Смекни!
smekni.com

«Христианско-православные идеалы русской культуры». Выполнил студент группы м 191 – 1 Сафронов Александр Евгеньевич Орел 2009г. Вступление. (стр. 7 из 7)

4.6. Благочестие.

Это внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религиозных и нравственных предписаний. Традиции православного церковного благочестия в России приобретает широкую популярность с самого начала распространения здесь христианства, и входят в состав русской религиозной жизни. История русского благочестия – это прежде всего история русской святости и русских святых начиная от святых равноапостальных великой княгини Ольги и великого князя Владимира Святославовича Красного Солнышка и допраславленных в лике святых Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. новомученников и исповедников российских. Ревнители благочестия – это носители православной святости: благоверные князья, страстотерпцы, святители, преподобные, юродивые Христа ради, праведные мужи и жены, благодатные старцы, новомученники и исповедники российские.

4.7. Благотворительность.

Получила широкое распространение в России и означает любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке, помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом. Древнейшими формами благочестия в России были милостыня и призрение нищих. Одним из ярчайших примеров христианского благочестия на Руси является деятельность святого равноапостольного князя Владимира Святославовича, по приказу которого нищих и убогих кормили на княжеском дворе и на городских улицах. Уставом 996 г. князь Владимир поручал общественное призрение духовенству, этим же уставом просвятитель Руси определил десятину на содержание монастырей, храмов, богаделен и больниц. Нищелюбие было характерно так же и для правителей из московского дома: особенной щедростью отличался князь Иоанн Данилович Калита, а в более позднюю эпоху щедрым благотворителем был царь Алексей Михайлович. Попытку организации государственной благотворительности предпринял Петр 1. с одной стороны он принимал строгие меры против «ленивых прошаков», и запрещал им подаяние милости под угрозой денежного штрафа. С другой стороны, Петр требовал повсеместного устройства по губерниям приютов для всякого рода призреваемых, заботился о размещении инвалидов по монастырям, и приказывал строить в городах, на церковных дворах приюты для беспризорных детей. План Петра о повсеместном устройстве благотворительных учреждений был в известной степени осуществлен императрицей Екатериной 2-й. По ее указу в Москве был создан воспитательный дом, в содержание которого она внесла свои крупные средства. Так же в его содержание вкладывал средства был П. А. Демидов. Частная благотворительность получила особое развитие во второй половине 19-20 века. Первоначально среди жертвователей и меценатов преобладали аристократия и дворянство. Д. М. Голицын завещал миллион рублей на строительство и содержание Голицынской больницы в Москве, граф Н. П. Шереметьев построил в Москве Странноприимный дом, семья Морозовых строила богадельни и больницы на свои средства, так же ими был создан МХАТ. Активной благотворительной деятельностью в Москве занималась Марфо-Мариинская обитель, основанная великой княгиней Елизаветой Федоровны в 1908 году. Картины для известной Третьяковской галереи собирали купцы братья Третьяковы всю свою жизнь. Этот многомиллионный дар они принесли Москве. И сверх того оставили капитал с завещанием продолжать и далее их дело. Основателем этой галереи был старший из братьев Павел Михайлович, который 40 лет жизни отдал созданию галереи и сумел собрать 2000 лучших произведений русских художников.

5. Религиозно-нравственные образцы православной культуры.

Чтобы не сбиться с пути. Ведущего человека от земного к небесному, нужно иметь надежные ориентиры-маяки. У русского народа всегда были такие маяки-светильники его религиозно нравственные образцы.

5.1. Православное воинство.

Герои – богатыри и крупнейшие полководцы считались у русских выразителями воли божьей. Их ратные подвиги освящались церковью. Илья Муромец положил начало соединению ратного подвига с подвигом святости. После него был причислен к лику святых целый ряд русских ратников – Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков. Родился и жил Илья Муромец в 12 веке, в селе Карачарове под Муромом. С самого рождения он не мог ходить из за болезни ног. Так он 30 лет пролежал на лавке и молился Богу. Исцелился он чудом, и с тех пор стал богатырем, каких еще не знала Русь. Бился с врагом «За веру, за отечество, за церкви да за божие». Получив в одном из боев тяжелую рану в грудь он повинуясь зову сердца, оставил мир и постригся в монахи в Киево-печерском Монастыре. Погребен он был в знаменитых пещерах, где его нетленные мощи можно увидеть и сейчас. Великий полководец граф А. В. Суворов (1730-1800) был подлинно православным человеком. Все свои победы он приписывал милости Божией, усердно молился Господу в самые тяжелые моменты боя, молитвой начинал и завершал каждое сражение. Он любил церковную службу и даже частенько пел с певчими на клиросе. Сохранился составленный полководцем Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. Суворов соблюдал все постные дни, в его характере проявлялось сочетание природного юмора и подлинного благочестия, так присущие национальному русскому характеру. Суворов мечтал закончить дни своей жизни иноком в монастыре и даже подавал об этом прошение государю – императору.

5.2. Монастыри и монашество.

Православный монастырь – это каменная икона, памятник великих монашеских подвигов, святости. Монахи и монастыри появляются в христианском мире с 4 века. Традиционно монастырь считался местом уединения, куда человек уходил что бы посвятить свою жизнь служению Богу. Монастырь населяла община монахов, жившая в соответствии с уставом – особым сводом правил монастырской жизни. Монахов часто называют иноками т. к. в отличии от мирян они избрали иную жизнь. Монах – это тот кто покинул бренный мир, отказался от радостей земной жизни, чтобы с помощью каждодневного аскетического подвига (молитва пост милостыня) совершаемого ради Христа достичь духовной чистоты и приобрести вечную жизнь. И уподобляясь Христу принявшему на себя грехи всего человечества монах молится за весь мир, за каждого человека. В древней Руси монастыри появились одновременно с принятием христианства в Киеве и в Новгороде. Самые известные из них Киево-печерская Лавра. Основанный около города в пещерах на берегу Днепра в 11 веке. Лаврами называли мужские монастыри. Киево-печерская Лавра была основана святыми Антонием и Федосием. Монашеские кельи и подземные храмы в нем были созданы в пещерах, что и определило название лавры (Печерская – пещерская). Со временем она приобрела значение не только духовного но и культурного центра. Здесь развивалось летописание, иконопись, книжное дело, храмовая архитектура. Троице-сергиева Лавра. Сердце России основано в середине 14 века преподобным Сергием Радонежским. Здесь в 1380 году святой благоверный князь Дмитрий Донской получил благословение преподобного Сергия на Куликовскую битву. Этот крупнейший русский монастырь расположен в 70 км. К северу от Москвы в старинном городе Сергиевом Посаде. В лавре находиться несколько храмов, музей, Духовная семинария и Духовная академия. Главное сокровище обители – древний Троицкий собор, построенный на том самом месте, где стояла маленькая деревянная церковь Святой Троицы, срубленная самим Преподобным Сергием. В этом соборе лежат теперь его нетленные мощи. Историки давно заметили, что не только в России но и во многих европейских государствах большая часть средневековых документов дошла до наших дней в составе монастырских собраний. За крепкими стенами монастырей гораздо надежнее чем где лидо сохранялись бесценные архивы не пострадавшие от нападений иноземных захватчиков. Монахи жившие на подворьях своих монастырей в Москве, следили не только за политической жизнью но и за новыми веяниями в культуре. Вскоре после победоносного казанского похода Ивана Грозного была составлена летопись повествующая о начале его царствования. В Кирило-белозерском монастыре эта летопись была тщательно переписана и переплетена. Наиболее известные средневековые авторы были монахами. Они не только писали сами но и подчеркивали любовь к книге у героев собственных сочинений. Созданные монахами жития святых стали не только частью духовного наследия Руси но и бесценным культурно-историческим памятником. Подлинный рассвет житийной литературы приходиться на 14-15 век. Известными мастерами житийного жанра были иноки Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Жития святых это не просто рассказы о жизни святых и их посмертном покровительстве людям. Они представляют собой нечто вроде икон но в словестном а не в красочном изложении. Чтение житий святых входило в состав богослужения, распорядок монастырской жизни в повседневный быт верующих. В культуре средневековой России монастырская книжная культура занимает одно из центральных мест.

Заключение.

В течении тысячелетнего периода прошедшего после крещения Руси Русь превратилась в могучую державу, развилось самобытное национальное русское искусство, основанное на православной вере. Образ жизни русского общества был действительно истинно христианско-православным, и только при Петре 1 началось расслоение русской культуры на народную и аристократическую и до революции 1917г. православная вера была основой жизни большинства России. В мире о русских говорили что им присуще милосердие, щедрость, сострадательность. Эти черты русского национального характера воспитывались и формировались веками под воздействием православия, семьи были крепкими и практически каждая была многодетной. Таким образом из поколения в поколение передавались ценности православной нравственности, семейного уклада жизни и традиций. Соблюдая практически «всем миром» церковные посты и ограничивая себя в пище и в поведении наши предшественники были физически крепче, отличались долгожительством и выносливостью – любой, даже самый тяжелый труд (крестьянский, бурлачный, труд кузнеца,) был под силу русскому трудовому человеку. Благодаря православным ценностям в поведении, семейном быту население страны неуклонно возрастало, русская нация обретала силу и независимость от иностранных держав. Традиции русского воинства, основанного на православии, позволяли одерживать ряд блестящих побед в важнейших сражениях, обходясь минимальными потерями для русских. Такие полководцы как А. Невский, Д. Донской, А. Суворов, Ф. Ушаков не вступали на поля сражений без усердной молитвы к богу, и чтения книги «псалтири». Некоторые из этих полководцев за свою долгую ратную историю не проиграли ни одного сражения. Православие с детства у русского человека прививало и воспитывало сострадание, жертвенность, на основе которых развились такие значимые черты присущие русскому обществу как благочестие, благотворительность, странноприимничество. Православие принесло на Русь развитие грамотности так как развивалась письменность, создавались библиотеки, печатались книги, которые оказывали заметное влияние на духовную жизнь русского человека и содействовали смягчению нравов и формированию новых, основанных на православной вере норм поведения в обществе. Безусловно христианская вера на Руси совершила переворот в области архитектуры и других видах материального искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию величественных каменных храмов в главнейших городах, а с ними вместе развивались и прочие искусства и художественные ремесла, особенно ювелирное дело и производство эмали. Вместе с расширением и упрочинием на Руси православием, строительство храмов усиленно развивалась и иконопись (которая была представлена несколькими крупными школами: Новгородской, Псковской, Владимиро-суздальской и др.) в связи со строительством храмов на Руси, а так же их украшением развивалась так же фресковая роспись (особенно в Киеве, Владимире, Новгороде, Москве) и мозаичное искусство. Вся эта красота торжественность и величие несомненно вызывала в душе русских верующих обновленные светлые возвышенные чувства что отражалось в целом и в семье и в общении людей между собой. Это сильнее укрепляло чувства верующих и православную веру на Руси. Да и сейчас в современной жизни среди образованных людей России почти не найти таких, у кого нет в доме хотя бы одного художественного альбома с фотографиями икон или фресок. Огромное значение для православной культуры имели и имеют монастыри. Они всегда были на Руси средоточием интеллектуальной художественной и воспитательной деятельности. Кроме того в древности они были и крепостями, которые укрывали и защищали в своих стенах русское население ближайших территорий. Самое главное достояние монастырей их подвижники, ведущие очень близкий к святости образ жизни. И своими примерами давали ответы на вопросы многим мятущимся и сбившимся с истинного пути людям. Монастырь учил не только вере но и «книжному почитанию» и приемам хозяйственной деятельности. В них образовались целые библиотеки и процветала грамотность, почти все знаменитые писатели вышли из монастырей. Таким образом можно утверждать что крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужениях но и в становлении и развитии новой самобытной уникальной и сильнейшей культуры православной Руси. А усиленное развитие культуры повлекло за собой утверждение и укрепление могучего сильного независимого государства как Россия.

Список литературы.

1. Закон Божий – Свято Троицкая Сергиева Лавра, 1994, 724с.

2. Муравьев А. ; Сахаров А. – Очерки истории русской культуры 9-17в. Москва: Просвещение, 1984, 336с.

3. Православная энциклопедия. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»

2002, 752с.

4. Русские церковные композиторы и их музыка. Минск: Белорусский экзархат, 2008, 448с.

5. Скоробогатько Н. В. – Русская православная культура. Москва: Белый город, 2008, 48с.

6. Беседы о православии. Москва: Паломникъ, 2000, 396с.

7. Чтение по русской истории: хрестоматия для старшеклассников. Тула: «Пересвет-2», 1995, 592с.

8. История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия для детей том 5, Москва: Аванта+, 1998, 688с.