Смекни!
smekni.com

«Христианско-православные идеалы русской культуры». Выполнил студент группы м 191 – 1 Сафронов Александр Евгеньевич Орел 2009г. Вступление. (стр. 1 из 7)

ФГОУ ВПО ОРЕЛ ГАУ

Кафедра истории

Реферат на тему: «Христианско-православные идеалы русской культуры».

Выполнил студент группы М 191 – 1

Сафронов Александр Евгеньевич

Орел 2009г.

ВСТУПЛЕНИЕ

Наша церковь - колыбель русской культуры. Именно в ней человек получал первые представления о добре и зле, приобретал уверенный, правильный, православный взгляд на жизнь. Церковь формировала наш образ жизни, традиции, обряды, вкусы, искусство. До 18 века образование в России можно было получить только в монастырях или при церкви. Что касается самой культуры, то можно с полной уверенностью сказать, что культура проявляется не столько в произведениях искусства, как это часто понимают, но, прежде всего, во всем строе человеческой жизни: в особом устроении души и мировоззрения того или иного народа – носителя культуры. Сама же церковь вместе с Христовым учением о любви и милости принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы, шли в след Христу и являли высокие примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества. Проповедью и церковной практикой она показывала как надо жить и действовать в делах личных и общественных.

Русская культура выросла из семени православной веры. Как муку с водой сболтаешь, а разболтать назад нельзя, так и русскую культуру, замешанную на православии, нельзя отделить от нашего вероисповедания. Крещение Руси - та точка отчета, с которой начинается становление нашей культуры и государственности. В конце 10 века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей, а из купели вышел русский народ. Благодаря этому Россия стала законной наследницей культуры Византийской империи и через нее – Древнего Рима. Христианство пришло к нам из столицы Византии Константинополя, «Второго Рима». Прочный камень в основание будущего величия России путем возвышения Москвы заложил великий святитель Петр Московский, митрополит Киевский и всея Руси. В 1325 году он перенес святительскую кафедру из Владимира в Москву, а вместе с ней и благословение Божие новой Русской столице.

К Москве, ставшей столицей православной церкви, постепенно начали присоединяться другие русские города: в 15 веке – Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка; в 16 веке – Псков, Рязань, Смоленск. Происходило собирание Руси в единую державу. На смену Великому княжеству Московскому пришло единое большое Московское царство. Был принят герб Византии – двуглавый орел, соединенный с гербом Москвы. Москву стали величать Третьим Римом. К этому времени определился Русский национальный идеал – Святая Русь. Хранить то, что ей досталось от православной Византии, Русь считала своим святым долгом. В 1589 году в Русской церкви было установлено патриаршество. После падения Византии в 15 веке взоры всего православного мира с надеждой обратились к Москве как к хранительнице истинной веры, как к Третьему Риму.

1. Церковь - дом Божий.

Русская культура неразрывно связана с нашей православной Церковью. Надо различать церковь как сообщество единоверцев, верующих во Христа, и церковь как храм, дом молитвы. Вся жизнь православного человека освящается церковными таинствами, которых всего семь. Таинства соединяют человека с вечностью, делают его жизнь осмысленной.

Таинство крещения, это такое священное действие, в котором верующие во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь, «духовно рождается» и становится членом церкви. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он крестился Сам в реке Иордан у Иоанна Крестителя. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом церкви Христовой. В таинстве крещения, новорожденный получает имя, ангела – хранителя и крестных отца и мать. Так как крещение есть духовное рождение, а родиться человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды.

Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святаго Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Первоначально святые апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук. В конце первого века это таинство стало совершаться через помазание святым миром. Святым миром называется особенным образом приготовленный и освещенный состав из благовонных веществ и елея (масла). При совершении таинства святым миром крестообразно помазываются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произношением слов : «печать дара Духа Святага, аминь».

Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощения грехов от Самого Бога Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее признание в грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие.

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни. Таинство святого причащения установил сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне своих страданий и смерти. Он и сам совершил это таинство. Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в церкви за богослужением называемом Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Духа Святого пресуществляются в истинное тело и в истинную кровь Христову. Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако святая церковь заповедует причащаться каждый пост и не реже одного раза в год. Таинство святого причащения по гречески называется «евхаристией», что значит «благодарение».

Таинство брака, брак это таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, как образ духовного союза Христа с Церковью, и просится и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Семья есть основа Церкви Христовой. Брак установлен самим Богом еще в раю при сотворении Адама и Евы.

Таинство священства, это таинство в котором правильно выбранный человек через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священники. Степеней священства три: дьякон, священник и епископ. Посвящаемый в дьякона получает благодать служить при совершении таинств. Посвящаемый в священника получает благодать на совершение таинств. Посвящаемый в епископа получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Елеосвящение, это таинство в котором при помазании больного освященным маслом, призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и духовных болезней. Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде совершить его может и один священник.

Церковные таинства не следует путать с традициями церкви. Важнейшей церковной традицией является поминовение умерших. Православные молятся об их упокоении, отпевают в церкви, заказывают панихиды, ставят свечи на специальный свечной столик – канун, справляют поминки.

У православных есть свои святыни: крест, святые мощи, святая вода, иконы, просфоры (освященный хлеб).

Православный храм и его устройство.

Сам Господь дал людям откровение о храме. В Ветхом Завете, в книге Исход, в 25-29 главах, подробно рассказывается, каким должен быть храм. Наш новозаветный храм устроен по образу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм разделялся на три части: Святое святых, Святилище и Двор, так и новозаветный православный христианский Храм делится на три части: Алтарь, Средняя часть и Притвор. Алтарь, как и святое святых, означает Небо, не то небо, что мы видим над головой, а Небо как место пребывания Бога. Ветхозаветному святилищу соответствует средняя часть православного храма. В нашем же храме здесь стоят все верующие христиане, они и есть призванные, «царственное священство» по словам святых апостолов. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор. Это как бы преддверие храма. Раньше здесь стояли люди, готовящиеся ко Святому Крещению или свершившие тяжкие грехи и временно отлученные от причастия. В нынешнее время притвор практически полностью утратил свое предназначение. Храм Божий по своему внешнему виду сильно отличается от прочих зданий. Часто в своем основании он устраивается в виде креста. Крест – самый главный символ для христиан, он – орудие всемирного спасения и постоянное напоминание, что на нем за нас был распят Христос и что люди не могут стать христианами, не приняв крест как основу своей жизни. Часто храмы строятся в форме продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю или Ноеву ковчегу ведет нас по морю жизни к пристани в Царствии Небесном. Основание храма иногда устраивается в форме круга – символа вечности и Вечной Жизни. Оно может быть и в виде восьмиугольника, как бы путеводной Вифлиемской звезды, сияющей в мире. Купол над храмом – новое вечное небо. Он увенчан крестом: это символизирует, что Христос соединил в церкви земное и небесное. Наши русские церкви с луковичными главами, воплощают в себе идею глубокого молитвенного «горения к небесам» через которое наш земной мир становится причастным небесного Царства. Высшее еще не достигнуто земным храмом. Всем своим видом он показывает, что для этого нужен особый подъем, особое жертвенное горение.