Смекни!
smekni.com

«Христианско-православные идеалы русской культуры». Выполнил студент группы м 191 – 1 Сафронов Александр Евгеньевич Орел 2009г. Вступление. (стр. 6 из 7)

Колокола изготовлялись разных размеров и «голосов» - от маленьких до огромных, таких как знаменитый Царь-колокол. Существует особый устав, в котором указано, в какие колокола и как нужно звонить в будни и в праздники. Раньше все на Руси хорошо знали колокольный язык и по рисунку звона легко определяли по какой причине звонит колокол. Благовест – мерные удары в один большой колокол. Он созывает верующих на богослужение. Трезвон – звон во все колокола, три раза с маленьким перерывом. Бывает в начале службы после благовеста. Перебор- медленный скорбный похоронный звон, поочередно с малого колокола до самого большого, и затем ударяют во все колокола сразу. Набат – частые тревожные удары в колокол, используется при пожаре, при нападении врагов и при других бедствиях.

4. Православие как образ жизни.

Вера народа воспитанная в церкви, обусловливает его самоопределение, т.е. то, кем он себя считает или хочет считать. Русские определили себя сами как крестьяне – христиане. Это проявилось и закрепилось в первую очередь в национальном характере и языке. Крестьяне на Руси были носителями и хранителями русского народного православного духа. Со времени петровских реформ это стало особенно заметно. Именно тогда началось расслоение русской культуры на церковную и светскую. В результате простой народ оказался носителем религиозности и всех сформированных православием элементов культуры – фольклора, традиций, обрядов и т. д.

4.1. Посты.

На святой Руси все были верующими, все постились. Великим постом закрывались мясные лавки, рестораны, театры, и различные увеселительные заведения. Вместо этого появлялось множество рыбных, грибных, овощных лотков и лавочек. Поститься вместе со всеми было легко. Молились утром после сна и вечером перед сном, детей на ночь крестили. Войдя в дом – шапку долой и крестились, глядя на иконы в красном углу. В русском православном доме чаще всего встречаются три иконы – Спасителя (Иисуса Христа), Богородицы и Николая Угодника. Во время молитвы или в праздники перед иконами зажигают лампаду и ли свечу. На каждое важное дело брали благословение родителей. В воскресение всей семьей шли нарядные в церковь, к обедне (литургии), а накануне вечером – ко всенощную. Церковная жизнь органично входила в повседневность. Всякое важное дело начиналось молебном: на освящение дома, о путешествующих, о начале строительства и т.д. Часто после общего молебна, отслуженного в церкви, священник ходил по домам своих прихожан, и по их просьбе служил краткие молебны, кропил святой водой жилье, домашнюю живность, огород. Церковь придает большое значение посту: он прививает верующему воздержание, обуздывает капризы, способствует духовному росту. Во время поста православные воздерживаются от употребления скоромной пищи: мясных молочных продуктов, яиц а порой и рыбы. Дни постов – это дни молитв и покаяний. В течении года предусмотрено более 220 постных дней. Это прежде всего все среды и пятницы: в среду Христос был предан, а в пятницу распят. Четыре раза в году: зимой, весной, летом и осенью – установлены многодневные посты. Самым важным, строгим и длительным является Великий пост, который наступает сразу после Масленицы. В канун Великого поста установлено Прощенное Воскресение: люди просят друг у друга прощения чтобы вступить в Великий пост примиренными со всеми. Особенно строго постятся православные в 1-ю и последнюю недели Великого поста. Так же установлены и другие многодневные посты: Рождественский (зимний), Петров (летний), Успенский (середина августа).

4.2. Семья.

Семья – это школа любви. Православная семья всегда основывалась на главной заповеди Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твои и всею душою твоею…и возлюби ближнего своего как самого себя.» Любовь православных супругов отличалась особым целомудрием, они даже избегали слова «любовь», и часто вместо этого слова говорили «жалею». В таинстве брака церковь соединяет жениха и невесту «в плоть едину». Муж и жена становятся двумя половинками единого целого. Понимая это, люди соединялись на всю жизнь. До революции разводов практически не было, и в каждой семье росло по пять семь человек детей. Покровителями супружеской любви на Руси являются святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Церковь прославила их как образец христианского супружества. В старости они приняли монашество и просили бога, чтобы он послал им смерть в один день и час, что по их молитвам и сбылось. Еще при жизни они приготовили для себя единый гроб с перегородкой, завещая положить их вместе. Но это завещание было нарушено, но наутро после похорон они чудесным образом оказались все-таки в одной гробнице.

4.3. Именины.

Наши имена, которые мы привыкли считать исконно русскими, такие как Иван, Петр, Михаил, Мария, Анна и т. д. – пришли на Русь из Византии вместе с православием. Греческие, латинские, древнееврейские по своему происхождению они были внесены в святцы – церковный календарь. Раньше человек получал имя в церкви при крещении. Выбиралось имя не произвольно, а в честь святого, память которого приходилась на день рождения или на день крестин младенца. Таким образом получалось, что день рождения и именины совпадали, и в сознании человека сливались воедино. Вот почему мы до сих пор называем именинниками тех, у кого день рождения. Обычно русский человек хорошо знал житие своего святого покровителя и старался подражать ему, он имел у себя его икону, и молился ему в трудных обстоятельствах, прося заступничества перед Богом. Празднование именин начиналось с того, что в этот день именинник идет в церковь, чтобы исповедаться и причаститься.

4.4. Церковные православные праздники.

Праздник Пасхи. Слово «Пасха» означает с еврейского языка «прохождение, избавление». Евреи празднуя ветхозаветную пасху вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же празднуя пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства дьявола и дарования нам вечной жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является праздником праздников и торжеством из торжеств почему и богослужения этого праздника отличается величием и необычайной торжественности.

Праздник пятидесятницы. День Святой Троицы. Праздник Святой Троицы называется пятидесятницей потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по воскресении Христовом. Праздник христианской пятидесятницы заключает в себе двойное торжество:- во славу Пресвятой Троицы, и во славу Пресвятаго Духа, видимо сошедшего на апостолов в виде огненных языков и запечатлевшего новый вечный завет Бога с людьми. Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, церковь посвящает в основном во славу Пресвятой Троицы, и этот день в народе называется Троиценым Днем, а второй день т. е. понедельник – во славу Пресвятаго Духа, поэтому и называется Духовым Днем.

Праздник Преображение Господне.(яблочный спас) Празднуется 19 августа ежегодно. Установлен в честь евангельского события повествующего о том, как Иисус Христос преобразился перед своими учениками являя им свою божественную сущность для укрепления их веры. Событие состоялось на горе Фавор. В этот день в церкви освящаются разные плоды. (яблоки, груши, сливы)

Праздник Рождество Христово. Второй по значению после Пасхи праздник. (Отмечается 7 января каждого года) Установлен в честь рождения Иисуса Христа – Спасителя мира от власти дьявола. Рождество Христа символизирует обновление всего нашего человеческого рода.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Празднуется 7 апреля ежегодно. Установлен русской православной церковью в честь евангельского события о том, что Деве Марии ангел возвестил о том, что у нее родиться Спаситель мира.

Праздник крещения Господня. Отмечается 19 января. Этот праздник иначе называется Богоявлением, потому, что в этот день при крещении Иисуса Христа Иоанном крестителем в реке Иордан было явление Пресвятой Троицы. И в особенности явления божества Спасителя, торжественно вступившего в Свое Спасительное Служение.

Праздник успения Пресвятой Богородицы. Отмечается ежегодно 28 августа. Установлен церковью в честь окончания земного пути Пресвятой Богородицы и переход ее в вечную жизнь.

4.5. Странничество.

В русском человеке православие воспитывало такую черту, которая называется страннолюбием.

Любить странников и помогать им считалось делом богоугодным. В каждой деревне или селе странники могли рассчитывать на то, что их накормят, дадут ночлег, снабдят хлебом на дорогу. Во время зимних метелей всю ночь звонили церковные колокола, а в крайних домах деревень горел свет, чтобы усталые путники могли отыскать дорогу и обрести ночлег. Хождение к дальним святыням пешком при огромных просторах России было бы вероятно невозможно для большинства паломников, если бы не было странноприимства – приема странников. Странники богомольцы ходившие по святым местам назывались «калики перехожие». Звали их так потому ,что часто это были слепцы, люди увечные, (калеки). Все их имущество составляла Библия и котомка с сухарями. Придя в какое либо село странники Божие первым делом шли на службу в местную церковь. После службы их окружал народ, выходящий из храма: всем хотелось послушать рассказы о том, в каких святых местах те уже побывали, и о каких чудесах Божиих наслышаны. Все старались запомнить и духовные стихи, которые распевали странники, эти стихи русского народа вошли в золотую кладовую мировой поэзии под названием «Голубиная книга». Среди странников по святым местам были и просто паломники – богомольцы которые шли в монастыри помолиться: либо по обеду, либо поговеть во время поста, либо при внезапно постигшем горе, ища утешения. Так же ходили и сборщики средств на строительство храмов.