Одновременно с Архангельским собором на центральной площади Кремля поднялась новая колокольня. Начиная с 14 века все главные соборы Кремля имели одну общую колокольню, получившую по находившейся в ее основании церкви святого Ивана Лествичника название Ивановская. Перестраивал Ивановскую колокольню итальянский зодчий Бон Фрязин, в 1505-1508г. Появление на соборной площади высокого столпа колокольни объединяло весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Ясно видимая со всех концов города, и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила от москвичей почтительное наименование Иван Великий. Общая высота ее составляет 81 метр.
Собор Василия Блаженного. Покровский собор на Красной площади (1555-15651) знаменитый памятник средневекового Русского зодчества. В народе его называют храмом Василия Блаженного – по имени известного московского юродивого погребенного в 1552г. у стен Троицкой церкви, которая первоначально стояла на месте собора. В 80-е годы была сооружена пристройка, которую посвятили Василию Блаженному. Собор строили по указу Ивана Грозного, в нем служили патриархи московские, ему дивились приезжавшие в далекую Московию европейские купцы и дипломаты. Московское государство 16-17 веков это эпоха с которой неразрыно связан храм Василия Блаженного. Но помимо этого Покровский собор воспринимается и как величайшее достижение русской архитектуры, отражение самых ярких и самобытных черт национального гения. Храм был построен в честь взятия Казани в 1552г. при царе Иване Грозном.
Талантливыми русскими мастерами Бармой и Постником Яковлевым (по одной из гипотез это одно и то же лицо – Иван Яковлевич Барма). Первоначально цветовая гамма фасадов собора выглядела более сдержано. Стены имели темно-красный тон и были расписаны под кирпич, то есть по линиям, имитирующим швы кирпичной кладки. Им противопоставлялась побелка рельефных деталей, часть которых была выполнена из белого камня. Шатер и главы были покрыты луженным железом, некоторые из них вызолочены. Цветовое разнообразие вносилось керамическими украшениями граней шатра, покрытыми синей, зеленой, и желтой поливной краской.
3.3. Иконопись.
Древнерусское государство возникшее в 9-м веке, приняло в 988г. христианство из Византии и тем самым оказалось вовлеченным в мощный поток Византийской культуры. Ее усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским. Форма, тематика и содержание древнерусского искусства тесно связаны с религией и призваны сосредоточить мысли и чувства человека на неземном, невещественном, вечном. Оно находилось под постоянным контролем церкви. Создавая образ Богоматери или Святого Николы изображая Страшный суд или событие из жизни Христа мастер-иконописец отвечал себе и своим современникам на самые насущные и важные вопросы, пытался проникнуть в тайны прошлого и будущего мироздания, разделить добро и зло, найти свое место в мире, смысл собственного существования. Икона соединяет в себе два начала: с одной стороны, она – произведение церковного искусства, а с другой – святыня, окно в горний мир. При этом необходимо помнить, что икона – это произведение искусства особого рода, во многом не похожее на привычную для наших дней картину. В отличии от обычных картин икона создается не для любования, не для украшения стен, не для демонстрации мастерства художника, а для молитвенного соединения с Богом. Иконописец обычно не подписывал иконы своим именем, ибо служил не себе и своему авторскому тщеславию, а Богу. Он готовил себя к написанию иконы длительным постом, покаянием и молитвой. Многие иконописцы были высоко благочестивыми или святыми людьми, как например, Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев. Иконная доска кропилась святой водой, и даже краски разводились ею. По учению Отцев Церкви иконный образ исходил к первообразу т. е. представлял собой не личное восприятие каким либо иконописцем ветхозаветных или евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатленную духовную истину, обладал (в доступных человеку пределах) такой же полнотой знания о сверхъестественном божественном мире как и тексты Священного Писания. А это значило, что художник должен был следовать приемам иконографии, т. е. он не мог изменить композиционные схемы и облик персонажей по своему усмотрению. Именно иконография гарантировала верность изображенного Священному Писанию и соборному опыту церкви. Так сформировался один из основных признаков средневекового искусства – каноничность, т. е. следование строгим правилам – канонам. Особенно это относится к древнерусским иконописцам, которые использовали устойчивый набор сюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и церковью. В художественной практике применялись художественные образцы – рисунки, позднее – прориси (контурные кальки) без которых редко обходился средневековый мастер. Они не давали художнику сбиться и отклониться
на путь самомышления. Важная особенность иконы – обратная перспектива изображения. Напротив в светской живописи используют прямую перспективу. При прямой перспективе все линии сходятся где-то там за горизонтом. Так устроено наше восприятие пространства. Суть обратной перспективы в том, что точка схождения линий находиться не за горизонтом, а наоборот перед иконой, примерно в том месте, где стоим мы, зрители. Тем самым пространство развертывается по направлению к нам. Снимается преграда между земным и небесным, и молящийся человек как бы втянут в неземное потустороннее пространство. На православных иконах нимб очень часто налезает на рамку иконы. Бывает, что за рамку выступает и копье в руке мученика, носки его обуви и т. д. Кажется, что художник явно не рассчитал размеры. Все дело в том, что икона обращена к человеку, входит в его мир, святой, изображенный на ней как бы выступает из пространства иконы. Этим приемом иконописец словно стирает грань, отделяющую наш мир дольний, от священного горнего мира. Святоносность горнего мира передается на иконе золотом, поскольку в материальном мире, в естественной природе золотой цвет не имеет сопоставлений ни с чем, кроме солнечного света. Золотом на иконе изображается небесный фон, нимбы вокруг головы святых, и потоки божественной энергии.
Иконы писались на досках, в Византии – на тяжелых кипарисовых, на Руси – на липовых и сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешевым материалом. Доску сверху покрывали левкасом – меловым грунтом, затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой – веществом на основе растительного масла, образующим пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений, и использовалась вместо лака. Но ни византийские, ни русские мастера не знали об одном очень коварном свойстве олифы: со временем (80-100) лет она темнеет. В прошлом яркие, жизнерадостные краски иконы тускнеют, закрывая живопись черной завесой. На иконе смутно проступает изображение: такую икону в старину считали непригодной. На Руси от них избавлялись несколькими способами: их пускали в половодье по реке, ликом вверх или выносили на перекресток, и после молебна сжигали. Иногда доску с потемневшим изображением (записывали) новой живописью, сохраняя таким образом на века древние. Реставраторы, расчищая иконы, часто обнаруживают несколько слоев более поздней живописи.
3.4. Музыкальная культура.
Православное хоровое искусство – один из ранних видов профессионального пения на Руси. Некоторые песнопения в храмах (молитвы «Отче наш» , «Верую» и другие) исполняются хором всеми присутствующими в церкви. Слова и мелодия их усваивались прихожанами с самого детства. Это способствовало развитию в русском народе музыкального слуха и навыков хорового пения. Церковные песнопения исполняются а капелла, т. е. без инструментального сопровождения. Богослужебное пение – это прежде всего молитва. Певцы в храме добиваются молитвенно-бесстрастного звучания голосов и внимательно следят за тем, чтобы исполнение не засорялось музыкально-чувственными сорняками, не приобретало концертного характера. В церковном песнопении недопустимы оперные голоса. Церковное пение имеет свой порядок. В его основание легло восемь мелодий (гласов). Певчие, из которых состоит церковный хор, умеют любую молитву распеть на любой заданный глас. Церковный хор в храме располагается на специально отведенном месте – клиросе. Руководит хором регент. Наиболее древние из церковных распевов - знаменный. Русский знаменный распев – одноголосное, унисонное пение. Он исполнялся в древности только мужчинами. Для этого стиля пения характерно распевная, протяжная мелодия, в которой каждый слог выпевается особым мелодическим оборотом. С 18 века традиция знаменного пения начала утрачиваться. В наше время ее пытаются возродить в некоторых монастырях.
Замечательную духовную музыку писал великий русский композитор П.И.Чайковский (1840-1893), автор «Литургии святого Иоанна Златоуста», «Всенощного бдения», хора «Ангел вопияше» и других подобных сочинений. Композитор любил церковную службу, часто бывал в монастырях, соборах, церквах. При создании духовной музыки Чайковский стремился уйти от «пошлого сладкоголосья» и «чрезмерного европеизма.». Он стремился к тому, чтобы музыка гармонировала «с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы». Кроме Чайковского, духовную музыку писали многие русские композиторы: С.В.Рахманинов, Д.С.Бортнянский, Г.В.Свиридов и другие.
3.5. Колокольный звон.
Вся жизнь русского человека проходила под звон колоколов. Колокольным звоном встречали возвращавшихся с победой на родную землю ратников: дружину Александра Невского, полки Дмитрия Донского с Куликова поля, войско Ивана Грозного после взятия Казани, ополчение Минина и Пожарского. С древних времен люди знали, что звон колоколов очищает, освящает околоцерковное пространство, подобно святой воде окропляет воздух звуком. Недаром на Руси был обычай во время эпидемии звонить во все колокола. Есть исторические свидетельства о том, как после этого эпидемия отступала.