление: с одной стороны, от невысоких кряжестых церквей исходит дыхание грубоватой силы, с другой – изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества. В 14 – 15 веках северные зодчие – новгородцы и псковичи славились своим мастерством на всю Русь. Вплоть до конца 15 века многие могущественные князья приглашали их строить храмы в своих столицах.

Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли.

В 1152 – 1157г. Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор в городе Перяславле-Залесском. В древней Руси слово «город» означало в первую очередь огороженное, т.е. защищенное место. Поэтому города Юрия – это города-крепости. Спасский собор поражает простотой и суровостью облика. Храм из за своих пропорций получился почти кубическим, приземистым, тяжелым: зодчие воплотили в нем не образ Небесной Премудрости, а земную силу и мощь. Однако собор не воспринимается как примитивный или грубый: прекрасная кладка стен из гладких, идеально пригнанных блоков придает этому творению рук человеческих одухотворенность, противопоставляя его дикой природе. Внутри собора толстые крестообразные в плане столбы несут теряющиеся в полумраке своды. Даже в солнечный день темно в храме князя Юрия: немногочисленные узкие окна напоминают щели бойницы, и свет проникающий в них, пронзает сумрак тонкими лучами, напоминающими сверкающие мечи. Отличительной чертой храма является почти полное отсутствие декора. Только посередине его стены опоясывает полочка-отлив да арочный поясок украшают апсиды. Могучий шлем главы напоминает воинский, поэтому само собой напрашивается сравнение храма с его заказчиком, неутомимым воителем князем Юрием Долгоруким. Другой пример выдающегося зодчества Владимиро-Суздальской земли является церковь Покрова на Нерли построенная в 1165г. князь Андрей велел поставить ее в том месте, где река Нерль впадает в Клязьму, в память о сыне юном Изяславе, павшем в бою. Другим шедевром белокаменного зодчества является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Его построил сын Всеволода Святослав в 1234г.

Московский кремль конца 15-17 веков.

Москва - долгое время являлась всего лишь главным городом одного из многочисленных русских княжеств – при Иване 3-ем превратилась в столицу огромного и сильного государства. «Лицом» этого государства должен был стать Кремль – резиденция великого князя и Митрополита Московского. Здесь, на высоком холме у слияния реки Неглинной с Москвой-рекой, издавна находился центр города. Внешний вид Кремля мало соответствовал тогда могуществу, приобретенному Москвой при Иване 3-ем. Кремль нуждался в коренной перестройке. Началась она в 1472 году с возведения Успенского собора – главного храма Москвы. Новый собор заложили на месте старого, сооруженного еще в 14 веке при Иване Калите.

В восьмидесятые годы 15 века строительные работы в Кремле продолжались. Благовещенский собор (1484-1489), домовую (семейную) церковь великого князя, строили мастера из Пскова. Однако мастера не стремились построить в Кремле собор в псковском стиле. Они применили здесь художественные приемы различных архитектурных школ, существовавших на Руси – древневладимирской и близкой им псково-новгородской. Девять глав собора его кровля и остроконечные верхи абсид были богато вызолочены, отчего собор прозвали Златоверхим. Изящному, нарядному внешнему виду здания соответствовало богатое убранство его небольшого внутреннего пространства, рассчитанного только на великокняжеское семейство. Церковь Ризоположения (1484-1485) домовая церковь митрополита, построенная тоже псковскими мастерами. По размерам она не велика и имеет только одну главу. Церковь Ризоположения имела особый мемориальный характер. Прежнее ее здание было построено в память об избавлении Москвы от войск татарского царевича Мазовши в 1451г.

В конце 80-х годов 15 столетия в Кремле началось строительство дворца великого князя Московского, возводили его принятые на великокняжескую службу итальянские архитекторы. Из за большого пожара случившегося в Кремле строительство дворца затянулось и закончилось уже после смерти Ивана 3-го. Государев дворец не был единым зданием, а представлял собой множество больших и малых выстроенных из камня и дерева, причудливо соединенных друг с другом «палат» и «изб». Стены дворца украшала затейливая резьба. Все помещения дворца были убраны с подобающей роскошью. Переходы связывали все части дворца между собой, и с Благовещенским собором. Одна из самых впечатляющих частей этого дворца это Грановитая (большая) палата, которая являлась тронным залом государей всея Руси, где в торжественной обстановке русские великие князья и цари принимали иностранных послов. Площадь палаты достигала 500 кв. метров.

В последний год своей жизни, Иван 3-й поручил архитектору Алевизу Фрязину, недавно прибывшему из Италии построить новый Архангельский собор – семейную усыпальницу рода великих князей (1505-1508). В октябре 1505 года Иван 3-й умер, и был похоронен в стенах еще недостроенного Архангельского собора, рядом со своими предками – Иваном Калитой, Дмитрием Донским и другими князьями, в течении двух столетий собиравшими Русские земли вокруг Москвы. Архангельский собор служил усыпальницей для великих князей и царей до конца 17-го века.